БелАЗ родом из Кузбасса

Осталось чуть более месяца до того момента, как в Кузбассе появятся первые карьерные самосвалы БелАЗ местного производства. А до конца года планируется выпустить с заводского конвейера в Прокопьевске 10 таких большегрузных автомобилей, каждый из которых в силах перевозить по 90 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что по инициативе губернатора Кемеровской области между холдингом «СДС» и белорусскими машиностроителями было заключено соглашение о сотрудничестве.

Осталось чуть более месяца до того момента, как в Кузбассе появятся первые карьерные самосвалы БелАЗ местного производства. А до конца года планируется выпустить с заводского конвейера в Прокопьевске 10 таких большегрузных автомобилей, каждый из которых в силах перевозить по 90 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что по инициативе губернатора Кемеровской области между холдингом «СДС» и белорусскими машиностроителями было заключено соглашение о сотрудничестве.

Запуск собственного сборочного производства БелАЗов в Кемеровской области, а именно на прокопьевском «Подземтрансмаше» (входит в состав холдинговой компании «СДС-Маш»), насколько логичен, настолько и значим. Логичным организацию крупноузловой сборки можно считать потому, что именно наш регион является крупнейшим потребителем этой белорусской автотехники. А значимым потому, что новый заводской цех не только принесет дополнительные деньги в городскую, областную и федеральную казну, но и обеспечит значительный прирост новых рабочих мест.

Востребованные самосвалы

Только на самом «Подземтрансмаше» предполагается создание 80 дополнительных рабочих мест. Всего же на предприятиях холдинга «СДС-Маш» в рамках реализации кузбасско-белорусского проекта должно появиться около 450 рабочих мест.

Особенность нового проекта состоит в том, что он будет реализован в два этапа (хотя деление на этапы достаточно условное). Первый этап является, если так можно выразиться, пробно-наладочным. В рамках первого этапа, который начался и завершится в 2012 году, планируется организовать исключительно сборочное производство. То есть белорусские коллеги-машиностроители поставляют на прокопьевский завод комплектующие, а прокопчане только собирают автомобили.

Второй этап, который также начнется в 2012 году – зимой, предполагает усиление кооперации между предприятиями холдинговой компании «СДС-Маш» в том смысле, что часть комплектующих для сборки карьерных самосвалов будет производиться уже на заводах холдинга, а именно на прокопьевских «Подземтрансмаше» и «Электропроме», а также в «Кузбасской вагоностроительной компании».

О том, что происходит сейчас на предприятии «Подземтрансмаш» в рамках подготовки к запуску нового производства, корреспонденту редакции рассказал генеральный директор предприятия Геннадий Мухачев.

«Всего на организацию и запуск сборочного производства будет затрачено 400 млн рублей, – говорит Геннадий Николаевич, – в том числе более 300 млн рублей ­— на реконструкцию производства и еще около 100 млн – на приобретение оборудования. Заказ на закупку техники уже размещен, и в ближайшее время мы ждем первых поставок».

Стоит отметить, что новое производство разместится в уже существующем цехе завода «Подземтрансмаш». Его общая площадь составляет 5,5 тыс. кв. метров, так что, как говорится, машиностроителям будет где развернуться.

«Уверен, что наши БелАЗы будут востребованы не меньше, чем те, которые приходят в Кузбасс из Белоруссии, – полагает Геннадий Мухачев. – Качество самосвалов останется прежним, поскольку вся машиностроительная продукция будет производиться по технологии завода-изготовителя. Более того, наши специалисты перед началом работы на новом производстве пройдут обучение в Белоруссии. И еще один немаловажный фактор, который должен отразиться на стоимости БелАЗов: в результате запуска сборочного производства в Прокопьевске нам удастся сократить транспортную составляющую».

Главное – качество!

В настоящее время осуществляется подготовительный этап, а точнее, реконструкция старого производственного помещения и подготовка площадей под «новоселье». О том, как проходит реконструкция, и о других подробностях сборочного производства рассказал заместитель генерального директора завода «Подземтрансмаш» Сергей Ульрих.

«Раньше цех был оборудован для ремонта экскаваторов, – объясняет Сергей Антонович. – Сейчас здесь, по сути, все старое снесено, а новое строится, как говорится, с нуля. Разумеется, производство, которое прежде работало здесь, сохранено – оно просто перенесено в другие заводские помещения».

