МК-рецензия на фильм “Пункт назначения-5”

Перед походом на пятый “Пункт назначения” тщетно пытался вспомнить начальную сцену то ли третьей, то ли четвертой части. Помнилось, что где-то американские горки, которые были глубоко ожидаемы, но оказались дешевой поделкой, а также то, что четвертая часть была из рук вон плоха. Но потом всё встало на свои места: горки в третьей, в четвертой – кольцевые гонки и адское 3D. Настроение перед просмотром было спокойное: а будь что будет.

Были, конечно, теплые воспоминания об оригинальности и грамотности первой части, о вступительной сцене второй. В голову всё же бились навязчивые мысли, что чем дальше часть, тем скуднее повествование. Тем более чем может удивить “Пункт назначения”, где каждая серия строится по одному принципу: катастрофа – выжившие – их умерщвление различными способами? Аттракцион. Смерть и секс всегда будут интересовать людей. Но отойдем от обсуждения морали досконального показа смерти в кинематографе, чтобы обсудить фильм, который, между прочим, получился! Если не на пять, то на твердые четыре с плюсом точно. Но учитывая свою лояльность, ставлю оценку, соответствующую номеру части.
У режиссера Стивена Куэйла очередной “Пункт” вышел дебютом на поприще полнометражного художественного кино. Но опыта у него отнимать не приходится, до этого он успел поработать вторым режиссером вместе с Кэмероном на “Титанике” и “Аватаре”. И то ли новый взгляд на старые валенки, то ли просто житейская грамотность, то ли хорошая сценарная работа позволили внести свежесть в ход серии. В новой части заметно выделяется человеческий аспект. Со времен первой части удалось прочувствовать героев. Как в хорошем сериале, каждый из них выступает личностью, более или менее значимой и проникновенной. Кто-то неуверенный, кто-то наглая выскочка, кто-то потихоньку съезжает с катушек, кто-то просто босс. Некоторые персонажи, конечно, гиперболизированы, как, например, образ мерзкого любителя халявы. Но это лишь разбавляет восприятие. В итоге калечатся не тела, калечатся люди, что ведет к доле сопереживания. А идея о том, что освобождение от смерти принесет убийство, позволяет задействовать человеческий аспект на полную катушку. Когда герои борются не только против обстоятельств, но и против друг друга, — градус напряжения растёт.
Вторым заметным моментом выступает мистичность смертей. Герои и случайные персонажи раз за разом повторяют мысль о том, что слишком много деталей сошлись воедино, чтобы произошла трагедия, тем самым отметая восклицания зрителя: “Так не бывает!” Таинственная персона темнокожего в плаще, который всё знает и ненавязчиво преследует героев, подбрасывая идейку об убийствах, тоже добавляет мистики. О! Может, это сама смерть!.. А может, и нет. Этому грамотные сценаристы не дают объяснений. Сам аттракцион смертей тоже не заставляет скучать. Замечательное, если так можно выразиться, обрушение моста, а затем разные по напряжению и динамике устранения героев. Вот в гимнастическом зале с десяток деталей действуют одновременно, и до конца не знаешь, как и что выстрелит, а выстреливает в итоге неожиданно. Вот операция на глазах, после которой можно проверять, не оставил ли вмятин от пальцев на подлокотниках кресла. Есть и неожиданно быстрая смерть, и это не автобус! А финал так и вовсе заставляет радостно ахнуть от того, как круто всё завёрнуто. “Пункт назначения 5” настолько хорош, что хочется, чтобы создатели завершили серию на мажорной ноте. Но чу! Из уст продюсеров уже вылетают слова о шестой части… И этот конвейер баблосбора сможет остановить только что-нибудь подобное нелепому выродку типа седьмой части “Пилы”. Ну а пока будьте осторожны.

Комментарии

Рекомендуем