Кемеровское УФАС России оштрафовало ОАО «Авиакомпания «Сибирь» на 1 млн 300 тыс. рублей

5 июля Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области вынесло два постановления о наложении штрафа на ОАО «Авиакомпания «Сибирь». Управление признало авиакомпанию виновной в совершении административного правонарушения и назначило штрафы по каждому административному делу – 650 000 рублей.

«Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством тарифы на воздушные перевозки устанавливаются авиакомпаниями самостоятельно, специалисты Управления пришли к выводу о нарушении антимонопольного законодательства. Мы продолжим отстаивать в судебных разбирательствах в первую очередь интересы граждан Кемеровской области, интересы общества и свое решение», – отметила заместитель руководителя Кемеровского УФАС России Елена Клостер.

Как сообщает сотрудник пресс-службы Кемеровского УФАС России Анна Дрешер, вопрос о ценах на воздушные перевозки до столицы из Кузбасса в 2012 году приобрел особое значение. Тема завышенных авиабилетов неоднократно освещалась в различных средствах массовой информации и требует подробного разбора.

А начало этому противостоянию положили Кемеровская транспортная прокуратура, администрация Кемеровской области и обычные жители Кузбасса, недовольные ценами на авиабилеты. В Кемеровское УФАС России с мая 2011 года начали поступать заявления о признаках нарушений со стороны авиаперевозчиков до Москвы на территории Кемеровской области.

Результаты анализа конкуренции на этом рынке показали специалистам Управления, что на маршрутах Новокузнецк – Москва и Кемерово – Москва в 2011 году доминирующее положение с долей более 50% и 35% соответственно занимает ОАО «Авиакомпания «Сибирь». Тогда авиакомпания была включена в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

По результатам рассмотрения обращений в 2011 году Кемеровское УФАС России возбудило 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Авиакомпания «Сибирь».

10 мая и 23 мая 2012 года на заседаниях Комиссии Управления были приняты решения по двум делам: признать ОАО «Авиакомпания «Сибирь» нарушившим антимонопольное законодательство в части установления необоснованно высоких тарифов экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк – Москва – Новокузнецк и Кемерово – Москва – Кемерово и выдать предписание установить обоснованные тарифы экономического класса, пропорционально фактическим затратам авиакомпании. 

Следует отметить, что представители ОАО «Авиакомпания «Сибирь» на заседаниях Комиссии Кемеровского УФАС России поясняли, что не считают себя нарушившими антимонопольное законодательство, поскольку разница в стоимости тарифов обусловлена разницей на рынках: в Новосибирске более конкурентный рынок (9 хоз. суб. – Прим. Кемер. УФАС России) и, соответственно, более низкие цены, в Кемерове и Новокузнецке — рынок авиаперевозок с неразвитой конкуренцией (2 хоз. суб. – Прим. Кемер. УФАС России) и, соответственно, более высокие цены.

Позицию авиакомпании прокомментировала руководитель Кемеровского УФАС России Наталья Кухарская: «К сожалению, среди компаний, оказывающих услуги на рынках воздушных перевозок, сложилась такая тенденция – максимально занижать цены на маршрутах с высокой конкуренцией, но при этом, компенсируя затраты, завышать цены там, где конкуренция не развита и компания занимает доминирующее положение. У потребителей на таком рынке нет возможности выбора. Цель антимонопольного законодательства как раз и состоит в том, чтобы на рынках с неразвитой конкуренцией не было злоупотреблений доминирующим положением».

Проблемным моментом при рассмотрении дел стал тот факт, что представители авиакомпании «Сибирь» указывали на отсутствие нарушений с их стороны, так как тарифы устанавливаются перевозчиками самостоятельно. Все эти моменты приводили к затягиванию процесса рассмотрения дела.

Специалисты Управления, руководствуясь ответами ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и аэропортов сравнили цены, тарифы, сборы на рынке авиаперевозок по маршрутам до города Москвы, сопоставимых по километражу. Это Кемерово – Москва, Новокузнецк – Москва, Новосибирск – Москва, Томск – Москва, Барнаул – Москва.

Разница в тарифах по маршрутам была сопоставлена с разницей в аэропортовых сборах с расчетом на 1 судно. В перечень сборов входили: сбор за взлет/посадку, обеспечение авиабезопасности, пользование авиавокзалом, обслуживание пассажиров, обработка грузов, вылет-встреча, посадка-высадка пассажиров, доставка пассажиров, бортпитание, обеспечение авиаГСМ, уборка салона.

При сравнении, например, маршрутов Новокузнецк – Москва и Новосибирск – Москва разница в нормальных тарифах экономического класса составила порядка 30 процентов; в специальных тарифах экономического класса – 50 процентов. При этом разница в аэропортовых сборах и тарифах с расчетом на одно судно составила порядка 16 процентов.

В настоящее время предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства не исполнены. Эти акты ОАО «Авиакомпания «Сибирь» вместе с решениями Кемеровского УФАС России обжалует в Арбитражном суде Кемеровской области.

По итогам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление возбудило административное производство по каждому направлению. Как было установлено антимонопольным органом, в течение 2011 года и до мая 2012 года включительно авиакомпания «Сибирь» устанавливала необоснованно высокие тарифы экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Новокузнецк – Москва.

Ответственность за злоупотребление доминирующим положением установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарии

Рекомендуем