Представьте, что вы – режиссёр, который снимает масштабный дорогой блокбастер из нескольких частей. Вам ведь захочется, чтобы каждый новый фильм собирал ещё больше зрителей, чем предыдущий? Конечно, захотите. Тогда почему бы не объяснить потенциальным поклонникам, в каком мире они оказались и что происходит вокруг? Как было (и будет) в культовых «Звёздных войнах», например. Вот и здесь бы не помешало вкратце рассказать о вселенной «Голодных игр». Тем более, что свобода для манёвра у Лоуренса была: немного сократить бесконечные диалоги – и у тебя появляются 7-10 минут для нормальной, динамичной предыстории. Но нет, Лоуренс повторил тот же номер, что и создатели «Бегущего в лабиринте» — бросил меня в чужой стране без знаний языка, истории и географии. Вот какими предстают «Голодные игры» перед человеком, не видевшим первые три части.
Сюжет
Фильм начинается с серии диалогов, из которых вам непонятно абсолютно ничего. Кто с кем беседует, о чем они говорят? Такое ощущение, что ты явился в кинотеатр к середине просмотра. Ладно нет предыстории, но хоть со слов героев понять: что здесь вообще происходит? После 10-15 минут мучений ты наконец осознаёшь, что перед тобой армия восставших дистриктов (почему в России не захотели переводить слово «округ»?), которая борется против какого-то Капитолия.
Отлично, кто «наши» — понятно, будем следить за событиями. Но тут оказывается, что следить не за чем. Большая часть фильма – это диалоги. Причём герои говорят не о насущных проблемах, а о делах дней минувших. Тут снова возникает ощущение, что ты – лишний на этом киносеансе. Особенно грустно становится, когда узнаёшь, что отряд бравых вояк с уникальным оружием – это победители прошлых «Голодных игр». То есть всё самое интересное ты уже пропустил.
И ведь что обидно: боевые сцены (когда до них до ходит дело) сняты просто замечательно. Они красивые, динамичные и интересные. Срабатывающие «капсулы» заставляют вздрагивать, особенно когда героев заливает какой-то чёрной субстанцией. А битва с «переродками» — вообще лучший момент «Сойки-2». Есть очень неплохой отрезок, когда герои идут через пустынный город, канализацию и метро. Но режиссёр, как назло, отводит экшну не более 1/4 от хронометража фильма. Всё остальное время занимают унылая болтовня и душевные терзания. Герои и злодеи больны зелёной немочью, а особенно главная героиня.
Сойка-пересмешница
Как следует из заявлений именитых повстанцев, Китнисс Эвердин, она же Сойка-пересмешница – символ и знамя восстания «дистриктов» против Капитолия. Но если бы об этом не сказали напрямую, то догадаться было бы невозможно. Героиня Дженифер Лоуренс вяло двигается, вяло разговаривает и постоянно давится рыданиями. Это – знамя революции? Че Гевара нового образца? Да какой же должна быть власть, которую можно свергнуть с таким знаменем? Вполне возможно, в предыдущих частях она вела себя пободрее, но в последней просто амёба. Нужно учесть, что никаких параллельных сюжетных линий в фильме нет. Героиня всё время в кадре, а значит, и все остальные только и делают, что беседуют и духовно терзаются. Что же касается знаменитого лука Сойки-пересмешницы, то за весь фильм он стреляет считанное количество раз. И кому пришло в голову сравнивать её с сойкой — птицей быстрой и неуловимой? Назвали бы «Голодные игры: цесарка обыкновенная» — попали бы в точку. При этом мы говорим об актрисе – обладательнице «Оскара». Вот что бывает, когда актёр исполняет не свою роль.
16+
И вновь непонятно: чем руководствуются цензоры, определяющие возрастные категории для фильмов? С какой стати для последней части «Голодных игр» эту планку задрали аж до 16+? Ведь эта картина снималась специально для современных подростков, которых ещё называют «поколением мимими». Сцены насилия попадаются редко, а если всё же попадаются, то, как это ни парадоксально, содержат минимум насилия. Крови в фильме нет вообще. Более того, у «миротворцев», которых убивают герои, нет лиц – только глухие шлемы. А «переродков» как живых существ никто не воспринимает. Герои, чуткие и ранимые, мучаются перед тем как спустить курок. А единственного парня, который постоянно напоминал, что на войне, вообще-то положено убивать, в конце повествования выставили полной сволочью. В общем, непонятно, почему «Голодные игры» не рекомендованы для просмотра юной аудитории. Может быть, просто хотели не дать молодёжи умереть от скуки?