Корреспонденты Сибдепо приобрели в разных кемеровских магазинах 10 бутылок водки и отдали на экспертизу в испытательную лабораторию ФБУ «Государственный Региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области».
Какая водка оказалась некачественной и на что обращать внимание при выборе беленькой, читайте в нашем материале.
Покупка
Водку мы поехали покупать в магазины разного формата (специализированный алкогольный супермаркет «Септима», гипермаркеты «Палата» и «Лента», супермаркет «Чибис»). Старались выбирать марки, популярные во всей России, при этом прислушивались к советам продавцов. В итоге рейда по магазинам в руках у нас оказалось 9 бутылок водки.
«Лента»
«Хаски» (ООО «Омсквинпром», Омск, 339 рублей);
«Путинка» (ООО «Московский завод «КРИСТАЛЛ», Москва, 287 рублей);
«Пять озёр» (ООО «Омсквинпром», Омск, 234 рублей).
«Чибис»
«Беленькая» (ОАО «Мариинский ЛВЗ», Мариинск, Кемеровская область, 269 рублей);
«Валенки GOLD» (ООО «ТД «Медведь», Пронь, Тульская область, 283 рублей).
«Септима»
«Парламент» (ООО «Парламент Продакшн», Балашиха, Московская область, 366 рублей);
«Байкал» (ООО «Юпитер Лоджистик», Ульяновск, 377 рублей).
«Палата»
«Зелёная марка» (ЗАО «Сибирский ЛВЗ», Новосибирск, 262 рубля);
«Русский стандарт» (ООО «Русский стандарт водка», Санкт-Петербург, 319 рублей).
В конце нашего путешествия мы заглянули в небольшой, но крайне популярный у любителей спиртного магазин-павильон на Ленинградском — «Чёрный русский». За ним давно закрепилась дурная слава: здесь очень дёшево можно приобрести водку. Правда, качество у напитков сомнительное.
Действительно, сотрудница «Чёрного русского» без лишних разговоров продала нам дешёвую водку, всего за 100 рублей. Откуда-то из глубин подсобки появилась пол-литровая бутылка «Белой берёзы».
Цена покупки нас удивила (ведь минимальная цена пол-литровой бутылки водки в России — 185 рублей), да и чек продавец нам отказалась выдать, зато заверила — водка хорошая, качественная, её покупатели хорошо разбирают да ещё и за второй приходят. Так у нас появился десятый образец.
«Черный русский»
«Белая берёза» (ООО «Курант», Сергиев Посад, Московская область, 100 рублей).
Перед тем как отправить все образцы в лабораторию, мы решили проверить производителя сомнительной водки «Белая берёза». Оказалось, компания-производитель, указанная на этикетке, — ООО «Курант», была признана банкротом ещё в 2010 году, и последние несколько лет конкурсный управляющий распродаёт имущество завода на аукционе, а партии «Белой берёзы» во всех регионах России не раз изымали правоохранители как контрафактную продукцию.
Последний случай произошёл в Кузбассе: полицейские арестовали мужчину и женщину, которые в подпольном цеху делали раствор из воды и жидкости-антисептика, а потом разливали его в бутылки под маркой «Белая берёза».
Тем не менее, все образцы водки, в том числе и подозрительной, мы сдали в ФБУ «Кемеровский ЦСМ», где специалисты Центра в лабораторных условиях проверили физико-химические свойства напитков.
Внешний осмотр
Специалисты ФБУ «Кемеровский ЦСМ» внимательно осмотрели каждую бутылку и заодно рассказали, как по внешним признакам определить, поддельная перед вами водка или нет.
Содержимое бутылки
В жидкости не должно быть посторонних осадков и примесей. Специалисты ЦСМ при внешнем осмотре сразу заметили в бутылке «Белой берёзы» посторонние включения.
Этикетки
Неровно или плохо приклеенные этикетки и контрэтикетки, из дешёвой бумаги с тусклым рисунком или вылезающим клеем – тоже признак подделки. На этикетках должна быть информация о производителе и ГОСТ (новый ГОСТ 12712-2013, который начал действовать с 15 февраля, или ранее действовавший ГОСТ Р 51355-99).
Федеральная специальная марка
Она должна быть плотно приклеена и содержать надписи «Российская Федерация», «Федеральная специальная марка», «Водка». Кроме того, производители наносят на акцизные марки голографические изображения.
Форма бутылки
Чем сложнее форма бутылки и если на ней есть элементы гравировки, тем труднее её подделать. Многие производители этим пользуются. Среди образцов, которые мы сдали в лабораторию, были две фигурные бутылки.
Пробка
Должна плотно сидеть на горлышке бутылки и не должна «прокручиваться».
Штамп даты розлива
Наносится на стекло или колпачок каждой бутылки, произведённой на заводе.
По внешним признакам у экспертов вызвала подозрение 100-рублёвая «Белая берёза»: на горлышке прокручивалась пробка, экикетка и контрэтикетка плохо держались, на дне был какой-то тёмный осадок, а на акцизной марке не было голографических элементов. Тем не менее, этот образец наравне с остальными принял участие в дальнейших испытаниях.
От раствора до бренда
Чем по физико-химическим показателям качественная водка отличается от некачественной, определить довольно просто. Любая водка – это смесь 40% этилового спирта и 60% воды, поэтому крепость водки, то есть наличие в ней 40% этилового спирта, – один из основных показателей качества. Любое отклонение в ту или иную сторону недопустимо.
