Бурение с размахом

«Киселевское» подразделение кузбасского предприятия «Азот-Черниговец» (входит в состав холдинговой компании «СДС-Уголь») — участок №2 – в настоящее время обеспечивает проведение буровзрывных работ на двенадцати угледобывающих предприятиях нашего региона.

«Киселевское» подразделение кузбасского предприятия «Азот-Черниговец» (входит в состав холдинговой компании «СДС-Уголь») — участок №2 – в настоящее время обеспечивает проведение буровзрывных работ на двенадцати угледобывающих предприятиях нашего региона.

 

Грамотно отстроить технологические процессы при таком объеме работ – задача не из простых. По сути, каждый день на нескольких предприятиях взрываются блоки – специальные площадки на угольных разрезах, чтобы вскоре здесь началась добыча угля. Чтобы «механизм» участка №2 работал как часы, необходимо учесть множество различных нюансов. В конце концов правильность организации работы участка – задача его руководителей. Одним из таких является Юрий Лох, начальник участка буровых работ №2.

12 предприятий…

В угледобывающую отрасль Юрий Александрович пришел сразу после окончания Кузбасского государственного технического университета (бывшего КузПИ. – Прим. автора). Получив специальность горного мастера, Юрий Лох трудоустроился на работу на разрез «Киселевский». Отработав первые три года в этой должности, молодой специалист начал свою достаточно стремительную карьеру. За несколько лет Юрий Александрович успел поработать и в качестве заместителя начальника участка №3, и заместителя главного инженера, и главным инженером, и заместителем генерального директора. Все эти кадровые ступени профессионального роста Юрий Лох прошел на одном предприятии – на разрезе «Киселевский».

Причем, что стоит отдельно отметить, уже работая в должности замначальника 3-го участка, он курировал именно проведение буровзрывных работ. Так что столкнулся с этим весьма важным для открытых горных работ процессом еще в начале своей карьеры.

Вскоре на предприятии прошли определенные структурные изменения, в том числе в рамках холдинговой компании «СДС-Уголь» была создана отдельная специализированная структура – предприятие «Азот-Черниговец», которая и была призвана полностью взять на себя все объемы буровзрывных работ на предприятиях «СДС-Угля». Тогда-то Юрий Лох и возглавил буровиков в «Киселевском» подразделении «Азот-Черниговца».

«Когда занимаешься проведением промышленных взрывов в масштабах целого холдинга, – рассказывает Юрий Александрович, – все несколько иначе. И это понятно – работы ведутся только на одном предприятии. Сейчас совсем другие задачи перед нами стоят. Мы обслуживаем 12 предприятий холдинга. Среди них, например, разрезы «Восточный», «Киселевский», «Прокопьевский», «Сибэнергоуголь», «Южный», «Березовский», участок открытых горных работ на шахте имени Дзержинского и другие. Одним словом, работы хватает».

27 пробуренных километров

И действительно, во время нашего разговора с Юрием Александровичем его телефон практически не замолкал. Постоянно кто-то звонил, что-то согласовывал, уточнял. «Так всегда, – улыбается Юрий Лох. – Каждый день что-то происходит. В нашей работе есть определенная специфика: наши люди вместе с техникой «разбросаны» по разным предприятиям, между которыми может быть, например, километров сто. Скоординировать их деятельность, проконтролировать в случае необходимости, подвести вовремя необходимое оборудование, запасные части или расходные материалы – все это требует в первую очередь серьезной организации. Ведь остановки в нашей работе – вещь недопустимая. Мы обязаны обеспечивать бесперебойную работу угледобывающих предприятий. А значит, каждый взрыв должен произойти в назначенное время».

Еще несколько лет назад «Киселевское» подразделение «Азот-Черниговца» начиналось всего с двух буровых станков. Сейчас в парке буровиков 13 (!) машин. Однако реальная производительность труда машинистов буровых станков выросла далеко не 6,5 раза, как это можно было бы предположить путем арифметических вычислений.

«Вот, казалось бы, совсем еще недавно 7,2 пробуренных километров в месяц считались очень хорошим показателем, – продолжает Юрий Александрович. – Сегодня такой результат работы в конце месяца – абсолютно ничтожный, ведь наши буровики показывают 27 тысяч метров и более. Представляете! Благодаря тому, что и техника стала более современная, и организация труда изменилась, удалось добиться роста производительности на одну бригаду как минимум в четыре раза!»

