ЭКСПЕРТИЗА
Проверяем качество бензина АИ-92 на кемеровских АЗС
Не секрет, что от качества бензина напрямую зависит стабильность работы двигателя автомобиля. Часто, заполнив бак на непроверенной заправке, мы замечаем, что машина ведёт себя по-другому: топливо может содержать примеси, вредные для двигателя. Сибдепо приобрёл старый добрый АИ-92 на пяти популярных кемеровских АЗС и отдал его на проверку специалистам ФБУ «Кемеровский ЦСМ».
На каждой из пяти АЗС мы купили по два литра бензина АИ-92. Топливо мы отбирали в тару, предоставленную «Кемеровским ЦСМ», - каждая объёмом в один литр. Пробы бензина эксперты изучали в течение недели. Все образцы были зашифрованы. В лаборатории оценили качество АИ-92, изучив его состав, а заодно рассказали, что в Кузбассе подделывают чаще: бензин или дизтопливо.
В лабораторных условиях топливо проверили на соответствие нормам техрегламента Таможенного союза и ГОСТу. Специалисты установили концентрацию серы в АИ-92, его октановое число, фракционный состав и плотность. Кроме этого, эксперты оценили внешний вид бензина, а также выяснили, содержат ли образцы монометиланилин.
АЗС «Баррель»
Адрес: ул. Лермонтова, 13 к1
На заправке, как и положено, нам отказались "выдать" бензин в стеклянную тару, полученную от специалистов "Кемеровского ЦСМ". Операторы АЗС объяснили это правилами пожарной безопасности. В итоге, сначала топливо мы налили в металлическую канистру, а из неё уже перелили в "стекло".
Эксперты выяснили, что в образце №1 октановое число идеально соответствует норме по ГОСТу Р 51105-97.

Топливо, как и положено, было чистым и прозрачным. Фракционный состав бензина специалисты установили следующим образом: постепенно вели нагрев 100 мл образца, и при достижении температур в 70°С, 100°С и 150°С зафиксировали объёмную долю испарившегося бензина. В итоге, по этому показателю топливо тоже соответствовало нормам.
АЗС «Для Вас»
Адрес: ул. Красноармейская, 54
В образце АИ-92 с автозаправки "Для Вас" оказалось меньше всего серы, по сравнению с другими образцами – всего 7,8 мг/кг. Октановое число топлива, так же как и фракционный состав, соответствуют ГОСТу.
Внешний вид образца №2 полностью устроил экспертов лаборатории. Плотность бензина, которую проверяют при температуре в 15°C, была одной из самых высоких – 731,9 кг/м3. Добавим, что нормой для этого показателя является диапазон от 725 до 780 кг/м3.
АЗС «Лукойл»
Адрес: ул. Красноармейская, 1/2
В образце №3, который был взят на АЗС «Лукойл», показатель плотности оказался самым низким из всех – 729,5 кг/м3, однако, по оценкам экспертов, он полностью соответствует норме.

Также в этом бензине выявили незначительное превышение концентрации серы – 10,5 мг/кг при норме в 10 мг/кг. По остальным показателям топливо заправки ничем не отличилось от остальных – его октановое число, фракционный состав и внешний вид соответствовали ГОСТу.
АЗС «Татнефть»
Адрес: ул. Красноармейская, 37/1
АИ-92 с автозаправки "Татнефть" неплохо "показал себя" по содержанию серы. Концентрация этого вещества в топливе - всего 8 мг/кг. Внешне образец №4 был чистым и прозрачным. Его октановое число также соответствовало норме, как и фракционный состав. При этом показатель плотности, как и у второго образца, был самым высоким – 731,9 кг/м3.
АЗС «Газпромнефть»
Адрес: Кузнецкий проспект, 55 к1
Образец №5 практически по всем показателям оказался где-то в середине. По октановому числу он набрал те же цифры, что и остальные пробы – 83 (по моторному методу) и 92 (по исследовательскому методу). В остальном же у этого топлива были промежуточные показатели. Серы в образце из АЗС "Газпромнефть" обнаружили 8,3 мг/кг. Фракционный состав, по оценке экспертов, оказался в пределах нормы, как и плотность. На внешний вид бензин был таким, каким и должен быть.
Мнение эксперта
Результаты, полученные во время лабораторных испытаний, прокомментировал инженер первой категории ФБУ «Кемеровский ЦСМ» Андрей Чекулаев.
«Все образцы оказались практически идентичными и показали почти одинаковые результаты»
«К нам поступили пять зашифрованных образцов. Их мы исследователи по техническому регламенту Таможенного союза 013/2011 и ГОСТу Р 51105-87. Все образцы оказались практически идентичными и показали почти одинаковые результаты. Результаты, полученные в лаборатории, имеют погрешность. С учётом погрешности третий образец, хоть у него и превышена концентрация серы, также соответствует нормам. Отмечу, что с середины 2016 года в России можно продавать только бензин класса 5», – рассказал Андрей Чекулаев.

Эксперт добавил, что превышение серы может сказаться на работе катализатора дожигания выхлопных газов, который устанавливается на современных автомобилях. Это устройство может просто выйти из строя. Кроме того, сера способствует появлению коррозии в двигателе.
Причин, по которым в бензине превышено количество серы, может быть несколько: например, грязный резервуар на АЗС, из которого брали топливо, или разбавление качественного АИ-92 некачественным.
Из хороших новостей: эксперты установили, что ни один образец топлива не содержит монометиланилин – вещество, повышающее октановое число бензина. Из-за добавления такой присадки, например, повышается токсичность отработавших газов.
«Вне лаборатории качество бензина проверить практически невозможно. Это можно определить только по внешним признакам: он не должен пахнуть ацетоном, не должен быть жёлтым или оранжевым (такой цвет дают железосодержащие присадки). Кроме того, если вы заправились однозначно плохим бензином, то это скажется на работе двигателя - он будет «стучать». Причиной такого «поведения» механизмов может стать низкое октановое число топлива, вследствие чего также может увеличиться его расход», – пояснил Андрей Чекулаев.

По словам специалиста, в последнее время в лабораторию чаще всего привозят некачественное дизельное топливо, нежели бензин. Это происходит из-за того, что «дизель» легче производить кустарным способом.

Андрей Чекулаев считает, что максимально обезопасить себя от некачественного топлива можно только в том случае, если заправляться на проверенных автозаправках.