В Кузбассе впервые прозвучала Stabat Mater Антонина Дворжака

В минувшие выходные на сцене Кемеровской областной филармонии прошел концерт, посвященный одному произведению. Знаменитая кантата чешского композитора Антонина Дворжака Stabat Mater (Мать скорбящая) известна не только как шедевр мировой классической музыки. Во время работы над произведением композитор потерял троих детей.  

 

Stabat Mater — средневековый текст на латинском языке о страдании Марии у креста, привлекал многих композиторов. На его основе писали произведения Шуберт, Россини, Вивальди. Но кантата Антонина Дворжака, ставшая «Пьеттой» от музыки, в ряду этих творений выделяется особой теплотой и искренностью. И это не только следствие религиозности автора, но и череды трагических обстоятельств в его личной жизни.

 В 1876 году умирает дочь Дворжака, и он начинает работу над кантатой, но не завершает ее, отвлекаясь на другие дела. Трагические события продолжаются: умирает вторая дочь композитора, а затем и сын – первенец. Родители приходят в отчаяние. Друг Дворжака пианист и композитор Прохазка понимает, что их нужно вывести из этого состояния: он уговаривает Дворжака продолжить сочинение. Антонин включается в работу и завершает кантату, и это позволяет ему излить горечь утраты.

 

Stabat Mater довольно быстро получила широкое распространение не только в Чехии, но и за ее пределами. 10 марта 1883 года состоялось исполнение кантаты в Лондоне. Год спустя англичане Дворжака пригласили дирижировать своим шедевром. Вскоре Stabat Mater была издана известной лондонской фирмой «Новелло».

Сложное произведение исполняется следующим составом: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор и оркестр. Кантата содержит 2 раздела и 10 частей. Композитор наполнил их славянской распевностью, мягкостью и сдержанностью в выражении чувств.  10 номеров Stabat Mater включают хоры, ансамбли, соло с хором, квартеты, дуэт, ариозо.

 

Важная роль отведена оркестру с многочисленными солирующими инструментами, особенно духовыми. В первом разделе звучит очень печальная и сумрачная музыка, отражающая плачь души Богоматери у распятия. Второй раздел являет собой просветление. В ярком финале происходит умиротворение и примирение со смертью, звучит гимн жизни. Эта смысловая точка завершает развитие главной идеи произведения: сострадание к чужому горю очищает душу каждого.

Первое в истории исполнение Stabat Mater Дворжака в Кузбассе состоялось при участии Губернаторского симфоничекского оркестра под управлением Линь Тао, Губернаторского камерного хора, солисток Красноярского театра оперы и балета Веры Барановой и Анны Гичик, народного артиста Бурятии Шакдара Зандуева, солиста Музыкального театра Кузбасса Вячеслава Соболева. 

Комментарии

Рекомендуем