«Фильмы «Легенда номер 17» и «Экипаж», сделанные той же студией-производителем, с участием и тех, кто играл в «Движении вверх» — в свое время прогремевшие в отечественном прокате — сейчас выглядят ступеньками к созданию именно такого кино, которое получилось»
Сюжет
Как и в случае с «Легендой №17», всем и каждому заранее было известно, чем закончится фильм – речь-то идёт об одном из знаковых событий в мировой истории игрового спорта. Сборные СССР и США сойдутся в финале олимпийского турнира Мюнхена-1972 и родоначальники баскетбола получат самую звонкую оплеуху за 36 спортивных лет. Но ведь ход матча всегда интереснее церемонии награждения, верно? Сценаристы наполнили «Движение вверх» такими деталями, что даже фанаты и знатоки баскетбольной истории будут переживать и хвататься за подлокотники кресел. И не только во время матча с американцами, растянувшегося почти на половину экранного времени. Фильм полон моментов, которые не позволят остаться равнодушными. Взять хотя бы не особо значимую сцену смены тренеров сборной. Она занимает не больше 5 минут. Но сколько в ней переживаний! Горькая обида великого (уже тогда) Александра Гомельского, гневное недоумение игроков – «какой идиот придумал убрать «папу» советского баскетбола?» и неизбежные переживания за нашего главного героя, на котором строптивые звёзды неизменно отыграются. И всё это – на ничтожном временном отрезке. Таков стиль «Движения вверх» — всё подаётся лаконично, без излишеств, но невероятно метко, совсем как средние броски Сергея Белова.
Особенную симпатию вызывает то, как объективно создатели фильма походят к любому событию и персонажу. Они никого не стремятся выставить безнадёжно плохим или ангельски хорошим. Им, например, не понадобился злобный и всесильный чиновник для усиления драматизма, как это было в «Легенде №17». Персонаж Марата Башарова – это скорее тролль, который вьётся вокруг сборной, но на события мало влияет. А в целом партийное руководство не выглядит сборищем злобных идиотов, а очень похоже на «настоящих», живых людей. Настоящие и американцы – вовсе не плохие, а просто типичные игроки-любители из университетов и низших лиг США с гонором, который и сегодня можно наблюдать у будущих звёзд НБА (большая часть той американской сборной через год-два и правда оказалась в сильнейшей лиги планеты). Предательство, нарушение режима, глупые поступки – всему в фильме находится логичное жизненное объяснение. И этим он очень располагает к себе.
Но главное достижение режиссёра – это невероятно удачный подбор актёров. Да, перед операторами и сценаристами хочется снять шляпу. Но идеальным «Движение вверх» сделали актёры.
«Баскетболист Александр Ряполов полтора месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова, а для Кузьмы Сапрыкина, сыгравшего Ивана Едешко, это также дебют на большом экране. При этом никто из артистов не перетягивает «одеяло» на себя»
Герои
Тренер Владимир Кондрашин – единственный персонаж, к чьей биографии добавлено немало вымышленных фактов. В частности, в реальной жизни у него не было сына-инвалида, которому срочно требовалась операция. Чтобы не коверкать биографию уважаемого тренера, его экранному образу изменили фамилию – герой Машкова зовётся Владимир Гаранжин. Но зато создатели бережно воссоздали тренерский стиль Владимира Петровича, его подход к игре и игрокам. Машков славится своим умением вживаться в образ, что и продемонстрировал в «Движении вверх» — его Гаранжин очень похож на Кондрашина, каким его вспоминали подопечные и коллеги. Куда более человечный чем «стальной лис мирового баскетбола» Гомельский, не стесняющийся учиться у принципиальных соперников, но в то же время порывистый и готовый отдать последнее ради своей команды. Любой спортсмен, который посмотрит этот фильм подтвердит – о таком наставнике можно только мечтать.
Действие фильма вовсе не крутится вокруг одного лишь Гаранжина. Его команда – это собрание уникальных личностей, первая из которых – Сергей Белов. Актёр Кирилл Зайцев, похоже, в полной мере осознал, какого невероятного человека ему пришлось играть. Игрок, чей талант не измерить, официально признанный «лучшим баскетболистом Европы всех времён», главный факелоносец Олимпиады в Москве, а впоследствии и великолепный тренер действительно возвращается к нам на 135 минут экранного времени. Возвращается со всеми своими качествами — высокомерием и тягой к справедливости, гордостью и стремлением делать окружающих лучше, тягой к «сольной» игре и образцовыми пасами. Непонятно, как всё это сочеталось в одном человеке, но очень приятно видеть, как Зайцев воплощает это на экране.
