×

Рецензия на фильм «Превосходство»

Режиссёрский дебют оператора по призванию Уолли Пфистера “Превосходство” откровениями не блещет, нерв не рвёт, но сделан ладно и на чувственные точки, когда надо, нажимает. Неглупая, но и незахватывающая научная фантастика.

“Превосходство” по ходу просмотра рождает множество вопросов и восклицаний из серии “А как так?” и “Что к чему!?”. Но ближе к финалу и после просмотра (да, после просмотра он ещё заставляет думать о себе, что есть знак неплохой) приносит мысли о природе кинематографа. Раньше (давно-давно) зрители при просмотре фантастических лент особо не пытались анализировать возможность тех или иных событий в реальном мире. Кино было возможностью погрузиться в вымышленный кем-то мир. 50-футовые женщины, оборотни, роботы, космические пришельцы воспринимались как часть удивительной сказки, показанной настолько живо, что на время показа зритель просто верил в происходящее, получая сильные эмоции. