И ученику, и учителю…

О модернизации образования в России сейчас говорится очень много. Для кузбассовцев эта тема тоже одна из самых акутальных. Потому как в рамках программы модернизации системы российского образования самое пристальное внимание уделяется двум самым важным вопросам: повышению заработной платы кузбасских педагогов и созданию комфортных, высокотехнологичных условий для обучения школьников.

О модернизации образования в России сейчас говорится очень много. Для кузбассовцев эта тема тоже одна из самых акутальных. Потому как в рамках программы модернизации системы российского образования самое пристальное внимание уделяется двум самым важным вопросам: повышению заработной платы кузбасских педагогов и созданию комфортных, высокотехнологичных условий для обучения школьников.

По задумке авторов программы модернизации,  комплекс этих мер поможет решить сразу несколько задач: повысить качество образования и поднять престиж профессии педагога, в постперестроечное время во многом утраченный.        
Дважды повышение… 
Как мы все помним, Владимир Путин не так давно поставил перед регионами задачу: довести средний заработок школьного учителя до средней заработной платы в экономике субъекта Федерации. Для этого был отведен соответствующий срок: два года. По истечении этого времени регионы должны были решить эту задачу. Но, как сообщила на прошлой неделе заместитель губернатора Кемеровской области Елена Руднева, в Кузбассе это сделано уже сейчас.  «В сентябре поставленная задача была решена, — сообщила Елена Леонидовна. —  На сегодняшний день средняя заработная плата  учителя в Кузбассе такая же, как в среднем по экономике в 1 квартале этого года».  Статистические данные таковы: порядка 2% кузбасских учителей в сентябре получили зарплату до 10 тысяч 600 рублей. 8% принесли домой «получку» в сумме от 10.600 до 15.400 целковых. Вознаграждение 20% кузбасских педагогов колеблется в сумме от 15.400 до 20.200 рублей. Ну а основная масса – это 70% учительского состава региона получили в сентябре заработную плату свыше 20.200 рублей.  Конечно, суммы у всех разные. И зависит это от многих факторов. «Безусловно, если педагог работает на полставки,  он не получит двадцать тысяч рублей, — отметила Елена Руднева. — Но в том же время у нас есть учителя, которые получают и по пятьдесят тысяч рублей в месяц». Более того, по словам  Елены Рудневой, преподавателей школ ожидает еще одна приятная новость:  октябрьскую зарплату они получат еще больше. Дело в том, что  с октября произошло увеличение заработной платы бюджетников на 6,5%. И у некоторых учителей заработная плата тоже может увеличиться. Мы говорим «может», поскольку увеличение произойдет не базовой, а стимулирующей части оплаты труда. И тут все будет зависеть от качества работы самого учителя. 
Критерии стали четче…  
Вряд ли ошибемся, если скажем, что начиная с постперестроечного времени российскую систему образования  постоянно лихорадит: меняются законы, меняются требования к учителю, меняются и образовательные программы, в конце концов. Причем нередко только что внедренная новация отменяется и взамен приходят новые требования. На пользу ли это российской системе образования и, самое главное, ученику?  Это вопрос, на который нет однозначного ответа. И все, кто так или иначе связан со школьным образованием, с этим согласятся.  Потому, говоря об  этой самой «стимулирующей части оплаты», то есть оценки труда учителя в зависимости от конкретных результатов, нельзя не отметить, что сама эта система вызывала и вызывает многочисленные споры. В первую очередь потому, что  педагог, замотивированный на получение стимулирующей части зарплаты, вынужден огромное количество сил и времени тратить не на подготовку к занятиям и работу в классах, а на сбор доказательств того, что он достоин получать более высокую зарплату. К примеру, писать научные статьи, участвовать в конференциях, олимпиадах и прочее, прочее. «Несомненно, вопросов по этому поводу у учителей возникает много, — прокомментировала Елена Руднева. — Но хочу отметить, что львиная доля претензий звучала три года назад, когда эта система начинала внедряться.  Сейчас уже такого вала вопросов нет. Опять же, есть объективные критерии оценки: результаты учеников по ЕГЭ, ГИА, есть результаты олимпиад, в которых участвуют ученики. Это – конкретный результат, с которым трудно поспорить. В конце концов, даже в советское время учителя гордились успехами своих учеников…». 
О том, что вопросов у преподавательского сообщества стало меньше, рассказал и  заместитель председателя областного профсоюза работников народного образования и науки Виктор Дмитриев. «Да, действительно, очень много вопросов у педагогов по поводу новой системы оплаты труда возникало в самом начале, — отметил Виктор Федорович. — Сейчас обращений в профсоюзную организацию практически нет. Во многом это произошло потому, что сейчас уже выработались критерии оценки работы учителя. Их количество уменьшилось до четырех-пяти позиций, сама система стала более понятной,  педагоги меньше стали бегать и добывать «доказательства». Но говорить о том, что мы сняли все вопросы, связанные с новой системой оплаты труда, еще нельзя…»  
Между тем вновь и вновь предпринимаются попытки навесить на учителя несвойственные ему функции и наказать его за это рублем. Причем попытки эти предпринимают организации, от образования далекие. Например, Елена Руднева рассказала, что не так давно Антинаркотический комитет предложил ввести в лист оценки эффективности работы педагога деятельность по профилактике наркомании. Иными словами, наркополицейские решили сбросить с себя ответственность за то, чем они должны заниматься априори, и навесить эту работу на рядового учителя. Правда, по словам Елены Рудневой, до этого не дошло – к счастью, ей удалось доказать абсурдность и несправедливость этой идеи. Но ведь факт остается фактом:  попытки навестить на учителя ответственность за все и вся не прекращаются и вряд ли прекратятся в ближайшее время. Потому как школа якобы должна воспитывать подрастающее поколение. Во всем многогранном смысле этого  слова. При этом никто не задает вопрос: почему именно педагоги, а не семья или уже упомянутые наркополицейские удостоились  такой неблагодарной чести.   
Ощутимые вложения
Тем не менее в рамках программы модернизации образования кузбасские школы получат действительно немало. «Модернизация образования – проект, который был принят по инициативе Владимира  Путина, — рассказала координатор проекта от Всероссийской партии «Единая Россия» Нина Зинкевич. —  Проект рассчитан на два учебных  года:  2011-2012 и 2012-2013. На его реализацию выделяется  120 миллиардов рублей. 20 будет освоено  в этом году, 60 – в 2012-м, и 40 – в 2013 году. Между  коллегией администрации Кемеровской области  и правительством  России уже подписано соглашение, в рамках которого более 290 миллионов рублей на его  реализацию уже поступило в регион. 
Мы должны решить две главные задачи: это создание комфортных условий для ученика и учителя и повышение заработной платы учителя, поднятие престижа  профессии педагога. Мы сейчас проводим мониторинг, следим, как этот проект реализовывается на местах. И могу сказать, что практически каждая школа области ощутила это на себе: кто-то получил доски интерактивные, кто-то автобусы, кто-то компьютеры.  Это очень заметно». 
Будем надеяться, что по истечении трех лет, когда проект модернизации образования будет завершен, наши школы преобразятся коренным образом, а работа учителя станет и в самом деле одной из самых почетных.    

 

Комментарии

Рекомендуем