Какие ваши доказательства?

В очередной раз наши перевозчики обратились в областную администрацию с просьбой  поднять стоимость проезда в городском транспорте. Да-да, опять, хотя последнее увеличение было недавно – в ноябре, но, по их словам и мнению, 1 рубль – это капля в бескрайнем море их расходов на ГСМ, ремонт, содержание, зарплаты, — список можно продолжать бесконечно. Буквально на днях новокузнецкие транспортники снова подняли вопрос об увеличении стоимости проезда. На пятачок – в самый раз. Они так считают.

Их кемеровские коллеги стараются не отставать, обращаются в областной департамент цен и тарифов, а он их в ответ на законных основаниях спрашивает: какие ваши доказательства? Как в голливудском фильме «Красная жара» с бывшим губернатором Шварценеггером в главной роли. А нет их! Нет у транспортников экономических обоснований для того, чтобы мы с вами платили им за проезд ещё больше. А откуда им взяться, если в тех же маршрутках пассажиров не обилечивают? Что такое билет – это документ, это договор между заказчиком услуг и исполнителем. А ещё это чек и страховой полис на случай, если вы потеряете часть здоровья в общественном транспорте, который в последнее время вообще бьёт рекорды по количеству участия в ДТП. Для водителей же и автотранспортных предприятий билетики – это отчётные документы, на основании которых они и могут дебит с кредитом сводить, расходно-доходную часть вычислять и т. п.

Представьте себе огромный супермаркет, в котором отсутствуют кассовые аппараты, в котором продавцы зарабатывают столько, сколько смогут, а могут они заработать хоть сколько – одни много, другие мало.  Супермаркет, в котором директор понятия не имеет, кто, что, сколько и когда купил, сколько товаров осталось, сколько товара нужно ещё запасти. Анархия! Какие тут могут быть экономические обоснования? Какие могут быть годовые отчёты, дебиты и кредиты? Одни хотелки!

Ну, хорошо! ГСМ растёт, не спорю, и это основной аргумент перевозчиков в пользу повышения тарифов. Тогда я понять никак не могу: почему, к примеру, на Украине при стоимости бензина и дизтоплива в 11 гривен, проезд в маршрутке стоит 2 гривны, а на общественном транспорте ещё дешевле. Не говоря уже об электротранспорте, который дешевле всего, и это разумно и экономически обоснованно: в Крыму и Одессе я ездил на новеньких современных комфортабельных троллейбусах «Богдан» за 1 — 1,25 гривны. Давайте пересчитаем: 1 гривна = приблизительно 4 рубля. Итого стоимость дизтоплива в «незалежной» – около 40 рублей, при этом проезд в троллейбусе – 4 рубля, в маршрутке 8 рублей.

Но больше всего меня поразил следующий факт: ночью стоимость пригородного маршрутного такси (!) в Севастополе увеличивается вдвое и стоит… 4 гривны, то есть 16 рублей.

Для меня – кемеровчанина – это что-то из разряда фантастики – всю ночь кататься на маршрутке за 16 рублей. При этом, напомню, литр бензина стоит больше 40 рублей. И что-то я не заметил и не слышал, чтобы кто-то из водителей жаловался на судьбину и исходил голодной слюной.

Я не знаю, как украинцам это удалось, я там отдыхал, а не по экономическим и транспортным форумам болтался. Да, у нас много различных факторов влияет на цену, у них тоже, но, ребята, когда проезд в городском транспорте (пусть даже только в электротранспорте, не суть) стоит в 10 (!) раз ниже стоимости топлива, то это очень интересно для изучения, не правда ли? К тому же у нас какая-то нездоровая мания сравнивать себя с худшими из худших, по сравнению с которыми мы тут такие красавчики и — как сыр в масле. В результате никакого катализатора на улучшение, одна лишь гордость. Но мы привыкли. Так скоро до самых бедных регионов Африки в своих сравнениях доберёмся.
Поэтому нашим перевозчикам я бы посоветовал съездить на Украину с рабочим визитом, опыта перенять, разузнать, как нашим братьям-славянам это удалось? Не уж-то заграница помогла?! Неужели НАТО одесситам расходы за пассажироперевозки компенсирует? 

Только наших надо отправлять не летом, а то они чего доброго на море отправятся купаться, загорать, а не опыт перенимать. Я как гражданин и налогоплательщик даже выражаю своё одобрение дать им на поездку бюджетных денег, лишь бы толк был. Ну, на худой конец, интернет-конференцию по Скайпу провести.

Это ж сколько мы все сможем сэкономить, если у нас при стоимости бензина в 30 рублей проезд в автобусе будет стоить 6 рублей, а в троллейбусах и трамваях вообще 3 рубля. И маршрутки будут возить людей круглосуточно. Да мы такими образцово-показательными станем!

К нам со всей страны будут приезжать делегации опыт перенимать. И все будут довольны. Только представьте: пассажиры счастливы, многие кемеровчане продали свои авто, чтобы ездить на трамваях, у транспортников ломаются лопаты, которыми они гребут деньги, УЕЗТУ… не знаю, водители общественного транспорта при деньгах, все вежливые-вежливые, бросили курить, начали ходить в спортзал, кондукторы улыбаются и всегда у них есть сдача, даже с 5 000 купюры. Даже утром… в понедельник…

…Что-то я размечтался.

P.S. А вообще… Пускай маршрутки дорожают, пусть в них, как в Москве, проезд будет стоить 26 рублей, а в пригород 50. Пусть! Просто на них ездить никто не будет, все пересядут на троллейбусы и городские автобусы, и тогда держитесь, уважаемые муниципалы! Вы будете просто обязаны обеспечить город муниципальным транспортом по всем, даже с самым низким пассажиропотоком, маршрутам, и чтобы транспорт этот работал — как надо!

Связались с частниками, выдали им карт-бланш, они у вас же лучшие маршруты отжали, деньги из автобусов, троллейбусов, трамваев стали уходить в маршрутки, в частные карманы, которые даже не могут нормально посчитать свои траты и доходы. Почему в Севастополе троллейбусы всегда полные? Да потому что троллейбусная сеть покрывает весь город, и местному жителю, и приезжему выгодно и удобно ездить за 1 гривну на троллейбусе. Думаю, экономического обоснования того, что электроэнергия дешевле солярки, не требуется.

Триумфом троллейбусной сети Крыма можно, конечно, считать прямой маршрут Симферополь — Алушта — Ялта вдоль берега Чёрного моря. Время в пути 2,5 часа. Конечно, долго, но есть в том свой кайф, а местные жители пользуются им как обычным городским транспортом, цена билета, насколько я помню, вполне адекватна. Там даже бесплатный проезд предусмотрен для кандидатов в президенты Украины.

У нас в городе, помнится, тоже был несколько лет назад такой прожект: максимально развить электротранспортную сеть и, в конце концов, вовсе отказаться от услуг маршрутного такси. Вместо этого наши муниципалы заботятся не о пассажирах, а о частниках, которые вытеснили их с рынка, да ещё и пытаются вытащить из нашего кармана в их карман как можно больше денег. А те даже не могут внятно объяснить, на каком основании мы должны им платить больше. Остановка «Цирк», уважаемые пассажиры!

Комментарии

Рекомендуем