100 лет кузбасской моды
в фотоснимках
Ретро
Когда заходит разговор о Советском Союзе, кроме «Раньше было лучше», многие вспоминают и всепоглощающий дефицит. Не хватало не только одежды, обуви, но и необходимых продуктов питания. Но советские люди выход могли найти из любой ситуации. Потому и во время нехватки обычных ситцевых платьев находились модники в чехословацких туфлях и импортных колготках.

Онлайн-журнал Сибдепо вспоминает, что было модно в Кузбассе 100 лет назад, как кемеровские модельеры оказали влияние на мировую моду и кто в регионе носил платья Марлен Дитрих.
Шерстяные бриджи
и запретные танцы
1910-1920-е годы
В дореволюционное время жители села Щеглово и понятия не имели, что такое мода и как нужно одеваться, чтобы всех вокруг шокировать. Не было глянцевых журналов, до повсеместного появления телевизора оставалось ещё несколько десятков лет. Да и времени на это баловство не было, работать нужно было. Однако зажиточные кузбассовцы, которые хотели отличиться от других, всё-таки поглядывали на жителей Томской губернии. Перенимали у них привычки одеваться и делать причёски. Те в свою очередь во всём старались подражать столичным щёголям.
Американки и голландки носили мужские рубашки, галстуки и вельветовые бриджи. Местные девушки, конечно, были шокированы таким внешним видом. Но сами втайне мечтали о модных укороченных штанишках.
Если у голландок и американок одежда была сшита из вельвета, бархата и твида, то у наших крестьянок и рабочих даже ситца не хватало. Все были очень бедными. Потому некоторые модницы пытались вязать бриджи из шерсти. Конечно, выйти в свет и пройтись по улице Никольской в таком виде они никак не могли. Их бы засмеяли, и уж точно никто бы не захотел взять в жёны такую модницу. Но они умудрялись проникнуть на запрещённые танцы и покрасоваться там.
Владимир Сухацкий, историк и краевед
В 1920-е годы танцы считались буржуазным предрассудком и были под запретом. Нарушителя могли не только выгнать из комсомола, но и лишить работы. Однако американские колонисты АИК «Кузбасс» в своём общежитии танцы устраивали каждую неделю. Американец мог пригласить на такое мероприятие и двух русских девушек. Вот тут-то модницы и отрывались по полной. Перебравшись на другой берег к иностранному общежитию в платье и с шерстяными бриджами в свёртке, они переодевались где-нибудь в уголке и отправлялись танцевать. Можно, конечно, только посмеяться, представив, как забавно выглядели такие новомодные хенд-мейд штанишки.
Платье от Марлен Дитрих
1930-1940-е годы
С появлением кинематографа главным источником вдохновения местных модниц, конечно же, стали герои фильмов. Стиль жизни буржуев все осуждали во всеуслышание, а по вечерам изобретали новые наряды, максимально похожие на те, что носит любимая героиня.
В 30-е годы каждая кокетка мечтала о модной шляпке, в 40-е – о чулках. Но вот только самые первые колготки появились в СССР на рубеже 50-60-х годов. Потому модные чулки со стрелками сзади приходилось имитировать с помощью карандаша для глаз. Если бы сейчас модницы прошлого столетия увидели, как наши бабушки собирают лук и яблоки в старые колготки, они бы зарыдали от горя.

