×

Демиурги и их буратины

26 ноября исполняется 50 лет главному художнику Кемеровского областного театра кукол Елене Наполовой. В этот день в театре решили устроить выставку «Рождение куклы». Чтобы показать зрителям то, что они никогда не увидят со сцены, и даже за кулисами. Корреспондент «МК» пообщался с главным художником и подсмотрел за «таинством» до официального начала выставки.

'Демиурги26 ноября исполняется 50 лет главному художнику Кемеровского областного театра кукол Елене Наполовой. В этот день в театре решили устроить выставку «Рождение куклы». Чтобы показать зрителям то, что они никогда не увидят со сцены, и даже за кулисами. Корреспондент «МК» пообщался с главным художником и подсмотрел за «таинством» до официального начала выставки.

Кукольный театр начинается не с вешалки. Ожившие с помощью человека куклы – вот главное его чудо. Создание куклы – тоже таинство. Увидеть, как рождается кукла, означает проникнуть гораздо дальше, чем за кулисы…

Сегодня в театре ставят «Пер Гюнта» по пьесе Ибсена – спектакль для всех возрастов. Прохожу мимо сцены, мое внимание обращают на кулису. Там, за тяжелым черным бархатом в специальном ящике лежат куклы, приготовленные к спектаклю. На вид хрупкие, изящные, с ясными лицами. Каждая словно маленькое произведение искусства: детали костюмов сработаны до мелочей. Кажется, что куклы спят и ждут, когда рука актера достанет их из ящика и в очередной раз оживит на сцене.

Циркачи по Хармсу

В каждом театральном сезоне по четыре премьеры. Это значит – четыре новых кукольных состава. Все куклы и декорации для спектаклей делаются здесь – в цехах, руками театральных мастеров.

Идейный вдохновитель процесса создания кукол и непосредственный его участник — Елена Наполова – главный художник театра с 1998 года. Но первое ее знакомство с театром состоялось гораздо раньше. Когда в 1979 году Елена Григорьевна работала оформителем на заводе (сейчас, считай, дизайнером), подруга позвала ее в кукольный театр. «Я подумала, почему бы и нет? — рассказывает она. — Пришла, и затянуло навсегда. Мне всегда было интересно делать что-то руками. Все, что с этим связано, – нравилось: резать, строгать, пилить, шить, лепить. В этом особенность нашего труда – не надо делать какую-то однообразную нудную работу, а можно делать все. Спектакли разные, и куклы каждый раз абсолютно разные. Процесс их создания – это всегда интересно и захватывающе».

Рождение куклы начинается уже на этапе обсуждения спектакля. Во многом то, какой будет кукла, диктует сам сценический материал – например, классическая пьеса или модерновая. Если куклы «Пер Гюнта» изящные и «тихие», то 8 «участников» спектакля «Цирк Шардам» будут совсем иные. Эта пьеса написана Даниилом Хармсом специально для кукольных театров. Премьера в Кемеровском театре состоится на новогодних каникулах. Сейчас здешние мастера как раз занимаются воплощением в жизнь замысла главного художника и режиссера. Бурлескные, яркие и экспрессивные – такими кажутся куклы на компьютерных эскизах.

«Образ куклы рождается, когда общаешься с режиссером, — рассказывает Елена Григорьевна. – Как бы зажигается мысль о мысль: есть предмет для фантазии, размышления, спора. Иногда режиссер знает, что конкретно хочет, а иногда – нет. Тогда мы придумываем вместе. Вообще, последнее слово – за постановщиком».

Круговорот вещей

Технология изготовления кукол в принципе не очень изменилась с годами. Разве что эскизы главный художник сейчас рисует не на бумаге, а с помощь компьютерной программы. Елена Григорьевна говорит, что это удобно: меньше тратится времени и нагляднее. Но рабочий чертеж в натуральную величину со всеми техническими нюансами по-прежнему делается на бумаге. Он отдается в цеха.

Куклы по механике бывают разными: есть марионетки, которых водят за нити, есть тростевые, планшетные. Простых театральных кукол не бывает. Даже самая обычная на вид кукла внутри — сложный механизм.

Нередко кукольным мастерам приходиться изобретать. Например, новый способ движения кукольных глаз – моргают неживые актеры почти как живые. В выборе материала для куклы тоже приходится применять изобретательность. Березовая чурочка от детской кроватки получит вторую жизнь в качестве ног для циркача-наездника. Так будет и быстрее – не нужно выпиливать из цельного куска дерева.

Сейчас на столе художника-конструктора Евгения Манякина только «скелет» будущего Наездника из «Цирка Шардам». Через месяц он и 8 персонажей должны быть полностью готовы.

Головы у кукол тоже бывают разные – точеные деревянные или из папье-маше. Вообще главное, чтобы вся конструкция была максимально легкой. Актеру же все это придется держать на руках. Поэтому «утяжелять» куклу на этапе декорирования стараются минимально.

После столярной мастерской изготовленный художником-конструктором каркас попадает в бутафорский цех. Четкого разделения обязанностей, как в больших театрах, здесь нет. 4 женщины делают все, умеют все. «Если кисточкой нужно помахать, то и кисточкой помахаем», — говорит мастер-швея Роза Вохмянина, чиня театральный костюм.

Люди, которые играют в куклы

Вообще коллектив Кемеровского театра кукол, как правило, состоит из людей, которые работают здесь подолгу. «Текучки нет, причем почти все одного возраста, — говорит Елена Григорьевна. — Иногда думаешь, а что же потом будет, когда все на пенсию разойдутся?» Где брать кадры для изготовления кукол? Как таковой профессии в Кемерово обучиться нельзя, по сути – эти люди, самобытные художники и мастера, постигающие дело опытным путем.

Сейчас Елена Наполова преподает технологию изготовления куклы студентам актерского факультета КемГУКИ.

— Вернее сказать, объясняю им азы, — говорит она. – Этому научить можно, а дальше, если захотят, они освоят все сами. В идеале актер кукольного театра должен знать, как изготовить куклу.

— А своим детям мастерство не передадите?

— У меня оба мальчика, они в куклы не играют. Оба – дизайнеры.

Полный «состав» «Пер Гюнта» готов к спектаклю. Молодая актриса Евгения Устюгова, помощник режиссера, выносит кукол и реквизит на сцену. Она показывает мне главного героя, собственно, Пер Гюнта. Куколка в руках актрисы двигается удивительно естественно. «Все-таки мы не относимся к ним как к реквизиту…», — говорит Евгения.
Кукла сидит у меня на ладони, отпускать ее не хочется. Она похожа на красивую старинную игрушку (такой могли играть в позапрошлом веке) и вызывает соответствующие чувства.

«Есть история о том, как несколько людей сделали куклу, — рассказывает Елена Григорьевна. — Один выточил ее из дерева, другой расписал лицо, третий сшил одежду, четвертый вдохнул в нее жизнь. Затем люди стали спорить, кто же из них ее создал. Мне кажется, что все. Так же и у нас. Вдыхает жизнь в куклу актер. Но если мы не сделаем куклу, не вложим на первом этапе в нее любовь, актеру нечего будет оживлять».

26 ноября в театре можно будет проследить «Рождение куклы» — от эскизов, деталей, до готового героя.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp