«Эх, дорожки!»:
обзор велосипедных маршрутов Кемерова
На дворе самый разгар велосезона. Велосипедисты счастливы, а пешеходы – не всегда: проносящийся в опасной близости от тебя любитель экологичного транспорта вызывает, как минимум, лёгкий испуг. Возникает логичный вопрос: а почему они не катаются по велодорожкам? Чтобы на него ответить, мы протестировали имеющиеся в городе дорожки. И теперь делимся с вами результатами.
Предупреждаем на берегу: идеальной велодорожки в Кемерове на данный момент нет. У всех есть минусы (большие и не очень), которые нужно ликвидировать. Мы путешествовали в компании профессионального велосипедиста, известного в Кемерове тренера Владимира Лаврова, он не даст соврать. Наш полный пятичасовой маршрут: набережная - филармония - Университетский мост – Мичурина - проспект Ленина – бульвар Строителей – Октябрьский – Притомская набережная. Если его оценивать в целом, то в Кемерове есть над чем работать. После путешествия мы поняли: кемеровский велосипедист должен быть осторожным, чутким и собранным, как диверсант в тылу врага – малейшая расслабленность может дорого обойтись.
Иногда от одного участка дорожки до другого невозможно добраться, не имея крыльев или реактивного ранца. Например, мы так и не нашли дорожку для катания на велосипеде на Октябрьском (только в начале и в середине проспекта есть разметка), на нижнем бульваре Строителей – та же картина, проспект Ленина тоже не отличился непрерывной дорожкой, чем очень нас огорчил.
Передвигаясь по городу в статусе пешехода, не замечаешь этих вещей, но жутко раздражают все эти спортивные ребята со своими двухколёсными друзьями. И только после того, как мы взялись делать этот материал, поняли всю их боль. Вот маршруты, проехав по которым, вы поймёте, как тяжко быть велосипедистом.
Дорожка в никуда
Велодорожка не простая, а с сюрпризом. Находится она на бульварном кольце. Её ни с чем не спутать: вы едете по проспекту Ленина до Бульвара, светит солнце, всё живое радуется и вдруг – сюрприз! Вы упираетесь в забор, который разделяет проезжую часть от пешеходной. Согласитесь, есть что-то фатальное в резко обрывающейся линии разметки и простой железной оградке.
Конечно, имеются правила, по которым, за неимением дорожки, мы можем ехать по тротуару. Что, собственно и сделали. В комментариях профессионала эта велодорожка, на наш взгляд, не нуждается. Да и в наших тоже. Всё скажут фото. Не вздумайте набирать скорость на этом участке. Благо, видно заборчик издалека. Но почему, скажите на милость, дорожка не поворачивает?
Туалетные дорожки
Самый неэстетичный вид дорожек. Первый раз на неё мы наткнулись в парке «Антошка». Едешь, ветер развевает твои волосы (не в обиду нашему велоэксперту), прохлада от воды делает катание максимально комфортным и тут в нос врывается аромат общественного туалета. Да не одного. Аккурат в одном метре от велодорожки стоят кабинки и благоухают так, что мерзкое послевкусие не даёт покоя ещё метров 100-200.
Это очень плохая идея – строить велодорожку около туалета или ставить туалет практически на велодорожку. Мы занимаемся спортом, оздоравливаем организм, а тут глаза щиплет, когда мимо даже на скорости проезжаешь.

Владимир Лавров
Профессиональный велосипедист
С одной стороны, это забота о пешеходах – туалеты установлены подальше от мест, где они, в большинстве своём, гуляют. То же самое и на бульваре Строителей – туалет отодвинули подальше от гуляющих. Но вот велодорожка рядом с отхожими местами проложена совершенно зря – двери открываются прямо «под колёса». Не всякий велосипедист сумеет вовремя затормозить.
По моему мнению, эти парки на Мичурина – самое неудачное место для катания. И там ужасный асфальт просто.

