Хорошие дороги нужны как воздух

С наступлением весны традиционно начался дорожно-строительный сезон. В этом году он обе-щает отличаться от предыдущих хотя бы тем, что в регионе, да и во всей стране благодаря изменившемуся законодательству вновь начали действовать дорожные фонды. Произошли и другие перемены. О том, что новые веяния несут России для искоренения одной из двух фундаментальных проблем, наш корреспондент беседует с депутатом Государственной Думы, заместителем председателя Комитета ГД по транспорту Владимиром Гридиным.

С наступлением весны традиционно начался дорожно-строительный сезон. В этом году он обе-щает отличаться от предыдущих хотя бы тем, что в регионе, да и во всей стране благодаря изменившемуся законодательству вновь начали действовать дорожные фонды. Произошли и другие перемены. О том, что новые веяния несут России для искоренения одной из двух фундаментальных проблем, наш корреспондент беседует с депутатом Государственной Думы, заместителем председателя Комитета ГД по транспорту Владимиром Гридиным.

 

– Владимир Григорьевич, в последние годы по поручениям президента и правительства РФ при активном участии руководителей регионов и депутатов Федерального Собрания страны приняты беспрецедентные для России меры по созданию законодательной основы деятельности дорожного хозяйства. Как Вы можете прокомментировать и оценить эту работу?

– Могу сказать только: все принятые в этом направлении законы и решения подчинены одной цели – сделать российские дороги качественными, надежными и безопасными для людей. Давно известно, что развивать страну можно только с помощью хороших дорог. И все мы наконец-то взялись решать эту задачу.

Призваны ее решить и целевые дорожные фонды. Когда-то за счет средств этих фондов реализовывались большие транспортные проекты. Сегодня у них та же задача. Федеральный дорожный фонд начал работать в 2011 году. А с 1 января 2012 года – вновь образованые в субъектах Федерации региональные дорфонды.

Сегодня законодательно закреплен принцип нормативного финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог. Считаю это большим шагом вперед, поскольку правительство утвердило нормативы затрат на ремонт и содержание автодорог. И в соответствии с законодательством уже в 2014 году страна должна завершить переход на 100%-е нормативное финансирование ремонта и содержание дорог федерального значения. Соответствующие финансы предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Для реформирования системы финансов дорожного хозяйства еще весной 2011 года Госдума приняла закон № 68-ФЗ, которым внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ и ряд других законодательных актов, предусматривающих создание дорожных фондов.

– А откуда в бюджете возьмутся средства на дорожные фонды, на 100%-е решение проблемы?

– И это тоже законодательно определено. Законодательством РФ также установлена возможность привлечения неналоговых источников. Например, для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. А для региональных дорожных фондов субъекты в законодательные акты включили уже более 32 различных неналоговых источников.

На примере Кемеровской области это выглядит так. Областным Советом принят закон от 2 июня 2011 года № 68-ОЗ «О создании дорожного фонда Кемеровской области», который вступил в силу с 1 января 2012 года. В нем прописано, что дорожный фонд Кемеровской области организован для повышения эффективности решения вопросов дорожной деятельности в отношении автодорог общего пользования, регионального или межмуниципального значения. Этот фонд представляет собой часть средств областного бюджета. Указаны порядок определения объема бюджетных ассигнований дорожного фонда, правила его формирования и использования и т. д.

Кроме того, основным источниками денег регионального дорфонда определены также: объем доходов от акцизов на топливо – раньше они поступали в доход регионального бюджета (по ставке – более 2 рублей за литр); доходы облбюджета, полученные за счет дополнительного увеличения ставок акцизов на 1 рубль за 1 литр с 1 января 2012 года; транспортный налог.

Что касается формирования Федерального дорожного фонда, то в соответствии с Бюджетным кодексом РФ основными источниками на 2012 год являются ассигнования из федерального бюджета – 270 млрд рублей. Плюс доходы федерального бюджета за счет акцизов на ГСМ – 1 рубль за 1 литр. Это еще 90-95 млрд рублей.

– Из того, что Вы назвали, становится ясно – деньги на дороги у России появляются. А каковы планы отрасли на этот год?

– В 2012 году в России планируется построить и реконструировать около 400 километров федеральных дорог и отремонтировать еще около 6 тысяч километров. В регионах – свои программы строительства и ремонта дорожного покрытия.

– К сожалению, практика существовавших десятилетие назад, а сейчас возрожденных дорожных фондов показывала, что темпы реализации наших планов отстают от жизни. Не повторится ли вновь такое положение дел?

– Ситуация с автодорожным строительством заметно улучшается. За последнее время реализованы такие крупные проекты, как кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга. Магистраль М58 «Амур» дотянулась наконец до Дальнего Востока. В нашем Кузбассе ввели часть – 25 километров – современной трассы Кемерово – Ленинск-Кузнецкий, и ее строительство продолжается.

Хотя специалисты уверены – объем работ надо увеличивать. В России рост дорожной сети отстает от нужд экономики. А к 2020 году интенсивность движения на наших дорогах как минимум удвоится. Поэтому сделать предстоит гораздо больше. По федеральной программе строительства автодорог до 2020 года в России должно быть построено более 20 тысяч километров дорог. Около 5 тысяч километров из них – это федеральные дороги высшей категории, остальные – местного значения.

