×

«И грянул шторм»: мужики и море

В последние годы режиссёры фильмов-катастроф предпочитают упирать на масштабность и глобализм. Не очень большая, отдельно взятая трагедия творцов почти не привлекает – мелко. Австралийский режиссёр Крейг Гиллеспи тем не менее решился. Он создал фильм, экранизировав реальную историю о спасении команды одного злосчастного нефтяного танкера.

Сюжет

Крушение танкера «Пендлтон» в 1952 году — широко известная история в США. Так что американская публика заранее знала, по каким рельсам пойдёт повествование. Россиянам в этом плане проще — большинство из нас слыхом не слыхивали о катастрофе у мыса Кейп-Код. Но тем интереснее будет смотреть фильм.

Снимок экрана 2016-02-04 в 15.25.30

Гиллеспи сумел замечательно передать атмосферу отчаяния, которая царит на обречённом корабле. Глядя на разорванный пополам танкером, который отчаянно гудит среди гигантских волн, поневоле задумаешься: сколько их было, таких судов, зовущих на помощь, но так её и не дождавшихся? Сколько моряков боролись до последнего, но так и не увидели берега?

Не менее хорошо режиссёру удалось передать и бессилие, которое испытывают те, кто остался на берегу: всё, что они могут – это включить фары, чтобы капитан спасательного катера (может быть) нашёл верное направление. Вообще, каждый характерный персонаж в фильме ведёт свою личную борьбу: со отчаянием и паникой, с ответственностью и необходимостью принимать решения, а порой и с мнением окружающих. Но не ждите от картины тонкого драматизма: повествование нарочито простое, искреннее и даже немного грубоватое. Это, впрочем, скорее достоинство, чем недостаток: в реальном мире моряки и рыбаки, а равно их жёны, как правило, не склонны к шекспировским терзаниям.

Герой

Снимок экрана 2016-02-04 в 15.24.52

Крис Пайн получил возможность сыграть полную противоположность своего образа в «Звёздном пути». И, на мой взгляд, сильно перестарался. Уже никто не помнит, каким нравом обладал реальный старшина береговой охраны США Бернард Уэббер, но Пайн представил нам невероятно робкого и неуверенного в себе парня. В начале фильма всерьёз подозреваешь, что у Барни была некоторая задержка в развитии. Но нет, оказалось, что это просто моряк, который ведёт себя, как мямля и размазня. Он не способен защитить себя от нападок коллег или проявить твёрдость в разговоре с начальством. А его ухаживания за девушкой… Даже 13-летние подростки на первом свидании держатся пободрее. При этом Уэббер с маниакальной одержимостью придерживается правил, даже тех, что превратились в формальность 100 лет назад.

Нет, законы жанра, конечно, предполагают становление героя и его преображение. Но на протяжении доброй половины фильма периодически приходится задаваться вопросом: «Какого дьявола нам без конца показывают эту тряпку? Ведь полно же настоящих крутых моряков». Сказать, что Пайн загубил картину было бы преувеличением, но роль Барни Уэббера явно далась ему хуже, чем образ героического авантюриста Кирка из «Звёздного пути».

На море и на суше

Снимок экрана 2016-02-04 в 15.24.28

Первый в числе «действительно крутых моряков» – механик «Пендлотона» Рэй Сиберт, блестяще сыгранный Кейси Аффлеком. Восхищает его умение повести за собой, заставить людей работать как одержимые в безнадёжной ситуации. Он единственный из персонажей картины, кто не сделал ни одной попытки устроить истерику или просто испугаться. «Мне тоже страшно, я тоже боюсь умереть, просто не хочу об этом говорить», — единственный раз, когда Сиберт позволяет себе сильные эмоции. И эта фраза заставляет восхищаться им ещё сильнее. Лучшая роль в фильме.

Вообще, рядом с моряками «Пендлтона» меркнут и спасатели, и те, кто остался на берегу. На терпящем бедствие танкере полно колоритных персонажей: седой морской волк, кок-громила, слегка чокнутый южанин, заводила-паникёр, робкий юнга и так далее. Этим людям сопереживаешь, а понимая, что по закону жанра кто-то из них погибнет, заранее жалеешь.

Снимок экрана 2016-02-04 в 15.27.11

А вот парни из береговой охраны США, к сожалению, сделаны по шаблону, использованному в сотнях фильмов – какие-то одинаковые и безликие. Нет, они, конечно, верны своему долгу и вызывают симпатию, но пытаться выделить кого-то, кроме Барни – дело безнадёжное. То же самое можно сказать о просоленных морем рыбаках. Хорошо хоть, невеста Барни не подкачала. Пока идёт спасательная операция, девушка потихоньку начинает соображать, чем занимается её потенциальный муж. И до конца непонятно – а не решит Мириам, что лучше найти жениха с профессией поспокойнее?

Стихия

Снимок экрана 2016-02-04 в 15.25.43

Если к работе актёров и режиссёра ещё можно как-то придраться, то мастера спецэффектов сработали просто великолепно. Атлантический океан у них получился невероятным в своей всесокрушающей мощи. Когда спасательный катер мастерски проходит через гигантские волны, захватывает дух. А так красиво, как обломки «Пендлтона», не тонул даже «Титаник». Спецэффекты не просто убедительны – они замечательные. Это отдельный повод посмотреть «И грянул шторм» именно в кинотеатре.

Снимок экрана 2016-02-04 в 15.26.27

В картине Гиллеспи, конечно, не обошлось без банальностей и «штампованной» романтики – оно и понятно, фильм-то диснеевский. Но будем справедливы к режиссёру – таких сцен всё-таки немного. Эта картина не претендует на звание шедевра, но её просмотр – очень достойный способ провести вечер, возможно, всей семьёй. Главе семейства будет, чему поучить детей на примере героев «И грянул шторм». Вот только когда звучит послесловие о судьбе настоящего Барни Уэббера, становится обидно: почему мы не видели ни одной подобной картины о российских спасателях? В честь Уэббера сняли отличный фильм и назвали целую серию спасательных катеров. А нашим кинематографистам слабо повторить?

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube.com/Официальные трейлеры
Фото: Kinopoisk.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp