×

«Дуэлянт»: честь в крови

Год российского кино взялся оправдывать своё название лишь под конец. Но взялся ведь! «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва несколько месяцев будоражил воображение зрителей красивой рекламной компанией. Настал день премьеры и – невиданное дело! – картина ничуть не разочаровала. Больше того – трейлеры были не в состоянии передать её очарования. Тот случай, когда российскую кинопремьеру действительно стоит увидеть в кино.

«Дуэлянт» — очень красивый фильм. Нет, даже не так. «Дуэлянт» — самый красивый, самый стильный, самый эстетически выверенный фильм, если говорить о нашем массовом кинематографе последних лет. 

«Российская газета»

Сюжет

Дуэлянт

Важно знать до просмотра: никаких отсылок к истории России в фильме Мизгирёва нет. И никакой связи с реальностью. Никаких исторических личностей, никаких знакомых по учебникам фамилий. Даже имя правящего государя не называется. Есть, правда, в фильме великая княжна, немка, судя по речи. Но таких княгинь и княжон только в XIX веке у нас было с десяток. Александра? Ольга? Мария? Это на самом деле совершенно неважно – «Дуэлянт» по духу ближе к произведениям Александра Дюма и Эжена Сю, чем к историческим романам.

В основе сюжета лежит слово «честь» и вымышленная история о её значении. А лучшую площадку для защиты чести, чем дворянское сообщество Российской империи, придумать трудно. Мизгирёв предлагает зрителю на время забыть об исторических реалиях и наслаждаться повествованием. А наслаждаться действительно есть чем.

Условно «Дуэлянт» можно разбить на две составляющих: диалоги и собственно дуэли. И то, и другое исполнено великолепно. Беседы героев – всегда по делу, от сказанного действительно многое зависит. Их протяжённость и даже некоторый пафос не раздражают и не утомляют. Это не «Отряд самоубийц» или «Джейсон Борн», где диалоги хочется обязательно перемотать.

Дуэлянт

Дуэли – это, понятно, не привычный современному зрителю экшн. За холодное оружие дворяне у Мизгирёва вообще не берутся, вопросы чести решаются исключительно с помощью пистолетов. Казалось бы, «разошлись, повернулись, пальнули» – скукотища. Но нет, Мизгирёв показал, что это может смотреться весьма захватывающе. Во-первых, картина раскрывает перед нами самые разные виды дуэлей – с одним заряженным пистолетом, с ширмой, «русская рулетка» и «классика». Во-вторых, кровь льётся если не рекой, то ручьями. А в-третьих и в-главных – градус напряжения перед каждым выстрелом просто зашкаливает. В воздухе постоянно витает ощущение беды. Порой картина заставляет искренне ужасаться несправедливостью происходящего или того, что вот-вот должно произойти. Недостаток «движухи» искупается полностью. Даже страстные поклонники «плотного монтажа» не должны почувствовать себя обделёнными. И, не забывайте, господа дворяне убивают друг друга из очень красивого оружия. О, эти произведения искусства, однозарядные пистолеты! На каком этапе гонки вооружений они навсегда потеряли свою красоту?

Личная война дуэлянта Яковлева разворачивается в Санкт-Петербурге, великолепном и ужасном одновременно. Это очень похоже на Лондон в «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи, но уже с российским колоритом. Залитые водой и жидкой грязью мостовые возле дворцов, ливень над безобразным портовым базаром, вычурные интерьеры, освещаемые тусклым светом северной столицы – всё это служит прекрасными декорациями к трагичной истории непобедимого стрелка.

К чему в «Дуэлянте» не придраться, так это к всевозможным аспектам дизайна и к харизме ведущих актеров. Санкт-Петербург прошлого в фильме получился хоть и вымышленный, но убедительный и сумрачно-красивый, а Федоров и Машков блистают в ролях супермачо и «тащат» картину одним своим присутствием в кадре.

 Film.ru

Герои

Дуэлянт

«Дуэлянт» Яковлев (Пётр Фёдоров) – идеален. Есть ощущение, что, откажись он сниматься, картины Мизгирёва и вовсе бы не было, настолько фильм зависит от исполнителя главной роли. Одетый с иголочки, почти не проявляющий эмоций, бьющий насмерть каждым выстрелом. Герой с глубоко спрятанной личной трагедией и немаленькими скелетами в шкафу. Одержимый когда-то отнятой родовой честью. Но при этом не образцово-показательный рыцарь. О нет, его финансовый интерес вполне очевиден, равно как и алкоголизм; нормальные человеческие чувства Яковлевым овладевают редко, а порой он и банальными пытками не гнушается. Очень, очень разносторонний главный герой. И великолепно сыгранный – Фёдоров держит марку.

Его антипод и главный враг Беклемишев ничуть не уступает главному герою. Владимир Машков в очередной раз продемонстрировал высочайшее актёрское мастерство. Изысканный мерзавец, могущественный и харизматичный, он заставляет себя ненавидеть, даже когда ничего плохого не делает. Беклемишев подавляет волю любого, кого встречает на своём пути. А кого не удаётся подавить – уничтожает. Подло и бесчестно, разумеется. Герой Машкова похож на шестиствольный револьвер в своей руке – жуткий, но притягательный.

Прочие персонажи тоже не подкачали. Ни один. Помимо прочих плюсов, «Дуэлянт» может служить примером идеального кастинга. Краса русского дворянства княжна Тучкова (Юлия Хлынина) и её наивный брат (Павел Табаков) уступают звёздам только в количестве занятого экранного времени. А есть ещё продажный немецкий барон (Мартин Вуттке), бандит-провокатор (Сергей Гармаш) и смешно лопочущая великая княгиня (Франциска Петри). Каждый, кому отвели хоть малюсенькую реплику, хотя бы одно попадание в кадр, сыграли так, как будто это была главная роль в их жизни. За такую работу режиссёрам аплодируют стоя.

Недостатки

Дуэлист

В разряд недостатков картины хочется отнести любовную линию. Она развивается сама по себе, сюжет в ней абсолютно не нуждается. И как-то слишком уж всё сумбурно и неправдоподобно. Большая эротическая сцена вызывает, как минимум, недоумение. В карете без занавесок? Среди бела дня посреди оживлённой улицы? Это ведь Российская империя, а не Москва 90-х. Ни разу не светское государство, на секундочку. Такого даже в Санкт-Петербурге Мизгирёва не могло быть. Но слишком уж сильного раздражения эта часть фильма не вызывает – мастерство актёров искупает многое.

Возможно, это только моё мнение, но первая половина «Дуэлянта» получилась гораздо сильнее заключительной части фильма. В первые 40-50 минут закручивается великолепная интрига, детективная и мистическая история. Противостояние Яковлева и Беклемишева представляется чем-то уникальным, невероятным. Но развязка вышла куда более прозаичной, где-то даже «попсовой». Хотя и красивой, этого не отнять.

Российский кинематограф, вскормленный на лицемерии и воровстве, не заслужил такого фильма, как «Дуэлянт». В нашем ландшафте он так же уникален, как мрачный и таинственный одиночка Яковлев, главный герой картины, среди алчных и суетливых жителей Петербурга.

 Afisha Daily

Впрочем, многим зрителям вышеприведённые недостатки могут и не показаться таковыми. В любом случае, «Дуэлянт» — это лучшее, что случалось с российским кинематографом за последние #незнаюскольколет. Он по-западному качественно снят, «картинка» прекрасна, музыка бесподобна. Но в кои-то веки российский режиссёр не ориентировался на готовые голливудские идеи, не адаптировал их на родине. И получился замечательный, серьёзный фильм. Остаётся только надеяться, что успех Мизгирёва не окажется единичным. На очереди — «Ледокол», «28 панфиловцев» и «Викинг». Если хотя бы один дотянется до планки, которую установил «Дуэлянт» — можно будет признать, что 2016-й был не зря объявлен «Годом российского кино».

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube.com/Официальные трейлеры
Фото: Kinopoisk.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp