×

Отсутствие опыта или судьба?

Я прожила в Риге почти месяц. За это время я не только познакомилась с прекрасными людьми, но и побывала практически во всех торговых центрах. Включая «Maxima». Том самом, который разрушился в четверг вечером как карточный домик.

Многие мои кемеровские друзья восприняли трагедию в Латвии как «хорошо, что не у нас». Ведь уже несколько лет говорят о том, что может обрушиться один известный торговый центр. В Риге об этом не говорили. А получилось, что здание обрушилось три раза за двое с половиной суток. И к вечеру субботы, по официальным данным, число жертв достигло 50 человек. Среди них трое спасателей и двое россиян. 

 

"Страшной трагедии в Риге можно было избежать", — это мне написала подруга, ставшая очевидцем событий. Беда в том, что в Латвии нет опыта проведения подобных операций. Поэтому когда спасатели начали разгребать завалы, не подумали о том, что возможно повторное обрушение. Поэтому когда начинали поднимать одну бетонную конструкцию, рушилась другая, придавливая тем самым собой тех, кто еще мог выжить. 


Воспринимать трагедию можно по-разному, ведь она случилась не у нас. Но меня она затронула лично. Пострадали мои знакомые. Друзья вышли из центра за секунду до падения крыши и сейчас восстанавливаются после нервного срыва. 

 

«Сирена звучала где-то час до обвала, двери не закрывали, все работали в нормальном режиме. Охранники сказали, что произошел какой-то сбой, поэтому сработала сирена, – рассказала кассир Юлиана. – Они сказали, что беспокоиться не стоит. Когда угроза стала реальной, нас не выпускали, а в срочном порядке инкассировали деньги. Я чудом спаслась» 

 

С вечера четверга возле здания «Maxima» стоят сотни людей. Это те, чьи близкие и друзья не вернулись домой. Они просто ждут, что спасатели вынут из-под завала их близких.

 

Основной удар пришелся по супермаркету и кассам. И самое удивительное, что даже в, казалось бы, европейской стране администрация магазина повела себя в самых худших традициях России. 

 

«Причины произошедшей катастрофы нужно искать еще задолго до неё. Несколько лет назад всё те же люди, что и сегодня у власти в Латвии, отменили мешавшее им наследие советского прошлого — Строительный надзор. Поэтому строительство велось, как велось. Сама компании Re&Re признаёт, что роковая ошибка могла быть допущена во время строительства — расчёты, материал, работа или эксплуатация. Почему руководство магазина не объявило эвакуацию — просто посчитали, что сигнал ложный и систему заклинило. Почему люди, услышав сигнал тревоги и видя, что другие магазины начали эвакуацию, не покинули здание? Вероятно, такой трагедии уж точно никто в тот момент не ожидал. Думали, что так, само рассосётся» — поделился со мной корреспондент телеканала «ТВ5» Денис Денисов. 

Чтобы найти пострадавших, спасатели вместе с родственниками звонили на телефоны тех, кто мог оставаться под завалами. Так нашли кассиршу, которая спряталась под стойкой кассы. Но даже это не всегда помогало. В пятницу в 4 утра женщина отправила своему мужу смс, что она жива и ждет, когда ее вытащат. Через пару часов, когда ее вытащили, она была уже мертва. 

 

«Сейчас винят спасателей за то, что не пригласили МЧС. Спасателей работало на месте 200 человек. Здесь нет никакой политики, так как латвийская служба сотрудничает со своими коллегами с Востока. Просто не видели необходимости. Возможно да, МЧС более развито и могло помочь. Не буду здесь гадать, верно ли было решение об отказе от помощи со стороны России или нет. Но знаю одно, спасатели сами, без приглашения, выходили с выходных и ехали разгребать завалы. Они не сдавали смены, а оставались и работали дальше. Они получают 350 латов (700 долларов) и у них нет, насколько я помню, даже страховки и социальных гарантий. Они работали и жертвовали здоровьем и своей жизнью просто так, самоотверженно, из чувства долг» — продолжил Денис Денисов.

