«Бэтмен против супермена» ценой в четверть миллиарда долларов не может быть не внушительным, но никакого удовольствия от просмотра он не принесёт».
Ещё до премьеры «Бэтмен против Супермена» получил изрядную дозу негатива от критиков. Называя вещи своими именами, западные специалисты просто разгромили картину Снайдера в пух и прах. Не все, но в большинстве своём – у фильма 63% отрицательных отзывов. Найти положительные мнения почти так же трудно, как о злосчастном «Дивергенте». Но не стоит разочаровываться и расстраиваться заранее. Да, недостатки у «Бэтмена против Супермена есть», но и в его защиту можно сказать немало. И уж точно не стоит называть творение Снайдера «провалом».
«С ходу так и не припомню другие блокбастеры за последние годы, которые вообще бы не были бы структурированы, не несли бы в себе ясной и четкой истории».
Сюжет
Начнём с минусов. «Бэтмен против Супермена», бросив вызов марвеловским «Мстителям», оказался в заведомо проигрышном положении: у Marvel-то уже имеется могучий бэкграунд, а с обновлённой вселенной DC нас решили познакомить в течение одной «полнометражки». Отсюда и очевидный минус картины — великое множество сюжетных линий, в которых немудрено и запутаться. В начале фильма нас отсылают к «Человеку из стали»; по ходу повествования знакомят с историями Брюса Уэйна (Бен Аффлек) и Лекса Лютора (Джесси Айзенберг). Бэтмену порой снятся вещие сны, которые знакомят нас с Флэшем и параллельной вселенной, где Супермен (Генри Кавилл) становится кем-то вроде фюрера. По отдельности всё это интересно, но вместе — только запутывает зрителя и отвлекает от главного противостояния. И по прежнему непонятно, как жители Метрополиса не могут понять, что Кент Кларк и Супермен – одно и то же лицо.
Впрочем, плюсов у картины тоже хватает. «Бэтмен против Супермена» долго запрягал (весь первый час), но зато как поехал! Напряжение нарастает постоянно, вплоть до финальной битвы, которая бесподобна. Герои – не такие уж и ангелы, даже у сына Криптона есть недостатки. Предсказать поведение перснажей не так легко, что для экранизаций комиксов редкость. Фильм прекрасно передаёт фирменную мрачную атмосферу комиксов DC. Никакого карнавала красок, как в фильмах Marvel, никаких развесёлых и порой неуместных шуточек. Ни один диалог не затянут (даже с участием госпожи Финч), любовная линия знает своё место и не высовывается, когда её не просят.
Поначалу, правда, возникали серьёзные опасения, что весь фильм нас будут мучить нудными и пафосными рассуждениями о демократии и о том, что «так нельзя». Но режиссёр пресёк всю эту болтовню одним эффектным эпизодом, после которого сенатор Финч и другие члены правительства никому больше не конопатили мозги со своей моралью. За это отдельное спасибо Заку Снайдеру. Критики высмеяли режиссёра за заявление о том, что «Бэтмен против Супермена» «слишком серьезен для стандартной аудитории экранизированных комиксов», но, на мой взгляд, напрасно. Фильм действительно более серьёзный, чем привычные экранные комиксы, но при этом отнюдь не нудный.
«В отличии от Кристиана Бэйла (нолановского Бэтмена) Аффлек отнюдь не стремится «дать Гамлета». Его герой незамысловат, а потому его нравственные поиски обычному зрителю не покажутся надуманными».
Герои и злодеи
Поклонники Супермена ждали этот фильм как продолжение «Человека из стали» и были разочарованы. Нет, Генри Кавилл всё так же крут в роли пришельца с Криптона, но в этом фильме его стало ощутимо меньше. К тому же, нам указывают на то, что Супермен далеко не безупречен. Окружающие (и Брюс Уэйн в первую очередь) справедливо отмечают, что благие дела, которые творит кумир миллионов, сопровождаются большим количеством жертв среди мирного населения. Но к актёрской игре Кавилла претензий быть не может. Фильм «Бэтмен против Супермена» даже сделал сына Криптона более человечным и «близким к народу». Просто человек в костюме летучей мыши его затмевает.