– Для депутата Госдумы эти ориентиры означают одно: ежегодно в проектах бюджета средства дорфондов год от года должны увеличиваться. Есть ли для этого источники?

– Конечно. В состав источников формирования дорожных фондов закон также включил: средства от уплаты неустоек, убытков, другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о закупках, и подрядчиками – условий государственных контрактов; плату по соглашениям об установлении сервитутов (прав пользования чужой собственностью) на земельные участки в полосах отвода дорог для строительства и капитального ремонта объектов сервиса, установки рекламы, прокладки или переустройства коммуникаций.

В 2013-м должны появиться совершенно новые дополнительные источники финансирования. Так, Росавтодор предлагает ввести плату за пользование дорогами для автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. Рассматривается возможность взимания платы с иностранных компаний, которые пользуются транзитными магистралями России. Есть и другие предложения. Мы их будем обсуждать и в нашем Комитете, и на пленарных заседаниях Думы.

По прогнозами Минфина, создание дорожных фондов субъектов РФ позволит уже в 2012 году иметь в них совокупный объем средств более 391 млрд рублей, а к 2014 году – более 531 млрд руб- лей. Для сравнения: в 2011 году – это были деньги в размере 333,2 млрд рублей.

– В каком объеме федеральные средства на 2012 год расписаны по направлениям дорожного строительства и ремонта?

– На строительство и реконструкцию дорог в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» направляется 259,8 млрд рублей. В том числе: автодорог федерального значения – 215,3 млрд рублей; софинансирование в форме субсидий автомобильных дорог регионального и местного значения – 44,5 млрд рублей.

На капремонт, ремонт и содержание автодорог федерального значения предусматривается направить 126,3 млрд рублей.

Согласитесь, средства немалые. Поэтому одной из главных задач парламента считаю создание системы контроля, чтобы исключить нецелевое расходование и неэффективное использование финансовых ресурсов.

– Особая строка программы дорожного строительства – дороги на селе…

– Да, в России всерьез берутся строить сельские дороги. В текущем году Федеральный дорфонд предусматривает направить сюда в форме субсидий 6 млрд рублей. Цель этих денег – помощь самым обездоленным – проселочным дорогам, увеличение количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

С Минсельхозом и администрациями субъектов РФ часть этих вложений уже согласована: предусматривается дополнительно соединить транспортными артериями 165 сельских населенных пунктов, построить 370 километров автодорог, а также мосты и путепроводы. Распределение оставшихся ассигнований завершится до конца первого квартала года.

Кстати, реализация программы сельских дорог поможет вывести транзитные транспортные потоки из ряда городов за счет строительства обходных магистралей и повысить эффективность межрегиональных связей.

За период действия программы прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, составит 2,3 тысячи единиц. Общая протяженность таких дорог составит около 4,4 тысячи километров. В 2013 году проект профинансируют уже в размере 7 млрд рублей и затем ежегодно – по 7 млрд рублей. Такие цифры озвучил министр транспорта РФ Игорь Евгеньевич Левитин.

– Вы уже сказали, что в соответствии с федеральным и областным законодательством в Кузбассе возрожден региональный дорожный фонд. Вы в курсе, какие планы и задачи он будет решать в ближайшее время?

– Я постоянно интересуюсь делами своих земляков, стараюсь помогать в решении проблем. С губернатором Аманом Гумировичем Тулеевым мы всегда обсуждаем их при встречах. Хорошо знаю главного дорожного строителя Олега Ивановича Шурыгина. Под их руководством развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Кузбассе будет активно продолжаться в этом сезоне. Так, не останавливается строительство второго 37-километрового участка скоростной дороги 1-й категории Ленинск-Кузнецкий – Кемерово в обход всех населенных пунктов. Для развития Таштагольского района ведется реконструкция дороги Кузедеево – Мундыбаш – Таштагол с обходом поселка Каз. Новый маршрут на новом техническом уровне ускорит перевозки между Кемеровской областью, Республикой Алтай, другими территориями Сибирского Федерального округа, странами Средней Азии и Монголией.

Еще один важный для Кузбасса проект: строительство автодороги Новокузнецк – Междуреченск в обход всех населенных пунктов, включая Мыски. Ее протяженность – 70 километров. В дальнейшем она обеспечит пропуск транзитного транспорта из Хакасии, о чем мечтали несколько поколений кузбассовцев.

В перспективе должна получить свое дальнейшее развитие и федеральная автомобильная дорога М-53 «Байкал», проходящая по территории нашей области. Здесь необходимо строительство обхода Кемерова с еще одним мостом через Томь. Также – строительство обхода города Мариинска и возведение уже второго на том участке путепровода через Транссиб, теперь – в районе села Суслово.

Сейчас начато строительство объездной магистрали от дороги на Лесную Поляну, которая, минуя правобережные районы Кемерова, должна вывести весь восточный транзитный поток на красноярское направление.

Я называю только самые крупные дорожно-строительные проекты. А всего их, конечно, гораздо больше. Разумеется, ожидаемые поступления в областной дорфонд из разных источников в 2012 году – 5,4 млрд рублей разом всех проблем не решат. Однако дороги Кузбасса давно считаются одними из самых лучших в стране и в будущем, уверен, сохранят эту марку.

Комментарии

Рекомендуем