Зрители «Марсианина» явно ждали с нетерпением. На первый сеанс в «Зимнюю вишню» пришло не меньше 30 человек, несмотря на будний день. Удивляться не стоит – PR-компания у картины была, что надо. Трейлер вызывал в памяти неизбежные сравнения с «Изгоем» (потому что «робинзонада»), и, конечно, с «Интерстелларом» и «Гравитацией» (потому что научная фантастика). На выходе получилось не совсем то, что ожидалось, но это вовсе не означает, что «Марсианин» плох. Скорее наоборот.
Робинзон в космосе
С одной стороны, сравнение с «Изгоем» прямо-таки напрашивались. С другой – было очевидно, что Мэтт Дэймон, как бы он ни был крут, всё-таки не великий Том Хэнкс. Поэтому за образ главного героя было немного боязно. Но выход нашёлся. «Изгой» поражал зрителя сценами отчаяния и безысходности, а «Марсианин» вызывает неподдельное уважение силой духа и чувством юмора. В общем-то логично: ведь герой Дэймона — это не попавший в беду курьер, а астронавт, отобранный из тысяч претендентов и подготовленный к внештатным ситуациям.
Вся сущность героя раскрывается перед нами в тот момент, когда он очнулся один на Марсе: добежал до жилого модуля, зашил себе дыру в боку, вколол антибиотик и лишь потом позволил себе фразу «Охренеть!». В таком стиле он и действует весь фильм: сажает картошку, модернизирует марсоход, ищет способ связаться с NASA. В общем, решает проблемы по мере их поступления, не давая себе задуматься о том, что дела идут хуже некуда. Только это и позволяет ему выживать.
Астронавт Уитни гораздо ближе к классическому образу Робинзона Крузо, чем «Изгой». Он олицетворяет победу разума и силы воли над враждебным миром. А чтобы это не выглядело чересчур пафосно, сопровождает свои действия шуточками (порой довольно похабными). А наладив связь с Землёй, он едва ли не первым делом посылает президента США туда, куда президентов обычно не посылают. Короче говоря, это именно такой космонавт, какими мечтали стать все дети 70-х годов XX века.
Марс и наука
Красная планета у Ридли Скотта вышла не просто красивой, а роскошной. Не Пандора, конечно, – здесь красота совсем иная: мёртвая и безжизненная, завораживающая. Этот фильм обязательно нужно смотреть в кинотеатре, хотя бы из-за пейзажей. На современном экране в формате 3D на «красную планету» можно смотреть бесконечно. Особенно впечатлила песчаная буря в начале. Даже жаль, что её было так мало.
А вот к научной составляющей фильма есть вопросы. Я, конечно, не специалист, но нутром чую, что взлетать с планеты на космическом корабле с дыркой на месте носовой части нельзя. Мне кажется странным, что аппаратура, 20 лет пролежавшая под марсианским песком, так исправно работает (хотя это ведь американская аппаратура…). А когда космонавт прокалывает дырку в скафандре, «чтобы летать, как Железный человек» — это уже походит на откровенное враньё. Впрочем, таких сомнительных с точки зрения науки моментов в фильме немного. И они с лихвой искупаются великолепной операторской работой и интересным сюжетом.
Люди и пропаганда
К сожалению, далеко не все актёры дотягивали до уровня главного героя. Например, остальные участники экспедиции «Арес-III» — какие-то картонные (хорошо, что в кадре они появляются редко). Например, когда они связываются с родными, чтобы рассказать, что прилетят на 500 дней позже (а может быть, не прилетят вообще), все почему-то полны невероятного оптимизма и радости. Здорово раздражают и сотрудники NASA. Такое ощущение, что у них одна работа: радоваться и хлопать, когда ракета полетит (ну или ещё что-нибудь хорошее случится).
Зато начальство NASA такое, каким и должно быть. Строгих дядь и тёть больше всего заботит то, как они будут выглядеть в глазах конгресса и получат ли денег на дальнейшие исследования, они всерьёз возмущают зрителя, переживающего за судьбу Уитни. Но, конечно, не все – это же кино. Есть ещё благородный командир полётов в лице Шона Бина и учёный-фрик с бредовой идеей «как всех спасти». Не забываем и про других учёных, которые стараются изо всех сил. Все вместе, в сочетании с несгибаемым Мэттом Дэймоном, они представляют довольно интересную картину.
И всё бы хорошо, если бы в фантастический фильм зачем-то не вмешалась политическая пропаганда. Тут вам и нарочитый игнор России, как космической державы (по понятным причинам), и реверанс в сторону Китая (по ещё более понятным причинам). А самое главное, нам недвусмысленно дают понять: только одна самая-самая лучшая страна в мире способна бросить такие силы и средства на спасение одного космонавта. Всё это несколько портит впечатление от картины. Но, к счастью, загубить фильм пропаганде не удалось – юмор и зрелищность победили. Пусть это в большей степени приключение, чем научная фантастика, «Марсианин» Ридли Скотта получился ярким и интересным.