Менее известные коллеги Машкова и Зайцева справились со своими ролями ничуть не хуже. Литовский форвард Модестас Пулаускас прекрасен со своим отнюдь не прибалтийским характером и ненавистью к СССР. Любовная и жизненная драма центрового Александра Белова трогает до слёз. Грузинские защитники Мишико Коркия и Зураб Саканделидзе воплощают самые приятные воспоминания о советской Грузии. Грозный защитный «центр» Алжан Жармухаметов смотрится очень трогательно в своих попытках скрыть плохое зрение, а Иван Едешко – в попытках понять, что пасовать не менее почётно, чем забивать самому.
Ничуть не менее тщательно подобраны актёры на малые роли. Советских спортивных чиновников играют звёзды отечественного кино: Андрей Смоляков, Сергей Гармаш и Марат Башаров. Тренер сборной США Генри Айба – это едва ли не самая удачная эпизодическая роль в фильме, спасибо актёру Джону Сэвэджу. Ну а его команда достойна отдельных аплодисментов. Только сравните эти лица с кадрами из записи 1972 года. Ну до чего же похожи!
«Если кто-то не в курсе, всегда можно посмотреть этот эпохальный матч на YouTube. Но создателям картины удалось сделать так, чтобы публика все равно выходила из себя, переживала и сочувствовала героям»
Баскетбол
Пять лет назад российские СМИ с удовольствием цитировали канадских коллег: «Ещё никто не снимал хоккей так круто, как команда «Легенды №17!»». Теперь у нас есть веские основания ожидать подобных отзывов из США. Уму непостижимо, какую работу проделали создатели «Движения вверх». Мало того, что актёры двигаются, как настоящие баскетболисты (причём, баскетболисты 70-х – та техника сильно отличалась от современной). Сама легендарная игра была воссоздана буквально в мелочах. Убедитесь сами – мы выкладываем ссылку на полную версию того матча. Проходы Коркия на первых минутах, знаменитый спорный мяч, когда Белов приложил Брюера головой о паркет, конфликт всё того же Коркии с Дуайтом Джонсом – всё это можно увидеть вновь, с самых разных ракурсов, с комментариями с трибун, а также из РСФСР, Грузии и даже с уличной площадки в Америке.
До начала съёмок эту игру полгода репетировали, разложив на 300 (!) игровых сцен. А их постановщиком был сын того самого Сергея Белова. На выходе мы получили невероятный по накалу эпизод, протяженностью около часа. Становится вдвойне жаль, что в те времена ещё не был узаконен трёхочковый бросок – с «трёхами» съёмочная группа выдала бы ещё более фееричное зрелище. Создатели не пожалели времени, чтобы в деталях продемонстрировать революционную по тем временам тактику советского тренера: фактически он использовал против американцев популярный ныне «смолл-болл» — выпустил против «больших парней» сравнительно низкорослую, но скоростную «пятёрку», оставив на скамейке запасных Паулаускаса. И завершающие три секунды, конечно. О, это нужно видеть –в конце вам захочется вскочить, так же, как комментатор Нина Ерёмина. Единственная «историческая» претензия – не было в том матче такого количества «данков». Впрочем, фильм, они только украсили.
Под самый Новый год все, кто переживает за отечественное кино, получили очень дорогой подарок – фильм близкий к идеалу в своём жанре. Он понравится зрителям любого возраста и пола. А у знатоков спортивной истории может защипать глаза – они-то ведь знают, что будет дальше. Что спустя 4 года «железный лис» Гомельский вернёт себе место тренера сборной СССР, навсегда вытеснив Кондрашина. Что Александру Белову после триумфа в Мюнхене оставалось жить всего 6 лет. Что через 16 лет Гомельский вновь обыграет американцев на Олимпиаде. Да так обыграет, что мало не покажется. А еще через три года сборная Кондрашина станет командой «страны, которая исчезла», а половина её состава превратится в граждан недружественных стран. И от того, что мы это знаем, а люди на экране – ещё нет, слёзы Владимира Гаранжина и Сергея Белова смотрятся особенно трогательно. Мы не можем вспомнить ни одного российского фильма за последние годы, способного вызвать схожие эмоции. «Движение вверх» очень высоко поднимает планку для отечественного кино. И не только спортивного.