КемГУ плюс КемТИПП: зачем Кузбассу опорный университет

В апреле в кузбасских вузах стартовала приёмная кампания. И пристальное внимание сейчас приковано к двум учебным заведениям, которые уже в 2016 году станут единой высшей школой подготовки специалистов. И.о. ректора будущего объединённого на базе КемГУ и КемТИППа вуза Александр Просеков в эксклюзивном интервью Сибдепо рассказал о процессе создания опорного вуза, о деньгах, которые выделит Москва, и о том, как университет будет работать на региональную экономику.

О начале процесса объединения

18 февраля губернатор Аман Тулеев дал старт этому крупному для Кузбасса и РФ проекту. Но события начали развиваться раньше, когда два ректора сменили место работы. Владимир Волчек покинул пост ректора КемГУ, а в КемТИППе обязанности ректора теперь исполняет Михаил Кирсанов.

Вообще, первые объединения вузов в России начались примерно 10 лет назад, когда были созданы два первых федеральных университета: Сибирский (в Красноярске) и Южный (Ростовская область). После этого процесс укрупнения вузов шёл более интенсивно, ещё восемь университетов появились в каждом федеральном округе, даже в Крымском в 2015 году. Министерство образования ведёт системную работу в вопросах укрупнения вузов. Это создание федеральных университетов, а также создание нескольких десятков национальных исследовательских университетов. А следующий этап укрупнения вузов – это создание так называемых опорных университетов, мы их ещё называем вузами, которые работают на региональную экономику.

О выборе вузов для создания опорного университета в Кузбассе

КемТИПП – это узкоотраслевой, специализированный, технологический вуз, КемГУ — классический университет. Выбор в пользу этих вузов для объединения был сделан для того, чтобы в регионе создать многопрофильный университет. В его основе будет лежать базовая фундаментальная подготовка, а к ней уже надстраиваются узкоспециализированные направления.

Мы должны показать и доказать, что в Кузбассе можно получить неплохое образование. КемТИПП – узкоотраслевой институт, а фундаментальное образование лежит на плечах педагогов классического университета. Дух университета должен транслироваться в другие вузы, школы, чтобы наши выпускники были ориентированы на Кузбасс.

Конечно, можно было бы соединять другие вузы, но мы выбрали совершенно правильное решение. Ведь необходимо сохранить коллективы, а объединение двух вузов с одинаковыми направлениями ведёт к сокращениям профессорско-преподавательского состава. В данном случае выбрана наименее травмоопасная конфигурация, которая позволит сохранить коллективы, а также улучшить качество образования за счёт привлечения ресурсов.

_W7A3495 (1)

О получении и реализации денег Минобрнауки

Последние 10 лет все дополнительные средства для вузов выделяются только на конкурсной основе, и борьба за эти средства ожесточённая. Всем нужны средства для того, чтобы готовить лучшие кадры, наиболее востребованных выпускников, которые найдут свое место в жизни. Идёт борьба за умы, мы должны иметь у себя преподавателей, которые будут готовить кадры для современной инновационной экономики.

Министерство образования готово поддерживать объединяющиеся вузы не только деньгами, но и выделением дополнительного количества цифр приёма. Ведомство проводит разные конкурсы на научно-исследовательскую работу, на поддержку деятельности студенческих объединений, на создание диссертационных советов, на развитие инфраструктуры, а это новый кампус, новая лаборатория, новые общежития, это то, в чём мы все всегда нуждаемся. Вуз должен сам формировать задачи своего развития, если он сможет их увязать с интересами экономики, то такой вуз станет флагманом развития экономики.

Доходы опорного вуза из всех источников должны быть не менее 2 миллиардов рублей. У КемГУ этот показатель переваливает за миллиард, у КемТИППа — приближается к миллиарду. В некоторых субъектах РФ бюджеты крупных вузов равняются бюджетам самого субъекта. Вот это объединение должно быть стимулом для привлечения средств в Кемеровскую область.

К 1 мая примерный вариант заявки в Минобрнауки на создание опорного вуза будет сформирован. Заявка будет защищаться на комиссии, и от этого будет зависеть, сколько мы получим средств – 100, 150 или 200 миллионов рублей.

Куда направить бюджетные миллионы

Я обратился месяц назад к сотрудникам университета с просьбой составить список направлений, куда можно направить деньги. Рассмотрю любые варианты, кроме повышения зарплат, с этим пока нужно повременить, а то деньги за два месяца закончатся, и будем горевать.

