Бизнес в обыденности: как новые технологии встраиваются в нашу жизнь

Расчетами по банковской карте сейчас уже никого не удивить: терминалом можно воспользоваться уже и в сельском магазине. Интернет – всегда под рукой, документы и почту можно просматривать со смартфона. Между тем, мы по-прежнему тратим драгоценное время, простаивая в очередях в поликлиниках, добывая нужные документы в МФЦ, банках, вдумчиво высчитываем размер платы за коммунальные услуги. Однако, как уверяют специалисты, эти пережитки прошлого могут окончательно стать историей уже через пару лет – настолько бурно сейчас развиваются современные технологии. Какие именно сервисы уже сейчас воплощают в реальность самые смелые мечты футуристов, чем они удобны для потребителя и у каких инноваций есть будущее, представители банковской сферы, IT и ЖКХ недавно обсудили на форуме «Цифровые инновации для развития бизнеса» в Кемерове.

Умный город

Вот уже несколько лет подряд российская экономика переживает серьезный спад потребительской активности, и многие представители бизнеса не понимают в чем дело и как привлечь потребителя. Между тем, по словам участника форума, гендиректора IT-компании «Good Line» Романа Жаворонкова, далеко не все представители бизнеса осознали, что этот спад – не временное явление, а начало нового экономического цикла.

По словам Романа, идет новая эпоха, которую условно можно назвать «рынком покупателя». Люди уже перенасытились различного рода товарами и выбирают то, что им необходимо.

«Конечный продукт, чтобы он был востребованным, должен быть во-первых, действительно нужен, а во-вторых — очень прост в использовании. Буквально нажатие одной кнопки, если речь идет о мобильном приложении – и результат. И только такой продукт будет успешен», — рассказал Роман Жаворонков.

По мнению представителя IT-бизнеса, в новую рыночную эпоху преуспеют те, кто способен создать максимально легкий в эксплуатации продукт-спутник, который органично дополнит и облегчит повседневную жизнь потребителя.

 

Банк-приятель

Неудивительно, что в числе первых российских компаний, взявших курс на развитие цифровых инноваций именно в формате нового «рынка потребителя», стал один из крупнейших банков страны, Сбербанк.

«Перестройка» направлений развития произошла еще в 2016 году, когда наблюдательный совет Сбербанка одобрил трансформацию банка в цифровую экосистему, предоставляющую полный комплекс необходимых для комфортной жизни услуг. К концу 2017 года в Сбербанке утвердили новую стратегию развития до 2020 года. На форуме заместитель управляющего Кемеровским отделением ПАО Сбербанк Екатерина Саяпина представила промежуточные итоги новой стратегии развития.

По словам Екатерины, СМИ, развлечения, хайтек-технологии, финансы, розничные продажи уже давно и уверенно используют цифровые технологии в развитии бизнеса. Но остаются еще социально значимые сферы, которые охвачены технологиями в меньшей степени – например, сфера ЖКХ, муниципального здравоохранения. Именно в эти пока пустующие ниши встраивается Сбербанк, стремясь сделать жизнь своих клиентов комфортнее.

«Мы создаем вокруг клиента экосистему, исходящую из его потребностей. Не предлагаем те услуги, которые не нужны человеку в принципе, а создаем систему сервисов, которые обычный человек использует постоянно, предлагаем услуги которые будут востребованы. Примеры такого сервиса — это DocDoc, который позволяет интегрировать в банковские сервисы и широко использовать телемедицину клиентам банка; возможность получения ряда государственных услуг через банковское приложение, платформа «ДомКлик», детские сервисы от Сбербанка», — рассказала Екатерина Саяпина.

По данным Сбербанка, такая органичная система уже нашла отклик у пользователей: за год число клиентов, которые получают банковские услуги удаленно, существенно выросло. Впрочем, останавливаться на достигнутых результатах компания не собирается. Например, с 1 сентября Сбербанк запустил приложение мобильного банка для детей СберKids, которое позволит родителям создавать виртуальные карты для собственного ребенка. Такие карты удобны для выполнения базовых банковских операций и позволяют родителям отслеживать траты и покупки с них. При этом сам ребенк сможет не только тратить средства, но и делать сбережения из «карманных» денег, полученных от родителей.

В апреле текущего года на территории Кузбасса был дан старт новому совместному проекту Сбербанка и администрации Кемеровской области- «Карта жителя Кузбасса». Она позволит, не только использовать все сервисы банка, но также, сможет заменить медицинский полис, ИНН и СНИЛС при получений гражданами нефинансовых услуг. Например, с помощью карты жителя через приложение «Здравоохранение» можно записаться к врачу, получить рецепт, пользоваться скидками в магазинах. Многофункциональная карта станет доступна жителям уже в начале следующего года.