Ещё одна серьёзная составляющая напитка, которая во многом определяет цену, – это использование качественного сырья. Чем более качественный этиловый спирт, с высокой степенью очистки, используется для производства водки, тем она дороже. Всего в производстве различают несколько видов спирта с разной степенью очистки – «Альфа», «Люкс», «Базис», «Экстра», «высшей очистки» и «первый сорт» (он не используется для производства алкогольных напитков). Спирт класса «Альфа» используют для производства самых дорогих водок. Он изготавливается из зерен пшеницы, ржи наивысшего качества или их смеси. А вот из спирта «высшей очистки», наоборот, делают самую дешевую водку, а также настойки и наливки. В спирте «высшей очистки» больше всего примесей. Его делают из зерна, картофеля, сахарной свеклы, черной патоки или их смеси. Спирты «Люкс», «Базис», «Экстра» изготавливают из различных видов зерна или смеси зерна с картофелем.
Чем ниже качество спирта, тем больше в водке опасных примесей, концентрацию которых можно выявить во время лабораторных исследований. Самый серьёзный показатель – это уровень содержания смертельно опасного метилового спирта. Изготовители «палёной» водки могут, не стесняясь, использовать метиловый спирт в качестве основного. После употребления такой смеси резко возрастают шансы отойти в мир иной. Высокая концентрация уксусного альдегида, сивушных масел и сложных эфиров — тоже следствие использования некачественного спирта и показатель плохого качества водки.
Ещё один из показателей качества водки – это щелочность воды (показатель — объём соляной кислоты, используемый для титрования водки), используемой для создания водочного раствора. «Жёсткую» щёлочную воду производители стараются «смягчить», прогоняя через всевозможные фильтры. Впрочем, полностью очищенная от всех примесей вода – тоже плохо: это спиртовый раствор, в котором нет никакого вкуса.
Качество воды в водке – предмет постоянных маркетинговых манипуляций. По уверениям производителей водки, они используют только экологически чистую воду, бережно очищенную, чтобы сохранить все её полезные свойства. Некоторые маркетологи идут ещё дальше и пересказывают связанные с водой местные легенды, уверяя в полезных свойствах воды.
Такую легенду о волшебных пяти озёрах, к примеру, использует «Омсквинпром». Насколько экологичная на самом деле вода в пяти озёрах Омской области (развитом туристическом центре, где за сезон «проходят» тысячи людей) или в одном из районов области с развитой промышленностью, остаётся только догадываться. Да и какую воду на самом деле используют на производстве, покупатель не видит.
Ещё одна прибыльная для маркетологов тема – это очистка спиртового раствора при производстве водки. Фильтрация водки — часть производственного процесса, причём довольно стандартная и не очень затратная. Но, так как очищать водно-спиртовый раствор можно разными способами, и даже довольно экстравагантными, то маркетологи изо всех сил стараются преподнести покупателям фильтрацию как некое уникальное качество продукта.
Водку пропускают через песочные, угольные, кокосовые фильтры, очищают сухим молоком, яичным белком, заморозкой, серебром. Используют бриллиантовые и золотые фильтры, и даже добавляют в бутылки частицы золота и серебра. Эффект у этих способов примерно одинаковый, а вот психологическое воздействие на покупателя – разное.
Из тех образцов, что мы привезли в лабораторию, эксперты обратили внимание на три бутылки: производители одной из марок убеждают, что их напиток очищен молоком, другой – что водка очищена холодом, а на третьей бутылке красуется сообщение, что раствор прошёл через 13 метров угольного фильтра.
Результаты экспертизы
По результатам лабораторных исследований выяснилось, что нормативам не соответствует только один продукт – водка «Белая берёза». Напитку не достаёт крепости, и в жидкости были обнаружены посторонние технологические включения. При этом абсолютно вся водка соответствует нормативам по содержанию метилового спирта.
Дегустация
Помимо физико-химических показателей, эксперты оценили органолептические показатели водки. С дегустации была снята «Белая берёза». Водка «Беленькая» была разлита на кузбасском заводе, поэтому не оценивалась в ряду ввозимых напитков.
Водку эксперты по трём показателям: цвет, аромат и вкус. За каждый из них эксперты выставляли оценки (по десятибалльной шкале), по которым потом вычисляли средний балл. Отсутствие резкого вкуса и постороннего привкуса, свойственный данному напитку аромат и чистый цвет без мутных примесей – признаки хорошего качества продукта.
Органолептические показатели напитков, набравших более 9 баллов, оцениваются как «отличные», с результатом от 8 до 9 баллов – как «хорошие», от 7 до 8 – как «удовлетворительные». Оценка 7 баллов и ниже свидетельствует о плохом качестве продукта. Из поступивших в лабораторию образцов меньше всего баллов набрала «Путинка», а больше всего – «Пять озёр» и «Русский стандарт».
Дегустаторы отметили, что большинство из представленных марок водки имеют резкий запах и горький вкус, хотя и соответствуют ГОСТу по результатам анализов. По органолептическим показателям большая часть этой продукции была отмечена как «хорошая».
Марина Иголинская, начальник испытательной лаборатории Кемеровского центра стандартизации и метрологии:
«Испытания не прошла только водка «Белая берёза». Она обладает недостаточной крепостью, в жидкости присутствуют посторонние включения. Несмотря на то, что норма содержания опасного метилового спирта в ней не превышена, у этой продукции есть признаки контрафактности. К тому же, наверняка напиток пользуется популярностью из-за своей низкой цены. А употребление контрафактной алкогольной продукции может быть очень опасным.
В этом случае нам, можно сказать, повезло. Ежегодно очень много людей теряют здоровье после употребления контрафактного алкоголя, поэтому при покупке водки всегда нужно проявлять осторожность. Внимательно осматривайте бутылку перед покупкой: если она выглядит подозрительно, лучше воздержаться от такого приобретения».
Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!
Текст: Екатерина Бухтиярова.
Фото: Максим Киселёв.