Бензин вне конкуренции

Федеральная антимонопольная служба не наблюдает дефицита бензина в Кузбассе. Тем не менее на кемеровских АЗС автомобилисты порой не могут заправиться тем, чем хотят. В особенностях регионального рынка автомобильного топлива попытался разобраться наш корреспондент.

Федеральная антимонопольная служба не наблюдает дефицита бензина в Кузбассе. Тем не менее на кемеровских АЗС автомобилисты порой не могут заправиться тем, чем хотят. В особенностях регионального рынка автомобильного топлива попытался разобраться наш корреспондент.

По данным УФАС по Кемеровской области, розничные цены на бензин в регионе продолжают оставаться одними из самых низких в стране. Вместе с тем в конце октября – начале ноября на 10% подорожало дизельное топливо. Прошлой осенью доминирующий на кузбасском рынке продавец также повысил оптовые цены на зимнее дизтопливо и сблизил их уровень с розничными. Кемеровский ФАС усмотрел в этом нарушение антимонопольного законодательства. Однако и арбитражный суд Кемеровской области, и Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) занял позицию топливной компании.

В последнем случае повышения цен на дизтопливо антимонопольщикам придраться оказалось не к чему: по их же данным, солярка в рознице подорожала из-за изменения отпускной цены производителя, то есть сработал закон рынка.

На кузбасском рынке автомобильного топлива присутствуют три вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК) и несколько независимых операторов. Оптовые продавцы бензина и дизельного топлива закупаются на нефтеперерабатывающих заводах других регионов – в Омске, Ачинске, Тюмени, Башкортастане. «Входящие в ВИНК продавцы всегда находятся в более выгодных условиях, чем независимые, –  комментирует руководитель УФАС России по Кемеровской области Наталья Кухарская. – Издержки на приобретение топлива у них всегда ниже».

На бумаге – есть, в колонке – нет

Независимые компании зачастую испытывают проблемы с поставками топлива от крупных компаний, которые имеют в своей структуре и производство, и сеть АЗС. «Основная проблема для независимых игроков – отказы от поставщиков, – продолжает начальник кузбасского УФАС. – В договоре не прописаны точные сроки и объемы. Они являются предметом дополнительного согласования, которое, как правило, осуществляется по телефону. Заявки по объемам и срокам удовлетворяются частично или вовсе не удовлетворяются». Привлечь виновных за злоупотребление доминирующим положением нельзя: нет документального подтверждения отказа. По словам антимонопольщиков, такая проблема есть везде, где присутствуют ВИНК. Поэтому ФАС России предлагает ввести в практику типовые договоры между владельцами НПЗ и независимыми операторами.

Антимонопольщики, основываясь на данных, полученных от компаний, говорят, что на сегодняшний день дефицита топлива в регионе нет. Однако на поверку оказывается не совсем так. Например, в Кемерово несколько дней имело место отсутствие бензина на АЗС «Татнефть». Хотя оператор и входит в ВИНК, компания не специализируется на производстве автомобильного топлива. Как корреспонденту «МК в Кузбассе» пояснили в головном офисе компании в Ачинске (республика Татарстан), «Татнефть АЗС» закупается бензином в регионах присутствия.

Заместитель директора «Татнефть АЗС-Сибирь» от комментариев по поводу  проблем с бензином отказался. «Если доминирующего положения нет, то говорить, что компания что-то нарушает, не продавая бензин, мы не можем, – комментирует Наталья Кухарская. – Другое дело, если ему в опте не поставляет топливо тот же хозяйствующий субъект, который занимает доминирующее положение на рынке. Пока ни один независимый оператор нам этот факт не подтвердил и не обратился с жалобой».

На прошлой неделе кемеровские автомобилисты не могли заправиться 92-м бензином и на заправках доминирующего продавца автомобильного топлива, входящего в ВИНК. Однако снижения объема поставок топлива в Кузбасс, опять же – по данным компаний, антимонопольщики не зафиксировали. Так или иначе, отсутствие 92-го в крупнейшей сети АЗС оказалось однодневным и несимптоматичным.

Бензином единым

Сегодня в Кузбассе ведется строительство нефтеперерабатывающих заводов. В УФАС считают, что с их введением создастся стратегический запас топлива в регионе и бензин в рознице станет дешевле. Однако уже сейчас в Кемеровской области цены на автомобильное топливо формируются особым образом: бензин стоит недорого (относительно других регионов) и везде примерно одинаково. Продавцы негласно вынуждены придерживаться ценового параллелизма. В этом смысле кузбасским автомобилистам повезло. Но в то же время многие из них отмечают, что топливо на заправках попадается совершенно разного качества. Логично предположить, что бизнес, ограниченный в ценообразовании, экономит на качестве продукта. «База у всего бензина одна, а октановое число достигается различными фракциями и присадками,  – рассказал «МК в Кузбассе» в приватной беседе один из кемеровских специалистов по топливу. –  Если добавка одна – бензин меняет свои свойства в процессе эксплуатации, если другая – они стабильны достаточно. Кто как пожадничает, мягко говоря».

Вместе с тем неправильно считать, что какой-то бензин плохой, а какой-то хороший. «Существуют ГОСТы и ТУ, – говорит наш собеседник. –  Если государство разрешило выпускать продукт по таким нормам, значит бензин соответствует. А как топливо работает в машине, это уже второй вопрос. Это зависит от того, как конструктор и бензин сошлись в своем взаимопонимании».

По словам Натальи Кухарской, число компаний, которые самостоятельно по своим транспортным каналам поставляют нефтепродукты на территорию Кемеровской области, сокращается. Также сокращается число независимых участников розничного рынка нефтепродуктов. Есть такой экономический закон – низкая конкуренция не полезна рынку. Когда за потребителя не нужно бороться, можно особо не заботиться о качестве обслуживания. Облик современных АЗС с магазинами и кафе близок к западным образцам, но потребители отмечают некоторые  неприятные мелочи. Например, обменять карточку можно не на любой заправке сети, а на какой-то определенной. И поедешь ведь через весь город – куда деваться.

По информации регионального ФАС, в целях создания благоприятной среды для конкуренции на рынке моторного топлива 7 июля этого года  принят областной закон о налоговых льготах для некоторых категорий налогоплательщиков. Возможно, это повлияет на ситуацию, и конкуренция на рынке нефтепродуктов вырастет. На пользу потребителю.  

Комментарии

Рекомендуем