Морозная и ветреная погода не испугала маленьких поклонников Мельпомены и их взрослых родственников. Зал наполнился до отказа, пришлось даже подставлять стулья. Актёры театра «Слово» давно хотели поставить спектакль именно по этому произведению гения русской и мировой литературы. И вот мечта сбылась!
Основное действующее лицо каждого спектакля литературного театра — это СЛОВО. На этот раз, слово Пушкина. Для того чтобы попасть в волшебную стихию пушкинской поэзии, артистам не потребовалось переодеваться в сценические костюмы. Все они были одеты в свою обычную одежду — юбки, джинсы, свитеры. Не понадобилась сложная световая и звуковая партитура. Главными были Пушкин и воображение, которое вместе с актёрами включили и зрители.
Сказку артистам рассказать и показать помогли подручные средства, привычные и знакомые детям по играм дома и на улице: веточки, кусочки материи, бумага. Но в руках актёров они превращались в густой лес, в птиц и даже в посуду. А луну, солнце и ветер, к которым обращался за помощью царевич Елисей в поисках своей невесты, артисты сделали из бумаги. Небесные светила просто вырезали ножницами. А ветер изобразили три исполнителя, грозно размахивая листами, которые шумели и шуршали, точь-в-точь как порывы грозного ветра.
Зрители приняли театральную условность. Ведь во время игры дети одновременно бывают и мамами, и папами, и детьми, и животными. Выбор их ролей в играх безграничен, такие переходы для них естественны. И когда семерых богатырей сыграли всего два актёра — весело, озорно, с хорошим юмором, — ни у кого из зрителей от подобной цифровой сумятицы не возникло неодобрения и непонимания.
Во время таких спектаклей удовольствие доставляет не только наблюдение за игрой артистов, но и за реакцией публики. Есть неписаное правило: ребёнка ни одному, даже самому гениальному актёру, не удастся переиграть! Дети всегда естественные и настоящие. И заставить малышей сидеть и молчать во время представления, согласно правилам хорошего тона, тоже невозможно. На премьере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» не было мёртвой тишины: зрители смеялись, переговаривались, аплодировали, даже менялись местами, чтобы было лучше видно. Взрослая публика веселилась и ликовала ничуть не меньше детей.
«Это необычный спектакль, — признался после премьеры Владимир, который пришёл в театр вместе со своим внуком Максимом. — Мне самому интересно, что он (показывает на мальчика) мне скажет, мы поговорим об этом обязательно! Мы привыкли к классической постановке, а здесь увидели что-то новое».
А внук, надевший по поводу визита в театр элегантный галстук-бабочку, ответил просто: «Мне понравилось!»
«Пушкин — гений! Он помогает, вытягивает, буквально спасает тебя, когда что-то забудешь, запутаешься, — поделился мнением актёр Олег Пашков, сыгравший роль царевича Елисея. — А само слово Пушкина — оно какое-то очень ёмкое и в то же время простое, понятное».
Премьера «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» состоялась в последний календарный день осени, дав старт традиционным декабрьским предновогодним постановкам для детей. Спектакль поднял достаточно высокую планку для выбора материала и изменил подход к постановке для других творческих коллективов. А самое главное — появился спектакль, который одинаково интересен и детям, и взрослым, который хочется смотреть ещё и ещё!
Сказку Пушкина смотрела Людмила Козаченко.
Фото: Людмила Козаченко.