Владимир Лавров
Профессиональный велосипедист
Бизнес-дорожки
Этот блок – крик велосипедной души. Мы всё понимаем – людям надо зарабатывать, жить, но почему в ущерб тем, кто хочет кататься на велосипеде? А потом мы читаем в соцсетях гневные посты, как какой-то «жлоб на велике мне нахамил». Мы ехали по велодорожке с РАЗМЕТКОЙ и на нашем пути то и дело попадались препятствия. Не простые, а с бизнес-уклоном: вольные торговцы и даже целые ларьки.
Ситуация, когда ты едешь на скорости, допустим, 10-15 километров в час, а у тебя вырастает на дороге какой-то ларёк или бабушка с ягодкой, - ну это очень небезопасно. Причём, как для велосипедиста, так и для прохожих. Можно просто не успеть среагировать.

Владимир Лавров
Профессиональный велосипедист
И мы его в этом поддерживаем. Женщина, расположившаяся прямо на велодорожке на проспекте Ленина, продавала очки. Мы задали ей вопрос, а знает ли она, что тут велодорожка и получили ответ: «Не трамваи, объедете!». Встречались фруктовые ларёчки, которые все дары природы под колёса выкатили. Было и такое, что очередь за мороженым перегородила велодорожку начисто.
По правилам дорожного движения, если есть велодорожка, что мы обязаны передвигаться по ней. А из-за этих бизнесменов мы вынуждены были несколько раз нарушить правило и даже создать помеху пешеходам.
На проспекте Ленина ещё и целый рынок прямо на тротуаре существует. Да-да, интересы велосипедистов пересеклись с интересами бабушек на «Фабричке». Кто победит в случае конфликта, смешно даже спрашивать. Мы покинули сёдла и пересекли опасную зону пешком, стараясь быть как можно незаметнее.
Дорожки раздора
Мы знаем, что развитию сетей велодорожек в нашем городе уделяется действительно большое внимание. Ещё пару лет назад никто и не думал, что в Кемерове специально для велосипедистов будут что-то делать. Но за время нашего катания по городу, мы заметили, что есть очень много мест, где по умолчанию на велосипеде катаются и это считается велодорожкой, а вот разметки нет. И знака нет. И ничего нет. А можно тут кататься вообще или нельзя?
Самое удачное место для катания – это набережная. Здесь, конечно, покрытие можно считать идеальным для непрофессиональной езды. Но в хорошую погоду вечером сюда лучше вообще не лезть. Разметки нет, знаков нет и будет огромное количество людей, которые будут считать тебя врагом народа, что ты тут на своём велосипеде приличным людям гулять мешаешь.

Владимир Лавров
Профессиональный велосипедист
С этим выводом мы, как любители, согласны. Более того, пока мы по городу катались, где-то на проспекте Ленина мы нарвались на недовольство тех самых приличных людей. Переходя дорогу, как полагается – пешком, сзади мы услышали: «Ходют тут со своими велосипедами, пройти не дают». Конечно, человек шёл в нескольких метрах от нас и мы ему уж точно никак не мешали, но шаг ускорили и перешли дорогу, прижавшись к краю, чтобы никому не мешать. Но и тут нас настигла та самая женщина. Она сама подошла к нам, втиснулась между нашими велосипедами и сказала ту самую гениальную, на наш взгляд, фразу: «Нормальным людям ходить негде! Отойдите отсюда!».
На наш взгляд, такое происходит именно потому, что очень много мест и улиц в городе, где разметки нет. Вот пешеходы и думают, что велосипедист должен перелетать это расстояние.
Недосягаемые дорожки
Вероятно, любители Соснового бора уже готовы нас растерзать – почему мы забываем про то, что на Радуге есть прекрасное место для катания? Вот тут мы, конечно, спорить не можем и не хотим. Но не зря же мы в команде с профессионалом решили оценивать велодорожки города.
Сосновый бор хорош, конечно. Но на таких велосипедах, которые в пунктах проката выдают, я бы не рискнул туда ехать. Покрытие там очень далеко от идеала, дорога сложная и можно даже травмироваться по незнанию.