Перед дебютом в роли Бэтмена только ленивый не припомнил Бену Аффлеку позор 13-летней давности под названием «Сорвиголова». К счастью, оказалось, что неудачный опыт актёром всесторонне учтён. Бен сыграл лучшего Бэтмена в истории (личное мнение, поклонники Кристиана Бэйла, не обижайтесь). Этот герой Готэма не так философски настроен, как «Тёмный рыцарь», но при этом он мудрее, чем все «Мстители», вместе взятые. Он более циничный и жёсткий, чем предыдущие обладатели ушастой маски. Но благодаря этому Бэтмен Аффлека получился настоящим человеком. Именно такой герой и требовался режиссёру — Зак Снайдер противопоставил его Супермену, как человека в поединке с богом. С визуальной точки зрения Бэтмен тоже преобразился. Аффлек, похоже, не выходил из тренажёрного зала как минимум год перед началом съёмок. А его новый костюм просто шикарен – в таком не стыдно выйти и против Супермена.
С другими героями дела обстоят не так хорошо. Чудо-женщина в исполнении израильтянки Галь Гадот прекрасна. Но появляется в кадре крайне редко, а сценаристы не потрудились хотя бы что-нибудь о ней рассказать или просто назвать по имени. Если бы я не смотрел премьеру вместе с сыном, то так до возвращения в редакцию и не узнал бы, как её зовут. Утешает лишь тот факт, что про неё снимают отдельный фильм, всё с той же Галь Гадот (это важно!), и что Чудо-женщина пришла на экраны всерьёз и надолго.
А вот к «злодею» сплошные претензии. Джесси Айзенберг слишком уж много кривляется. Больше даже, чем Джим Керри в «Бэтмене навсегда». Во-первых, это не смешно, а во-вторых, теряется всякое уважение к главному мерзавцу и воспринимать его всерьёз невозможно. Согласно комиксу, он – богатый гений на грани нервного срыва, но здесь – просто психопат с деньгами. Не очень-то и понятно, в чём заключается гениальность мистера Лютера. К счастью, в повествование вовремя вошёл монструозный Думсдэй, а то фильм можно было бы хоронить ещё до премьеры.
Об остальных героях, к сожалению, сказать почти нечего. На Эми Адамс, конечно, приятно смотреть, но она появляется в кадре только для того, чтобы её спасали. Верный спутник Бэтмена Альфред (Джереми Айронс) просто обозначает присутствие и иногда шутит. Все прочие — вообще безликие. Вы забудете о них через десять минут после того, как «Бэтмен против Супермена» завершится.
«Противостояние Бэтмен — Супермен Снайдер изображает, надо отдать ему должное, весьма впечатляюще — не через невыносимый бубнеж всех героев подряд, как в «Человеке из стали», а так, как умеет только он — через мощнейший визуальный ряд. Игнорируя любые современные тренды, Снайдер при первой возможности выключает свет и дает такого Караваджо вперемешку с Босхом и Рембрандтом, что закачаешься».
Поединки и спецэффекты
Спецэффекты и операторская работа в фильме достойны 12 звёзд из 10 возможных. Чего только стоит снятый одним кадром поединок из сна Брюса Уэйна. А видели ли вы когда-нибудь, чтобы автомобиль (не трансформер) вёл себя разочарованно и злобно? Нет? Тогда посмотрите, как «бэтмобиль» возвращается в гараж после свидания с Суперменом.
Но всё меркнет перед финальной битвой. С того момента, когда Бэтмен и Супермен придут к выводу, что время разговоров прошло, пропадает всякое желание рассуждать и оценивать – хочется просто смотреть, смотреть и смотреть. Это вам не схватка миксера с электропрялкой, как в «Трансформерах» и не безумный хаос «Мстителей», где непонятно, кто кого и чем лупит. Культовые герои бьют друг друга с таким искусством и жестокостью, что дух захватывает. Сражение перемещается из одной локации в другую, стороны и предпочтения меняются и всё новые участники составляют компанию героям. Финальная битва фильма «Бэтмен против Супермена», возможно, лучшая батальная сцена среди всех экранизаций комиксов. Только ради неё стоит пойти в кинотеатр в ближайшие выходные. А над саундтреком работал Ханс Циммер — здесь дополнительные комментарии не требуются.
Запуск франшизы DC Extended Universe (а именно такую миссию несёт «Бэтмен против Супермена») не получился идеальным. Но в чём кинокритики увидели «провал», простому зрителю всё же не понять. Да, здесь нет лихого азарта и яркости, к которым нас приучили экранизации комиксов «Marvel». Но вселенная DC в том виде, какой нам представил её Зак Снайдер, тоже имеет право на жизнь. А кому-то она, возможно, покажется даже более привлекательной, чем мир, где совершают подвиги Железный человек и Капитан Америка. Очень хотелось бы, чтобы «Лига справедливости» сумела составить «Мстителям» достойную конкуренцию – мы, зрители, от этого только выиграем.