Любой образовательный процесс строится на науке, поэтому вкладывать бюджетные средства нужно, к примеру, в создание дополнительных научных лабораторий, диссертационных советов, издание журналов на иностранном языке. Чтобы школьники уже с 6-7 классов интересовались нашим вузом, нужно создавать детский технопарк. Кроме того, деньги важно вкладывать в обновление материально-технической базы, будем искать средства и для реконструкции общежитий.

Не стоит экономить и на поездках студентов, преподавателей в другие регионы, это и есть борьба за умы. Почему бы в идеале не пригласить в университет лауреата нобелевской премии, чтобы он прочитал несколько лекций. Нужно вкладывать в людей, потому что за людьми будущее.

На кого будут учить в опорном вузе

На входе параметры создания такого вуза – это не менее 20 направлений подготовки. В объединённом университете их будет почти в два раза больше. В широкий спектр специальностей войдут и гуманитарные – юристы, экономисты, филологи, педагоги, а также химики, физики, математики. И наряду с классическими направлениями подготовки в объединённом вузе можно будет отучиться на технолога, механика, автоматчика, холодильщика и так далее.

Что получает выпускник школы из Кузбасса после создания опорного вуза? У него не должна болеть голова, где и на что он будет жить. У нас есть возможность отправлять на практику студентов за пределы Кемеровской области: чем дальше они уедут, тем больше посмотрят и более конкурентноспособными специалистами станут.

_W7A3482 (1)-2

Пятилетка или двухуровневое образование – что лучше?

РФ уже десять лет как перешла на многоуровневую систему образования, которая во всём мире существует: бакалавр, магистр и далее по степеням. В России было не так, и мы до конца не поняв, насколько это хорошо или плохо, пробовали с разной степенью успешности перейти на такую систему обучения, с кучей критики её вживляли.

Наша вина в том, что мы механически пытались пятилетнюю программу подготовки вместить в четырёхлетнюю, чистили общеобразовательную систему, добавляли спецпредметы. Но в наших вузах остались одноуровневые направления подготовки, например, «Безопасность жизнедеятельности» в КемТИППе, в КемГУ — одно из химических направлений. Но массово на пятилетку мы не вернёмся, в этом я уверен.

Конечно, чтобы получить полноценное образование, нужно идти в магистратуру. При этом, выпускник бакалавр должен идти в магистратуру мотивировано. Надо смотреть в будущее, пробовать грамотно подстроить свои образовательные программы, учебные планы под новую систему.

Кроме того, в КемТИППе по сравнению с 2015 годом, количество мест в магистратуре увеличилось почти в два раза, в КемГУ это число также велико – около 400 мест, поэтому студент, обладающий достаточным уровнем знаний, может пойти и получить своё образование. Но не ставьте для себя задачу – отсидеться 2 года на бюджетном месте. Лучше поработать, определиться и вернуться на учебу. Есть места на бюджетную аспирантуру, наиболее выдающиеся выпускники могут поступить, да и контрактники за не очень большие средства могут получить ученую степень.

О важном, кроме науки

Процесс объединения вузов – это калейдоскоп, когда из мелких стёклышек должна в итоге сложиться красивая картинка. Когда я только вступил в должность и.о. ректора КемГУ, ко мне пришёл руководитель университетского хора и попросил не истреблять хор. Но я же понимаю, что в классическом университете хор – это бренд.

С переходом на новую должность я ознакомился и со спортивной жизнью КемГУ — она замечательная. У нас есть великолепные спортсмены, мастера спорта. А у КемТИППа есть замечательный инфраструктурный объект – это новый, современный бассейн, куда могут приходить и заниматься студенты, и все желающие.

Нужно прилагать большие усилия, чтобы содержать каждое направление – и культуру, и спорт, и науку. Выделить приоритеты достаточно сложно – в любом вузе должны существовать многогранные способы развития личности. Даже самые безумные идеи, которые помогают эти личности формировать, мы будем поддерживать.

Как опорный вуз назовёшь…

Пока остаёмся в традиционном поле – Кемеровский государственный университет, а дальше коллективы подумают, скажут. Вопрос дискуссионный, и от того, как мы его решим, будет зависеть наше будущее.

Текст: Анна Печенегова.
Фото: Никита Анульев/Сибдепо.

Комментарии

Рекомендуем