С чего всё началось
Изначально генерального плана застройки курортной зоны в Шерегеше не было — стройка новых объектов происходила хаотично в течение нескольких лет. В 1980 году компания «Шория-Тур» построила первую бугельную дорогу ВЛ-1000 в секторе «А» на горе Зелёной.
Позже были введены в эксплуатацию канатные дороги: бугельная, «Ольга», в 2006 году и кресельная, «Фристайл», в 2014. У каждого отдельного собственника, конечно, был свой план развития. Но в итоге в одном месте появилось несколько однотипных низкопроизводительных подъёмников. При этом лыжникам и сноубордистам приходится при катании пересекать тот путь, по которому другие отдыхающие поднимаются в гору.
В 2011 году компания «Каскад Курорт» выкупила бугельные дороги (БКД-41 и БКД-42) у «Шории тур» и начала их эксплуатировать. По информации, предоставленной эксплуатирующей компанией, на подготовку трасс только летом уходит более 6 000 000 рублей.
Конфликт интересов
Описанная ситуация привлекла внимание специалистов Ростехнадзора. И в 2008 году компания «Шория-Тур» получила предписание «об исключении пересечения бугельных подъёмников туристами».
Чтобы выполнить предписание, «Шория-Тур» выставила предупреждающие аншлаги и информационные щиты. Руководство «Фристайла» и «Ольги» восприняло эти действия без восторга — был ограничен доступ их клиентов к склону сектора «А».
Ситуация сложилась патовая – альтернативного склона для катания у клиентов «Ольги» и «Фристайл» попросту нет. Слева — камни и узкая полоса трассы, а справа — так называемый «лоб» — круглогодично подготавливаемая для катания трасса, где ратраки создают любимый всеми «вельвет». Поэтому горнолыжникам и сноубордистам приходилось пересекать зону бугельного подъёмника.
Это привело к тому, что в ноябре 2014 года Ростехнадзор вынес повторное предписание — уже для «Каскад Курорта». Компания выполнила предписание, установив защитное заграждение, – ту самую «стену». Естественно, это только усилило давний конфликт.
Позиция Ростехнадзора
Чтобы понять позицию Ростехнадзора, достаточно ознакомиться с официальными письмами, которые предоставила Сибдепо директор эксплуатирующей компании «Каскад Курорт» Анна Ударцева. Вот выдержки из Предписаний № 9-098/2014 от 12.11.14г и №8-1197 от 01.09.2015 г.
Эти документы не оставляют руководству «Каскада» других вариантов действий, то есть никакие информационные щиты в этой ситуации не помогут — только стационарное ограждение. Ведь канатная дорога – это производственный объект высокого класса опасности. А значит, и меры предосторожности должны быть соответствующими.
Неисполнение предписания может повлечь за собой приостановку работы всех подъёмников «Каскада» на срок до 90 дней. Каково это будет туристу — приехать на курорт, оплатить отель, проезд и столкнуться с пустыми канатными дорогами и трассами?
Что делать?
Выход необходимо искать в любом случае. Один из вариантов решения проблемы: построить подземный переход под бугельной дорогой «Каскад Курорт». Такие сооружения успешно используются на европейских курортах и доказали свою надёжность. Туристы ничем не рискуют и пересекают опасный участок под землёй, не снимая лыж или сноуборда.
Такой вариант устроил бы всех – от отдыхающих до Ростехнадзора. Впрочем, и здесь есть вопрос: на чьи средства должен быть построен такой переход? Здесь впору вспомнить латинский афоризм «Cuiprodest, cui bono» (кому это выгодно?). Впрочем, предпринимателям должно быть виднее. Возможно, они сумеют найти решение, которое действительно устроит всех. В конце концов, на то они и бизнесмены.