В это же время появились «Торгсины» – магазины, в которых обслуживали иностранцев. Местные модники тоже могли приобрести дефицитные товары за драгоценности или антиквариат.
г. Топки, 1950-е годы
Взгляд на одежду поменяла и Вторая мировая война. Вещи стали максимально простыми, если их вообще удавалось найти или сшить: остро не хватало материалов. Потому в 1943 году Кузбасс начал получать от американского «Комитета помощи русским в войне» гуманитарные посылки. Это были не только медикаменты и продукты, но и одежда. Первый в Советском Союзе секонд-хенд в огромных тюках присылали и на фронт, и мирным жителям. Гуманитарную помощь собирали и голливудские кинозвёзды, в их числе была и Марлен Дитрих.
Конечно, лучшие вещи доставались тем, кто распределял гуманитарную помощь. В вечерних платьях от голливудских звёзд ходили кузбасские чиновники и их дети. Существует вероятность, что кому-то достались наряды звезды «Голубого ангела».
— Владимир Сухацкий, историк и краевед
Благодаря гуманитарной помощи из Америки в Кузбассе появились и первые джинсы. Только в военные годы они не считались модной одеждой. Свою популярность они обрели позже – в 1970-х.
Кемеровский Дом моделей
и мировая мода
1950-е годы
После войны люди начали стремиться к лучшей жизни. Гардероб пополнился одеждой светлых тонов, цветочных расцветок и новыми материалами. А в июне 1959 года в Кемерове на проспекте Ленина появился Дом моделей! Настоящее событие в мире кузбасской моды.
Кемеровские модельеры решили не вариться в собственном соку, и поехали в столицу на «Неделю моды» – на других посмотреть и себя показать. Для столичной выставки кемеровские умельцы подготовили необычный наряд, детали которого подглядели в традиционных нарядах шорцев и телеутов. Представители этих народностей традиционно обрамляли одежду пушниной. И модельеры из столицы Кузбасса придумали платью из модного тогда нейлона сделать меховую оторочку.
Такой наряд приглянулся французским дизайнерам, которые не пропускали ни одного модного события в мире и также посетили московскую выставку. Они быстро смекнули, что на изготовлении платьев из дешёвого нейлона с меховой оторочкой можно много заработать.
— Владимир Сухацкий, историк и краевед
Благодаря французам такие платья получили мировую известность. Но спустя несколько лет справедливость восторжествовала. В 1965 году столицу Кузбасса посетила консультант нью-йоркского дома мод Габриэль Байкова. Увидев на кемеровских моделях платья с меховой оторочкой, иностранная гостья отметила, что и в угольном городке подражают Парижу. На это местные модельеры поведали ей, что именно они придумали такое платье, подглядев детали у шорцев.
Дефицит, блат
и «чёрные» рынки
1960-1970-е годы
В 1960-70-е годы кузбассовцы пытались копировать моду стран ближнего зарубежья. До нас последние модные веяния всё-таки доходили, но спустя пару-тройку лет.

Главная палитра этих лет в одежде и мужчин, и женщин – все оттенки серого. Местные магазины изобиловали одеждой этих тонов, от которых тянуло зевать. Чтобы стать обладателем хоть какой-нибудь яркой вещицы, приходилось обращаться в ателье. За эксклюзивной обувью также бежали к умельцам-сапожникам.
В 1970-е годы в Кузбассе начинает медленно развиваться лёгкая промышленность. Зато стремительно развиваются «чёрные» рынки и блат – как главная валюта в погоне за импортными вещами.
Тренды перестройки
1980-1990-е годы
Только фарцовщики могли добыть в 70-80-е годы и джинсы Montana, и польскую косметику. Главная «барахолка» Кемерова в те годы располагалась на месте современного Знаменского кафедрального собора. Некоторым кузбассовцам импортную одежду выдавали в качестве премии за дополнительные рабочие часы или смены.
А 1990-е вы и сами прекрасно помните – что завезли, то и носим. Огромные меховые шапки размером с живого кролика или бобра, лаковые сапоги на двухэтажных платформах, спортивные нейлоновые костюмы красных и кислотных цветов, кожаные плащи ну и, конечно, малиновые пиджаки. Аксессуарами служили кепки, очки «кобра», золотые цепи, печатки и символ 90-х - барсетки.

Всевозможная джинса была на пике популярности – особенно короткие юбки и «варёнки». Дополнял образ мегахит – свитер с надписью Boys и узором, напоминающим ковёр. Представительницы прекрасного пола носили объёмные блузки с лосинами. Колготки в сетку, ботфорты и суперминиюбки – всё это прикид не ночных бабочек, а модной молодёжи. Тут уж на широкую ногу шагнули китайские и турецкие производители, на полную мощь заработала новосибирская «барахолка», где затаривались и простые смертные, и продавцы всех местных рынков.

Спортивные костюмы были настолько в моде, что даже на деловых встречах заявиться в кедах и «Адидасе» дурным тоном не считалось. Кстати, оригинальный костюм можно было легко отличить от китайской подделки со всевозможными вариациями «Abibas».
Сегодня, чтобы обзавестись модными серебряными кроссовками или коротким топом, не нужно ждать несколько лет, бежать в ателье или долго и упорно работать. Достаточно зайти в любой бутик или интернет-магазин. Или просто заглянуть в бабушкин сундук. Ведь в моду часто возвращаются вещи, которые были так популярны в прошлом столетии.
Текст: Екатерина Фоменко.
Фото:
Google Images, архив Владимира Сухацкого,
Екатерины Шаминой, Сибдепо, ok.ru / «Мы из старого Кемерово».
info@sibdepo.ru
© 2017