Я не убил свою маму…

В рамках акции «АРТ-ИСТ» в кинотеатре «Москва» прошел показ канадского фильма «Я убил свою маму». Картина, насобиравшая кучу наград там и тут, оказалась в каком-то смысле рекордной и на показе в Кемерове. Никогда еще люди не выходили из зала на 6-й минуте фильма. И никогда еще на голосовании после просмотра не было почти стопроцентного «за».

'ЯВ рамках акции «АРТ-ИСТ» в кинотеатре «Москва» прошел показ канадского фильма «Я убил свою маму». Картина, насобиравшая кучу наград там и тут, оказалась в каком-то смысле рекордной и на показе в Кемерове. Никогда еще люди не выходили из зала на 6-й минуте фильма. И никогда еще на голосовании после просмотра не было почти стопроцентного «за».

Картина автобиографична и эгоцентрична. Режиссер, сценарист, продюсер и исполнитель главной роли – все одно лицо. 20-летний Ксавье Долан вылил на экран свой личный опыт – в итоге он стал лучшим канадским фильмом 2009 года. Во внеконкурсной параллельной программе Каннского кинофестиваля «Двухнедельник режиссеров» «Я убил свою маму» получил аж три приза. Пугающее название фильма, от которого веет Хичкоком, одну мою знакомую начисто отворотило от просмотра.

Немного запаздываю к началу и захожу в малый зал уже во время демонстрации фильма. На экране молодой человек и женщина среднего возраста едут в машине. Женщина за рулем. Парень на сиденье рядом – истерично ругается с нею. В завершение сцены появляется шокирующий заголовок фильма. Но, как выяснилось – это чистейший обман зрительского ожидания: герой никого не убивает, даже не пытается. Так, раз соврал учительнице, что мамы его больше нет, да другой раз «похоронил» родительницу в школьном сочинении. А так – ни-ни! Более того, он сам готов убить любого, кто причинит маме вред. Однако этот факт не мешает 17-летнему Юберу выражать свою ненависть к матери открытым текстом, уничтожая стопки тарелок.
Канадский школьник с лицом обложечной женственной красоты и прикидом хипстера (субкультура «модников», выделившаяся или выделенная некоторыми молодежными изданиями в нулевые годы) наделен чувством прекрасного. У него выраженные задатки художника и литератора, да еще и первая любовь нетрадиционная. Мать этого всего не оценит. И, конечно же, сына будет раздражать ее безвкусная одежда «под леопарда» и весь ее пошлый образ жизни. Избалованному мальчику не терпится поскорее вырваться из-под опеки. А тут еще мамаша, сговорившись с бросившим их когда-то отцом, отправляет сына в закрытую школу-пансионат.

Классическое противостояние отцов и детей осложняется осознанием единичности своего несчастья: «Все считают своих родителей занудами, но они их любят». Юбер искренне думает, что ненавидит матушку. Парадокс – насколько тяжелы отношения сына и матери, настолько же они трогательны. Герой признается в любви к матери несколько раз за весь фильм – и под амфетаминами, и на трезвую голову. То скандалы и непонимание, то припадки нежности – и так всю дорогу. В открытом финале видим все-таки единение сына и матери в их собственном «королевстве» — загородном домике. Здесь прошло счастливое детство Юбера, когда они с мамой еще понимали друг друга.

Несмотря на проблемную тему, фильм легкий, ироничный и трогательный. При этом он ни разу не скучный – смотрится на одном дыхании. Во-первых, благодаря тому, что история понятна и близка многим. «У вас подобное было в отношениях с родителями? — спрашивает зал на обсуждении после просмотра Алексей Левин, ведущий киноклуба, организатор акции «АРТ-ИСТ» в Кемерове. — Хотя бы один разговор в фильме, хотя бы один поворот в сюжете?» В ответ, что называется, лес рук.

Во-вторых, фильм от режиссера-дебютанта настолько хорошо сделан, что и не верится порой в «первый блин». «Удивила режиссерская зрелость кино, — говорит Алексей Левин на обсуждении. – Ходят слухи, не подтвержденные, правда, что Ксавье Долану очень сильно помогали другие режиссеры, и это не совсем его личная заслуга. Парень, безусловно, насмотренный, но не хочется считывать цитаты — настолько увлекает рассказанная история».
Фильм очень современный и щеголевато сделанный. Здесь и распространенные кадры-вставки из серии «в воображении героя», и черно-белые монологи на ручную камеру. Чего только стоят последовательные сцены разбрызгивания разноцветной краски на стены, красиво показанной однополой любви в этих же интерьерах и истерики главного героя у себя дома. Все это выхвачено одним цельным куском и сопровождено электронной музыкой модного франкоязычного дуэта, где вокалистка срывается на крик.

Кемерово – не Москва, хипстеров у нас и немного, да и не совсем понятно, существуют ли они как явление. Однако фильм, несомненно, найдет отклик у молодежной аудитории. Что и подтвердилось голосованием. Но, как водится, к некоммерческому кино, даже такому радужному, отношение публики не будет однозначным никогда. Пара среднего возраста, явно пришедшая на фильм случайно, вышла на 6-й минуте. Есть у «АРТ-ИСТа» и неслучайные, постоянные зрители. Студентки КемГУ Юля и Марина с подругами пытаются ходить на каждый показ с обсуждением. «Не то чтобы — потому что это модно, просто это фильмы, которые нам интересны, — говорят девушки. – Фильмы со смыслом, но в то же время не какие-то занудные, а интересные».
Обсуждения традиционно проводятся на премьерном показе – в четверг. Затем фильм идет в малом зале неделю.
Не секрет, что нераскрученное авторское кино не собирает больших касс. Пока в ДК «Москва» его возят, дальнейшее же напрямую зависит от посещаемости. Если будет мало народу – встанет вопрос, нужно ли это кинотеатру.
А пока есть зритель, акция «АРТ-ИСТ» продолжается. «Я убил свою маму» в прокате по 10 марта включительно. 18 марта ожидается фильм «Шери» с Мишель Пфайфер в главной роли. Это стык авторского и коммерческого кино. 25 числа ждут «Аквариум», который совсем недавно стал лучшим британским фильмом года. Алексей Левин выразил надежду, что в апреле кемеровчане также смогут посмотреть главного призера последнего Каннского кинофестиваля – фильм «Белая лента».

Комментарии

Рекомендуем