Не искать мелочь в кармане

Между тем, цифровые технологии не появились из ниоткуда, система развивается вот уже несколько лет и многие сервисы давно стали привычными для жителей Кузбасса. К примеру, одним из самых востребованных сервисов в Кемерове является проект «Электронный проездной» и система бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте. В 2017 году Сбербанк, в качестве инвестора проекта, обновил оборудование в общественном транспорте, которое теперь позволяет расплатиться и с помощью транспортной, и с помощью любой банковской карты, а также же любым гаджетом, к которому подключена карта. Пополнить транспортную карту можно в банкоматах Сбербанка. С начала 2018 года, когда обновленная система начала работать в Кемерово, жители города оплатили банковской картой уже около миллиона поездок.

По словам замдиректора УЕЗТУ Артема Шаклеина, развитие системы «Электронный проездной» может положительно сказаться на экономике предприятий-перевозчиков. Информация о пассажиропотоке, предоставляемая системой, может помочь администрации города в принятии решений об оптимизации расписания движения пассажирского транспорта. Система обладает большим потенциалом: в частности, при использовании социальных транспортных карт, появится возможность точно отследить поездки льготных категорий пассажиров и на основании инструментально подтвержденных системой данных об этих поездках, производить распределение дотаций.

Также, при участии Сбербанка, в Кузбассе несколько лет назад была запущена система учета питания, рассказал на форуме директор ООО «Константа» Вячеслав Минин. На основе электронного журнала «Электронная школа 2.0» была создана система, которая объединяет родителей, педагогов и компании, поставляющие обеды ученикам. Лицевой счет ребенка для оплаты питания можно пополнить через сервисы Сбербанка, а родители получают возможность не только видеть расходы своих детей, но и частично участвовать в формировании школьного меню. В этом году «Константа» решила модернизировать систему и ввести специальные карты для безналичного расчета на линии раздачи, при этом расплатиться можно как банковской картой, так и специальной картой учета питания. В Кемерове системой охвачены все 68 школ, в Новокузнецке карты запущены в 20 школах, а до конца учебного года системой будут охвачены все школы южной столицы Кузбасса.

Технологии и ЖКХ

Андрей Микитенко, руководитель направления дивизиона «Платежи и переводы» ПАО Сбербанк, представил платформу «Биллинговая расчётно-информаионная система (БРИС ЖКХ), разработанную дочерней организацией банка АО «Расчетные решения».

По словам Микитенко, система «БРИС ЖКХ» была создана несколько лет назад и уже в пилотном режиме опробована в Туле, на базе местного расчетно-кассового центра. В этом году к хорошо зарекомендовавшей себя системе собираются, переняв опыт коллег, подключиться несколько РКЦ в других регионах страны, а мобильное приложение установили на своих смартфонах тысячи людей. Среди преимуществ «БРИС ЖКХ» — значительное сокращение расходов на содержание собственных сайтов при подключении к системе поставщиков коммунальных услуг и УК, а также экономия времени на сбор, обработку данных и передачу их потребителям. Сервис прост и удобен в использовании, доступен в варианте мобильного приложения, которое любой пользователь может настроить под себя, как конструктор.

«Электронный мир – это серьезное сокращение затрат и времени на получение необходимой информации. Траты расчетных центров на бумажные счета (обработку данных, печать и доставку) достигают 8% от общих затрат. Сейчас мир в целом движется в сторону безналичных расчетов и электронного документооборота. В ЖКХ начинают появляться интеллектуальные приборы учета с радиопередатчиками, которые передают показания в биллинг, который тут же формирует начисление, а мобильное приложение сразу же отправляет гражданину уведомление о сумме оплаты коммунальных услуг. При этом, если есть конфликты с точки зрения корректности расчета, то всегда можно получить развернутый вариант начислений», — отметил Андрей Микитенко.

Кстати, именно это свойство цифровых технологий — максимальную прозрачность системы, отметила в качестве положительного момента присутствовавшая на форуме начальник кемеровской областной Госжилинспекции Ирина Гайденко. По ее словам, в Кемерове нередки случаи, когда до жителей вообще не доходят платежные документы, а с начала года около 100 организаций было привлечено к административной ответственности за нераскрытие информации о платежных документах.

«У нас тоже есть заинтересованность в переходе на электронный документооборот, так как новые системы позволяют интегрировать информацию с действующих систем в основную информационную систему ЖКХ, где зарегистрировано более 1000 организаций Кузбасса. Это поможет сделать работу управляющих компаний более прозрачной для жителей, и будет меньше нарушений жилищного законодательства», — отметила Гайденко.

Выгоды технологий

Во время обсуждений участники форума рассмотрели различные возможности интеграции современных сервисов в работу компаний. В частности, один из представителей ресурсоснабжающих организаций заявил о планах введения системы безналичных расчетов при оказании услуг потребителям.

На правах рекламы
Фото: pixabay.com, пресс-служба Кемеровского отделения ПАО Сбербанк

Комментарии

Рекомендуем