Владимир Лавров
Профессиональный велосипедист
Мы, как любители, на Сосновый бор смотрим немного с другой стороны. Как туда добираться? Грузить велосипед в машину и приезжать туда кататься? Опять же, правила нам позволяют двигаться по крайней части крайней правой полосы, ну а если элементарно страшно? Многие водители просто пренебрегают ограничением скорости на дорогах и летают под «сотку». Не хочется стать их жертвой. Именно поэтому мы отказались от идеи ехать на велосипеде на тот берег.
Кроме этого, мы отметим и тот момент, что в Сосновом бору тоже нет велодорожки, как таковой. Люди гуляют везде, где хотят, часто большими компаниями, иногда не очень трезвые. Могут выйти из-за дерева навстречу вашему велосипеду. Так что, лесной массив - это в большей степени место для пешей прогулки.
Почти идеал
И всё же есть место, где можно хорошо покататься на велосипеде. Парк имени Веры Волошиной. С нашей любительской точки зрения здесь всё хорошо: отдельная велодорожка, есть спуски, есть подъемы, свободно дышится. И именно здесь мы увидели действительно хорошую разметку. Мы понимали, куда здесь нужно свернуть, чтобы не мешать пешеходам и друг другу.
Качество покрытия действительно радует. Но по моему мнению, здесь слишком узкая дорожка. Даже сейчас (в будний день днём) приходилось останавливаться и пропускать людей. Круг тоже небольшой. Минус здесь в том, что не указано направление движения дорожки, что может привести к столкновению двух велосипедистов. Сюда бы я предпочёл прийти просто погулять, нежели на велосипеде кататься.

Владимир Лавров
Профессиональный велосипедист
Но вот здесь-то любительское и профессиональное мнение не сошлись. На наш взгляд, при желании разъехаться можно. Большое количество людей – да. То, что некоторые решительно игнорируют знак «велодорожка» и гуляют по ней – тоже да. И не скажешь ведь мамочке с коляской, что она не права, вдруг «яжмать» попадётся –живым не уйдёшь.
Порадовала глаз и дорожка на бульваре Строителей. Но там не было разметки и мы не сразу поняли, куда бы нам свернуть, чтобы не попасть на территорию двуногих. Здесь отдаём должное именно покрытию – асфальт идеально ровный, при желании можно было бы лечь на него и отдохнуть.
На совесть сделан асфальт. Про велодорожки я не готов так сказать. Они очень узкие, неудобные. Там дети на самокатах могут кататься, но не взрослые люди на велосипедах. Но самое опасное – там везде кусты и не просматривается дорожка, откуда угодно может ребёнок выбежать и ты не заметишь.

Владимир Лавров
Профессиональный велосипедист
Итог
Несмотря на отсутствие разметки, мы рекомендуем кататься на бульваре Строителей. Вопреки суровой критике нашего спутника-атлета, с удовольствием ещё раз вернулись бы и в Комсомольский парк. На набережную выехали бы рано утром или поздно вечером, чтобы не нарваться на гневные взгляды и не огибать людей, как стойки на автодроме. Хотя, вечером там тоже гуляют допоздна.
Из-за плохого покрытия и неприятных запахов мы бы не сунулись больше в парки на Мичурина. Там можно прогуливаться, кормить уточек, кататься на карусельках, но не на велосипеде. Это и неприятно и травмоопасно.
Есть и лотерейные дорожки, как, например, на проспекте Октябрьский. Местами радует и асфальт и разметка, а вот большая часть пути по этому проспекту – сел и поскакал. Можно очень лихо, и причём без удовольствия, отбить самое дорогое, всё, что наприседал в зале.
С моей стороны, а я рассматривал велодорожки с профессиональной точки зрения, нигде в городе нельзя провести велосипедную тренировку. Это совершенно небезопасно. Лучше уж в зале потренироваться.

Владимир Лавров
Профессиональный велосипедист
Но не все ведь рассматривают велосипед, как спортинвентарь. Это ведь ещё и экологичный транспорт. В идеальном веломире у нас должна быть возможность спокойно доехать с Южного до Кировского и обратно, не тревожа пешеходов, не создавая помех водителям и не седея от ужаса. Прекрасно, что в городе есть места для катания. Отлично, что мэрия не забывает о велосипедном контроле – глава города требует от застройщиков, чтобы в новых районах велодорожки были «по умолчанию». Но вот говорить о создании по-настоящему городской велосети пока не приходится.
Текст: Карина Миллер.
Фото: Максим Серков.
[email protected]
© 2018