С одной стороны, достичь таких результатов позволяет пресловутый технический прогресс. Те же буровые станки ни в какое сравнение не идут с прежними, что использовались в угледобыче в советское время. «Электрические установки были куда менее производительными, – говорит Юрий Александрович. – Плюс ко всему они еще и ломались гораздо чаще. Современные бурстанки иностранного производства – совсем другое дело. Это дорогостоящая техника, на которой работать приятно. Здесь все сделано, как говорится, для человека, для машиниста, начиная с комфорта в кабине и заканчивая производительностью самого станка».

С другой стороны, все участники буровых бригад заинтересованы в том, чтобы выполнять план по бурению, обеспечивать необходимые объемы, необходимое количество скважин. От качества труда в конечном счете зависит и уровень дохода каждого машиниста или помощника машиниста. «Поэтому никаких простоев, – подчеркивает Юрий Лох. – Каждый нацелен на результат».

Как вырастить специалиста?

Разумеется, какая бы современная техника ни была, все зависит от человека. Если на предприятии грамотно организовано взаимодействие между службами, в данном случае между буровым участком и энергомеханическим отделом, специалисты которого занимаются в том числе техническим обеспечением работы буровиков, то и количество простоев сведено к минимуму.

«В этом смысле у нас работа достаточно хорошо поставлена, – продолжает Юрий Александрович, – как только поступает заявка на ту или иную деталь, наши механики очень оперативно реагируют. Кроме того, и бригада бурстанка заинтересована в том, чтобы содержать технику в хорошем состоянии, своевременно проводить регламентные работы и менять отработавшие ресурс запасные части».

Кстати, прежде чем машинист сядет в кресло нового бурового станка, он в обязательном порядке проходит специальное обучение. «А иначе нельзя, – говорит начальник бурового участка №2. – Современная техника – это почти космические технологии. Она не просто очень дорогая, но и очень сложная. Для того чтобы эффективно управлять бурстанком, необходимо специальное образование и опыт работы. А потому кадровый вопрос занимает большое место в нашей работе».

Под началом Юрия Лоха трудится большой коллектив, управлять которым наверняка непросто. Где-то нужно проявить гибкость, а где-то – характер. Хотя сам Юрий Александрович считает себя достаточно мягким человеком. «Я всегда пытаюсь убедить человека, понять его проблемы, договориться, – признается Юрий Лох. – Так, чтобы накричать на кого-то, какие-то дисциплинарные санкции – это не мой метод. Мне кажется, человек всегда поймет слово. Тем более что работать в «Азот-Черниговце» – это, я уверен, престижно. Так что наши буровики, думаю, гордятся своей работой».

Косвенным подтверждением слов Юрия Александровича можно считать тот факт, что на участке практически нулевая текучесть кадров. Более того, устроиться на работу сюда непросто: на столе начальника бурового участка лежит стопка листков-резюме: «Это – кандидаты на трудоустройство, – говорит Юрий Лох. – Люди приходят, разговариваю с ними, выясняю, где раньше трудились, какой опыт, на какой технике. С учетом того, что мы активно развиваемся, новые кадры нам периодически нужны. Но тут не все просто. Найти грамотного специалиста «с улицы» почти нереально. И это притом что наши буровики могут работать и зарабатывать достойную зарплату. По отрасли у нашего предприятия хороший авторитет в этом смысле. Однако, повторюсь, специальность буровика достаточно специфичная, а потому хороших специалистов найти очень трудно».

Поэтому кадровую проблему на предприятии решают следующим образом: растят сами. Чтобы узнать все премудрости профессии, необходимо начинать, как говорится, «с земли». Началом профессиональной карьеры буровика можно считать должность помощника машиниста бурового станка. Именно из помощников вырастают будущие машинисты.

…О профессиональном уровне буровиков 2-го участка «Азот-Черниговца» говорит тот факт, что именно они второй год подряд признаются лучшими по профессии в ежегодном конкурсе профмастерства, который проводится на предприятии в преддверии Дня шахтера. Победа в конкурсе – отличный стимул дальнейшего профессионального роста для каждого буровика.

Комментарии

Рекомендуем