И полетели камни, заголосили недовольные зрители: “ууу, зачем надо было размазывать это по двухчасовому хронометражу? Скучно! Это проделки жадных продюсеров!” Автору этих строк в предыдущих фильмах больше нравилась именно первая половина. Это погружение в мир Панема вызывало гораздо больше удовольствия, чем борьба за жизнь представителей дистриктов. Особенно в первой части. Во второй хоть игры и оказались поизобретательней, но даже они не смогли затмить “введение в курс дела”. Знакомство с устройством существования Панема, с людьми, населяющими Капитолий, было и интереснее, и более непредсказуемо. Ну разве сомневался кто из зрителей в том, что Китнисс выживет в играх? Да, антиутопия в “Голодных играх” простенькая, может, местами корявая. Речь идёт исключительно о киноверсии, с книгой познакомиться не довелось. Но с внутренней логикой у фильмов всё в порядке. А какие персонажи её населяют! Чего только стоят ведущий Цезарь, Эффи Тринкет и ментор Хэймитч. Президент Сноу – та ещё глыба. Тут спасибо актёрам. Бедняжка Китнисс запросто могла бы затеряться среди этих величин, но Дженнифер Лоуренс – актриса, и без “Голодных игр” доказавшая свою состоятельность.
В первой “Сойке-пересмешнице” актрисе Лоуренс приходится выносить на себе побольше, чем в предыдущих частях истории. Тут тебе ни ослепляющей всеми красками жизни Капитолия, ни непосредственно игр. У её персонажа только душевная боль, страдания и гораздо более частая, чем в прошлые разы, необходимость делать личный выбор. По сути, до последней главы, Китнисс – ведомый персонаж. Ей всё время говорят, что делать, как, когда, ей помогают. Себя она проявляет только в пиковые моменты, когда нужно спасти кого-нибудь. В любовных пристрастиях она тоже неопределенна до конца, вроде даже есть треугольник, но внимание на нём не заостряется, не исключено, что только зрителем. Это было не перечисление минусов. Может, это даже находка авторов. В последнем на данный момент фильме Китнисс предъявляет требования, понимая, что она востребованный товар. Но всё-таки создаётся впечатление, что она не до конца понимает свою роль. Да, её также используют. Используют в информационной, по большей части, войне. И в методах борьбы представители 13-го дистрикта не намного больше морали, чем в методах правителя Капитолия. Сидеть в бункере, посылая в эфир ролики с символом революции, вот и всё руководство. А как снимали эти ролики, сколько в этих сценах иронии и сатиры!
Журналисты, в лице Крессиды, вообще представлены циничными сволочами, думающими только о сюжете. Да, ирония горькая, потому что за этими роликами следует смерть сотен людей. Толпы идут на самоубийственные миссии, не думая ни о себе, ни о ближнем, во благо общей цели. Китнисс же переживает только о своём партнёре, иногда даже готовая бросить всё ради его безопасности. Если во второй части “Сойки” не будет какого-то общечеловеческого пафоса, если во главе будут только душевные метания главной героини, то это очень неправильное кино. Через год посмотрим. Читавшие книгу сейчас довольно ухмыляются.
И всё же “Голодные игры: Сойка-пересмешница: Часть 1” – хорошее кино. Несмотря на размеренность, ненудное. Атмосфера нового места передана просто, но точно, со штрихами. Отдельные сцены совершенно неожиданно пробирают. Взрослый мужик на подростковой антиутопии чуть ли не пускает слезу, видя страдания героини в момент посещения её родного дистрикта. Колыбельная в исполнении Китнисс, наложенная на в меру пафосную сцену, пробирает, и даже не возникает мысли о том, что чувствами зрителя спекулируют. Единственная за фильм выпущенная из лука стрела имеет эффект разорвавшейся бомбы. Режиссёр Фрэнсис Лоуренс чётко расставляет акценты в каждой сцене, не давая при этом исчезнуть целостности картины. Ну и актёры, без сомнения и ожидаемо, не подкачали, включая нового персонажа в исполнении замечательной Джулианны Мур.
О создателях
Режиссёр: Френсис Лоуренс (Francis Lawrence) Режиссёр знаковых, может, даже культовых фильмов 2000-х: “Константин” и “Я — легенда”, а ещё замечательной драмы о цирке “Воды слонам!”. Кроме этого, успешный режиссёр музыкальных видео для самых популярных звезд западной сцены, таких как Дженнифер Лопес, Бритни Спирс, Green Day. А за клип на песню Lady Gaga “BadRomance” даже получил Грэмми. |
Оператор: Йо Виллемс (Jo Willems). Так же, как и режиссёр, накрепко завяз в “Голодных играх” до самого конца. Первой работой в полнометражном кино была довольно простой в техническом плане, но превосходный в исполнении триллер “Леденец”. Дальше только наращивал своё мастерство, сняв хорошие в визуальном плане “30 дней ночи” и “Области тьмы”. Кроме кино, участвует в самых разных проектах, ознакомиться с которыми можно на персональном сайте оператора www.jowillems.com |
Интересные факты о фильме
— По словам актёра Лайама Хэмвсорта, перед каждой сценой поцелуя с Китнисс Дженнифер Лоуренс специально ела блюда с большим содержанием чеснока или тунца. Это были самые ужасные сцены, признаётся Лайам.
— Для Лоуренс чрезвычайно трудным и кошмарным опытом оказалось исполнение колыбельной. На том, чтобы Дженнифер пела сама, настоял режиссёр картины.
— Фильм посвящен актёру Филипу Сеймуру Хофману, умершему за неделю до окончания съемочного процесса.
— Это первый фильм из серии снятый на цифровую камеру.
— Также это первый фильм из серии, не снятый в IMAX-формате.
— Согласно книге, персонажа Эффи Тринкет не должно было появиться на экране. Но после первых двух частей автор первоисточника Сюзанн Коллинс уговорила режиссёра и продюсеров вернуть её в повествование и сама переписала сценарий.
Фото: kinokadr.ru