Кассир в супермаркете — один из тех людей, контакта с которым не избежит никто. В Кемерове и на многие тысячи километров в любую сторону с кассирами не сталкивалась, наверное, только Агафья Лыкова. Некоторые относятся к ним вежливо-уважительно, как и к любому человеку, честно выполняющему свою работу. Другие — высокомерно, третьи — равнодушно, четвёртые — подозрительно. Но мы почти уверены, что никого из клиентов не волнует, что думают о них сами кассиры. А между тем, кассиры смотрят на клиентов «через собственную профессиональную призму. И у них есть своя классификация клиентов, свой список ненависти», если хотите. Вот как он выглядит.
«Забываха»
Отличительная особенность: в руках «забывахи» листок бумаги/смартфон со списком продуктов. Он поминутно сверяется с ним и, как енот, «ныряет» в свою доверху набитую корзину. Затем вываливает все покупки на ленту и начинает ещё раз сверяться со списком. За это время у кассы собирается приличная очередь, даже если до его прихода было пусто. Когда кассир уже заканчивает пробивать продукты, наш герой вдруг осознаёт, что что-то забыл и с невнятным бормотанием/нервным смешком/горестным воплем, ломится сквозь очередь назад в торговый зал. Естественно, остальными покупателями это воспринимается без восторга. А на кого им бросить гневный взгляд (а то и обидное словцо) в этой ситуации? Правильно, на кассира. Время до возвращения «забывахи» он будет коротать, отвечая на вопрос «Почему у вас не все кассы работают?!».
За что ненавидят: за надругательство над чужим временем: личным — покупателей, и рабочим — кассира. Пока «забываха» в который раз сверяется со списком, а потом ищет отдел с нужным товаром, его ждут все: и кассир, который успел бы уже обслужить следующего клиента, и люди в очереди.
«На моей практике случалось, что пока «забываха» ищет нужные ему продукты, очередь возле моей кассы уменьшалась. Люди не выдерживали ожидания и уходили. Я же из-за этого теряла клиентов и, соответственно, прибыль. Если старший кассир замечает, что от твоей кассы уходят люди, в конце рабочей смены ты получаешь «нагоняй» за то, что плохо или медленно работаешь», — рассказала одна из собеседниц Сибдепо.
«Скряга»
Да, мы с вами понимаем, что подавляющее большинство «скряг» считают копейки не от хорошей жизни. Но что поделать — людям на кассе общение с этим типом клиентов обходится дороговато, вот и не питают они к ним любви.
Отличительная особенность: чаще всего — преклонный возраст. Сразу оговоримся: ни один из опрошенных нами кассиров не утверждал, что все пенсионеры — «скряги», но при этом, большинство «скряг» — пенсионеры. Впрочем, бывают и молодые люди, которые дадут фору самой дотошной бабушке. «Скряги» твёрдо уверены, что цены на любой товар целиком и полностью зависят от кассира. Они задают много вопросов на тему, почему такой-то продукт стоит именно столько, а не дешевле. Они готовы биться насмерть из-за каждой позиции в чеке, в мистической надежде, что кассир сейчас возьмёт и вернёт несправедливо отнятое.
К этой же категории отнесём молодых людей, терпеливо ждущих возле кассы человека со скидочной картой, чтобы, по доброте душевной, помог совершить покупку подешевле.
За что ненавидят: за то, что к моменту их ухода до белого каления доводятся все окружающие: другие покупатели, кассир и сам «скряга» тоже — он ведь уверен в своей правоте. Молодых людей, ждущих человека с карточкой, не любят за то, что обычно эти карточки стоят копейки или скидка, предоставляемая на товар, составляет всего пару рублей.
«Больше всего не люблю вопросы про цены. Не я их устанавливаю. Моя задача обслуживать клиентов. Только представьте, как устаёшь объяснять людям одно и то же весь день. Покупателей много, я одна, а вопросы всё те же. И эти с карточками. Иногда, например, кто-то хочет купить только чай, разница в цене со скидкой и без всего несколько рублей, они есть у человека, но он до последнего будет тянуть время, чтобы сэкономить», — пояснила кассир.