Впечатлила меня не только работа спасателей, но и открытость властей для информации. На запросы журналистов отвечали практически мгновенно, не пытаясь замолчать какие-то моменты. Удивило меня и то, чего в России не встретить никогда: мэр Риги Нил Ушаков постоянно публикует важную информацию у себя на страничке в социальной сети и выражает свое, чисто человеческое отношение к ситуации: «Мне безумно больно было сегодня слышать спасателей, которые заявили, что до утра прекращаются спасательные работы. И я даже боюсь представить себе, что чувствуют близкие. Решение о приостановке работ принимают только спасатели. И один из факторов — есть ли угроза жизни спасателям. Напомню, что трое их коллег уже погибли. Решение о приостановке было принято после третьего обвала. Также спасатели принимают решение, нужна ли поддержка со стороны, в том числе и от МЧС. Я это пишу не для того, чтобы снять с себя ответственность. Я все это время вижу, как работают спасатели. И у меня нет ни малейших оснований не доверять их решениям. Не только с точки зрения, кто и за что отвечает. Но и с точки зрения чисто человеческой. Они подготовлены. У них есть все необходимое оборудование. Они уже не раз по ходу этой спасательной операции рисковали своими жизнями. Я верю нашим спасателям». 

 

Власти выплатят пострадавшим компенсацию, управляющие «Maxima» будут содержать детей погибших до их совершеннолетия. По факту обрушения будет проведено тщательное расследование, а здание торгового центра полностью разберут и, возможно, сделают мемориальный комплекс. Но это будет потом. А пока рассказы очевидцев ужасают. 

 

«Я стоял рядом с 16-летним мальчиком, мама которого оставила его несколько лет назад и его растила крестная, которая была в магазине в том миг, когда все рухнуло. Он ждет ее с момента наступления трагедии до этого момента (утром одноклассники принесли ему горячего чаю и сухую одежду). Дал прикурить одному 70-летнему старику, который не переставая звонил своей жене, вышедшей в магазин за хлебом, сигнал был, то трубку никто не брал. Видел мужчину, который в пять утра пришел с работы и, узнав о трагедии, понял, что его жена, на которой он женился пару месяцев назад, находится под развалинами. Видел 20-летнюю девушку, у которой оба родителя остались под завалами – рассказал фотограф агентства LETA Эдийс Паленс — Видел, как работница полиции, которой надо было сообщить родственникам о смерти их близких, почти потеряла сознание и ее вырвало. Видел генерала Кюзиса со слезами на глазах. Видел, как оператор дорожного крана искал своего товарища, которого засыпало. Видел, как работники игрового зала отказались впустить девушку погреться, пока она ждала вестей о пропавшем муже всю ночь (утром она получила печальную весть). Видел, как мальчик за 2 секунды перепрыгнул через ограждения, пробился сквозь толпу полицейских, потому что ему показалось, что его маму вынесли живой, но живой она не была. Получил от подруги, которую утром должен был фотографировать, смс, она писала, что не придет, потому больше нет того человека, которому можно было подарить эти фотографии. Видел, как 1000 людей стояли в очереди, чтобы сдать кровь. Видел, как кадеты не могли усидеть в автобусе, а просили разрешить им оказывать помощь пострадавшим».

"У молодых ребят — волонтеров, которые здесь третьи сутки работают, не отлучаясь, раздают чай и бутерброды, случилась истерика, когда произошел третий обвал. Молодежь увидела это все своими глазами, и очень испугалась", — поделился фотограф Mixnews Марис Морканс. 

 

Читая эти строчки, понимаешь весь ужас ситуации. «Самое сложное было не разреветься во время интервью и во время начитки. Последние четыре дня эмоции шкалят у всех» — рассказал корреспондент телеканала «Первый Балтийский» Алексей Стетюха. 

 

Подобной трагедии в Латвии не было никогда и, надеюсь, никогда больше не будет. И не только в Латвии.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp