МК-рецензия: «Начало»

Есть такие фильмы, после которых мир кажется немного странным. Выходишь из кинотеатра: и люди вроде такие же, да и нет – движения у всех какие-то необычные. Дома и улицы знакомы до боли, но выглядят иначе, существуют иначе. И просто отстраненно наблюдаешь за всем, шагая вперед. Такие фильмы сразу и обсуждать не хочется. Просто потому что никакие слова не опишут внутренних ощущений, которые крепко вцепились в мозг. Потому что частичка тебя осталась еще там, в созданном кем-то мире.

Если вы еще не смотрели новый фильм Кристофера Нолана “Начало”, не читайте эту рецензию. Не читайте никаких рецензий. И не из-за боязни узнать что-то существенно важное для сюжета, а из-за того, что описания, споры, догадки о том, какие головоломки подкинул зрителю режиссёр, вряд ли дотянут по любым параметрам до происходящего на экране. Это нужно пережить самому. Окунуться в сон, который тщательно и детально продумал кинотворец. Вы еще не передумали читать? Или уже читали другие? Тогда по порядку.

Честно, настолько грамотного глобального повествования, сделанного по оригинальному сценарию, давно не встречалось. Продумать до мелочей целый мир, можно даже сказать, философию и при этом не соблазниться возможностью нагнать туману – это дорогого стоит. Материи, оперируя которыми какой-нибудь артхаусный режиссер с удовольствием вынес бы мозг смотрящему, Ноланом даются легко и непринужденно. Приём объяснения словами одного из героев того, что происходит на экране, не только не напрягает в отличие от, например, “Повелителя стихий”, но и даёт понимание, что без него нельзя. Да и вплетен этот приём органично. Ну как еще объяснить новичку в команде, что тут вообще происходит? Ловко зацепив за глаза и уши, от объяснения происходящего Нолан медленно, но верно переходит к погружению зрителя дальше в недра фильма. И это получается! Примерно к середине картины (а длительность её отнюдь не мала), вслед за погружением героев на разные уровни сновидений, граница экрана потихоньку стирается, и ты уже без оговорок веришь во всё, что там происходит.

Немало способствуют этому спецэффекты, которые такими не воспринимаются, наверное, потому, что в определённый момент просто не понимаешь, как некоторые вещи могут быть сделаны. Драка во вращающемся помещении рождает удивленное восхищение такой силы, что через некоторое время замечаешь, а рот-то открыт. Начисто отметается и губится на корню метод деструктивного анализа, присущий некоторым индивидуумам, стремящимся разложить процесс создания кино по полочкам. Здесь свет такой, здесь камера удачно пролетела, здесь монтаж, здесь… Картина воспринимается целиком и точка.

Еще удивительнее становится этот факт, если учесть, что “Начало” – кино разножанровое. Это не просто история о том, как один люди лазили в сознании других. Есть здесь и триллер, и крепкая семейная драма, и элементы корпоративного шпионажа, если уж совсем разбирать по мелочам. Но ничто из перечисленного не перетягивает одеяла на себя, подчиняясь главному. И тут впору подойти к актёрам… и тут же отойти от их обсуждения. Достаточно сказать: каждый на своём месте и создает образ. Да, пусть персонаж Ди Каприо похож на героя, сыгранного им же в “Острове проклятых”. Это нисколько не умаляет достоинств ни Ди Каприо, ни персонажа “Начала”.
Примерно в первой трети фильма один из героев произносит слово “Катарсис”, словно предсказывая, что ждет зрителя по окончанию просмотра. И ведь не соврал.

Комментарии

Рекомендуем