В модернизацию помещения вкладываются значительные инвестиции. Например, идет капитальный ремонт кровли, полов, бытовых помещений. Проводится также подготовка пола под линии сборки автосамосвалов, ведь вес одной машины составляет более 50 тонн. Одним словом, машиностроители со всей серьезностью подошли к запуску сборочного производства.

Как отмечает Сергей Ульрих, в этом «заводе в заводе» предполагается применение максимально механизированного труда. «Только таким образом возможно достигнуть по-настоящему эффективной работы», – считает Сергей Антонович.

Однако запуск производства, который намечен на первую декаду августа, по мнению Сергея Ульриха, – это только начало. То есть работникам завода предстоит на практике освоить новые технологии, изучить все нюансы производства карьерных самосвалов. Поэтому за количеством на «Подземтрансмаше» никто не гонится. Главное – качество. В этой связи вполне логичным выглядит плановый показатель в 10 автомобилей до конца года.

«Один из важнейших вопросов, который предстоит решить буквально в ближайшие дни, – это кадры, – подчеркивает заместитель генерального директора завода. – Сейчас идет отбор специалистов, часть из которых уже в июле отправится на обучение в Белоруссию на предприятие-производитель большегрузных самосвалов. Впоследствии, видимо, можно будет ограничиться тем, что наши обученные работники будут делиться знаниями со своими коллегами уже здесь, на предприятии».

Новый завод на юге Кузбасса

90-тонные БелАЗы были выбраны для начала совместного проекта не случайно. Именно самосвалы такой грузоподъемности являются одними из основных рабочих лошадок на многих разрезах Кемеровской области. А значит, и спрос на них наиболее высок, и рынок готов «проглотить» большое количество такой техники.

В перспективе, как сообщает пресс-служба холдинга «Сибирский Деловой Союз», может быть налажен выпуск других карьерных самосвалов, в том числе 130- и 220-тонных.

Одновременно с наладкой сборочного производства решается вопрос и по выпуску на собственных мощностях холдинга «СДС-Маш» комплектующих для БелАЗов. Повторюсь, на первоначальном этапе большая часть комплектующих будет поставляться из Белоруссии.

При этом процесс запуска производства деталей к автомобилям – дело ближайшего будущего. Уже сейчас, кстати, на КВСК выпускаются платформы для большегрузных автомобилей.

Аналогичный подход предполагается и на прокопьевских предприятиях «СДС-Маш» – «Подземтрансмаше» и «Электропроме»: здесь планируется наладить производство по выпуску элементов топливной системы, охлаждения, гидросистемы, «оперенья» (крылья, капот и пр.), а также других комплектующих. В результате БелАЗ практически полностью станет кузбасским.

Столь активное развитие нового и, что немаловажно, достаточно крупного производства делает амбициозные планы машиностроителей вполне реальными. Так, в 2013 году на «Подземтрансмаше» должно быть выпущено 60 новых большегрузных самосвалов.

Не менее логичным выглядит и перспектива создания в конце концов самостоятельного предприятия – учитывая грандиозность задач, стоящих перед машиностроителями. Как сообщает пресс-служба ХК «СДС», общий объем инвестиций в организацию производства БелАЗов составит не менее 1 млрд рублей. При этом планируемый объем выпуска продукции к 2015 году достигнет 250 большегрузных самосвалов в год.

Как отметил вице-президент ХК «СДС» по машиностроению Альберт Колесников, уже найден участок в Прокопьевске, где должен быть построен завод. В настоящее время начинаются проектные работы, а уже со следующего года приступят к строительству. «Предполагается, что новый завод объединит два производства: БелАЗов и пассажирских автомобилей под маркой МАЗ, – рассказал Альберт Иванович. – Сейчас начинаются переговоры с нашими коллегами в Белоруссии по второй автомобильной марке. Конечно, определенные коррективы в темпы строительства и освоение производства могут внести макроэкономические проблемы, которые принято коротко называть «мировой кризис», но я надеюсь, что уже в 2015 году в Кузбассе появится совершенно новое машиностроительное предприятие».

Альберт Колесников уверен, что продукция «СДС-Маш» будет пользоваться высоким спросом не только внутри региона, но и за его пределами.

Комментарии

Рекомендуем