«Скандалист» и «торопыга»
Отличительная особенность скандалистов: чаще всего это женщины среднего возраста. Скандалисток видно издалека. Они только входят в магазин, но им уже всё не нравится. То на них не так посмотрели, то уборщики перед ними пол намочили и он стал скользким, то где-то отсутствует ценник. Эмоции копятся во время пребывания в торговом зале, а крышка с кастрюли слетает аккурат на кассе.
Отличительная особенность торопыг: складывается ощущение, что у них через 10 минут отходит поезд. Они проносятся по магазину, как вихрь, прилетают на кассу и ругают кассира за то, что он так медленно работает в то время, когда их клиент сильно куда-то опаздывает.
За что ненавидят: никто не любит, когда на них без причины кричат. В течение рабочего дня кассир практически не отлучается от кассы и понятия не имеет, почему на прилавках лежит просроченный продукт или у какого-то товара нет ценника. Это не входит в их обязанности, однако покупатели вымещают свою злость именно на них. С торопыгами то же самое. Человек заранее знал, каким количеством времени располагает, но задержался и винит другого, что куда-то опаздывает.
«Есть такие тётеньки, которые целенаправленно приходят в магазин и выискивают именно тот товар, у которого или нет ценника, или срок годности истёк. Они приходят на кассу и начинают кричать о том, как у нас всё плохо, что будут жаловаться и обязательно всем расскажут, что ходить в наш магазин не стоит, но практика показывает, что они сами возвращаются к нам уже через несколько дней и ситуация повторяется», — рассказала собеседница.
«Подросток-переросток»
Отличительная особенность: юноши и, ощутимо реже, девушки из старших классов, бросающие вызов окружающим (если окружающие не представляют для них реальной угрозы). Они выглядят постарше иных студентов и, рассчитывая на этот козырь, прямиком идут в отдел алкогольной продукции. Другой вариант — сразу подходят к кассе и властным голосом требуют пачку «синего с кнопкой». Любые вопросы о паспорте воспринимают, как личное оскорбление. И реагируют соответственно.
За что ненавидят: за то, что требуют от кассира нарушить УК РФ. Причём, требуют в очень грубой форме. Фразу «Ты что, ослепла? Не видно, что мне уже есть 18?» можно считать вежливой, даже интеллигентной. В большинстве случаев звучат слова, которые не могут быть приведены на страницах нашего журнала.
«Сейчас люди выглядят так, что сразу и не поймёшь, кому и сколько лет. Иногда юные девочки выглядят старше 30-летних женщин, а иногда 30-летней даме не дашь и 18 лет. С подростками вообще сложно, если это толпа юношей лет 16. Иногда они подходят к кассе всей толпой, и пока один расплачивается за товар, другие норовят пронести что-то мимо кассы. А за недостачу платить приходится именно нам – кассирам», — поделилась с Сибдепо кассир одного из кемеровских супермаркетов.
«Пьянчуга»
Отличительная особенность: неопрятный внешний вид, нетвёрдая походка и запах перегара, деморализующий всё живое в округе. Иногда ведут себя тихо, но чаще хамят. Любят качать права и высокомерно, хоть и несвязно утверждать, что клиент всегда прав. Частенько у них не хватает денег на выбранный товар и они просят простить, обещают «занести завтра», или пристают к другим покупателям, чтобы «добавили».
За что ненавидят: а вы попробуйте найти причину, чтобы их не ненавидеть?
«Разве вы подойдёте к кассе, на которой кто-то скандалит? Нет, конечно. Покупатели стороной начинают обходить твоё рабочее место, ты снова теряешь и время, и деньги. А ещё портится настроение, но это нужно скрывать и продолжать всем улыбаться», — отметила кассир продуктового отдела.
Справедливости ради, сами кассиры, зачастую, тоже далеко не пример для прогрессивного человечества — могут нахамить, ошибаются, а некоторые и обсчитывают покупателей, не без этого. Но это не отменяет претензий к покупателям, описанных выше. С какой стати клиенты позволяют себе забывать, что речь идёт о живых людях с рабочим днём протяжённостью 15 часов с графиком 3/3 суток? И уж совсем смешно, когда человек, только что оскорблявший кассира, жалуется начальству, что к нему неуважительно отнеслись и плохо обслужили. В любом случае, искренне надеемся, что читатели Сибдепо не нашли себя в «списке ненависти» продавцов-кассиров.