ЕГЭ — это хорошо или плохо?
ЕГЭ не пинает только ленивый. У системы действительно есть масса недостатков. Однако и её достоинств умалять нельзя. Так, с введением ЕГЭ абитуриенты и их родители ещё на школьной скамье могут примериться к интересующим вузам — выяснить средний балл для поступления на платную или бюджетную форму, соотнести со своими способностями.
Кузбасские школьники, решившие не поступать в кемеровские вузы, обычно едут в соседние областные центры. Востребованными, конечно, остаются Москва и Санкт-Петербург.
Существует рейтинг вузов, в котором указан средний балл, его легко найти в Интернете. Но средний балл указывает лишь на соотношение вузов. Как правило, он сильно занижен и не отражает реальных требований. На средний балл влияют поступившие в прошлом году льготники, которые его существенно снижают. Методика расчёта среднего балла такова: абитуриенты выстраиваются в списке по убыванию количества баллов. Если на специальности есть 10 бюджетных мест, то их занимают лидеры, а количество баллов одиннадцатого человека в списке принимается за «средний балл». Таким образом этот показатель смело можно умножать на два, чтобы получить представление о реальных требованиях.
На вершине рейтинга российских вузов расположились МФТИ, МГИМО и Высшая школа экономики.
Немного ниже требования в сибирских городах. Здесь на вершине Новосибирский госуниверситет, за ним Томский государственный университет (который, кстати, входит в пятёрку лучших вузов РФ), чуть ниже томский Политех и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (больше известный как ТУСУР). Далее в рейтинге по СФО располагается Сибирский федеральный университет в Красноярске. После него — кемеровская тройка: КемГУ, КузГТУ, КемТИПП.
В чем проблема?
По мнению Татьяны Львовой, которая на протяжении 25 лет преподавала математический анализ в КемГУ и подготовила многих учителей, работающих в кузбасских вузах и школах, уровень преподавания математики сейчас в целом невысок. Татьяна Степановна является куратором по математике в частной школе «Умник». В ней она вместе с другими опытными преподавателями готовит школьников к поступлению в городской классический лицей, к ОГЭ и ЕГЭ.
«Ребёнок может неплохо учиться в своей школе, но этого будет недостаточно. Важно понимать, какие процессы сейчас происходят в средней школе: старые кадры уходят — те, кто в школу приходили именно преподавать. На их место встают молодые, а по ним статистика очень печальная, — поясняет Татьяна Львова».
Федеральный институт педагогических исследований собрал статистику по предыдущим годам ЕГЭ и выяснил, что для поступления в региональные вузы достаточно уметь решать задачи на вычисление площади – такой уровень знаний позволит поступить на математический факультет на специальность «преподаватель».
«Талантливые дети не идут в учителя сейчас, — констатирует преподаватель. — Учителями становятся троечники».
В итоге получается система, в которой ребёнку, чтобы поступить в престижный вуз или лицей, математику преподают довольно слабо. И длится это годами. Детям в обычной школе зачастую просто неоткуда взять знания высокого уровня.
Подготовка к поступлению в лицей
Первая ступень на пути к престижному вузу — обучение в городском классическом лицее. Но конкурс в него выше, чем в Итонскую школу в Британии, где со школьной скамьи готовят английский истеблишмент. Семь человек на место против пяти на место в Итоне.
Экзамены в лицей намечены на март. Чтобы облегчить детям сдачу экзаменов на базе лицея, идут подкурсы. Но их может не хватить.
В лицее группы большие — 12 человек, учитель просто объясняет тему у доски. В итоге результата зачастую нет.
«Для поступления в лицей нужно уметь решать так называемые «олимпиадные» задачи — те, с которыми ученик никогда не сталкивался, — объясняет директор школы «Умник» Татьяна Степановна. — После того, как задача объяснена, она из «олимпиадной» превращается в обычную».
Чтобы подготовить ребёнка без спешки и стресса, достаточно начать занятия в сентябре, и к марту он будет готов к экзаменам и уверен в себе. В этом случае желательно выбрать преподавателя, который имеет доступ к тем примерам, которые войдут во вступительные испытания.
Репетитор — не выход
Индивидуальный подход, когда репетитор и ученик находятся тет-а-тет, не даёт нужного результата. Ребёнок лишён самостоятельности и конкуренции, и дело идёт медленно. Класс из десятка человек тоже не лучший вариант — легко отстать, не поняв какой-нибудь нюанс. К тому же, лидеры мнений в большом классе обычно не отличаются примерным поведением и успеваемостью, а ученики начинают следовать их примеру.
Татьяна Львова считает, что оптимальная форма подготовки — четыре ученика за двумя партами, а между ними учитель. Об этом говорит её 25-летний опыт.
Когда работа идёт в малой группе, то ребят отлично мотивирует конкуренция, лидером в малой группе становится самый успешный, всегда есть возможность остановиться и разобрать сложную тему подробнее.
Подготовка в ЕГЭ и ОГЭ
Часто в рекламе репетиторов или центров по подготовке к экзаменам встречаются фразы вроде «Мы готовим стобалльников». Однако статистика это не подтверждает. Либо все стобалльники России учатся именно в Кемерове. На 100 баллов экзамен по математике сдают 60 человек по стране.
«Чтобы поступить в хороший вуз, тем более на бюджетное место необходимо написать ЕГЭ по математике на 80 баллов. На этот уровень и нацелена работа школы «Умник», — поясняет Татьяна Львова.
На 81-98 баллов пишут экзамен всего 1,02% выпускников. Это в основном Питер и Москва, Томск, Новосибирск, — продолжает Татьяна Степановна. — Чтобы поступить в хороший вуз, тем более на бюджетное место, нужно написать ЕГЭ по математике на 80 баллов и выше. На такой уровень и нацелена работа школы «Умник».
В школе «Умник» действуют программы для подготовки к ОГЭ — это актуально для учащихся 9 классов. И ЕГЭ — для будущих выпускников-одиннадцатиклассников.
Подготовка длится в течение учебного года. Одно-два занятия в неделю в небольших группах по четыре человека. Это даёт необходимую свободу подросткам, воспитывает ответственность, и при такой организации уже можно говорить о результате.
Варианты подготовки в Кемерове
У школьников областного центра есть целый ряд преимуществ перед ребятами из малых городов. Помимо репетиторов и курсов подготовки в университетах и городском классическом лицее, есть и другие варианты, например, упомянутая выше школа «Умник». Правда, в «Умнике» пока готовят только к испытаниям по математике.
По мнению Татьяны Львовой, готовиться к мартовским экзаменам в городской классический лицей нужно начинать в сентябре. А чтобы комфортно чувствовать себя перед ЕГЭ, работу нужно начинать за год-два. Всё зависит от исходного уровня.
Чтобы подобрать подходящую программу подготовки, каждый пришедший в школу «Умник» ученик проходит ряд тестов. В итоге подготовка ведется целенаправленно.
Успешных людей отличают дальновидность, упорство и целеустремленность и ответственность за все, что происходит в жизни. И для школьников и их родителей сейчас, в сентябре, наступает момент, когда следует трезво оценить свои амбиции и способности, возможно пройти пробное тестирование и начать подготовку, чтобы на экзаменах в конце учебного года располагать форой.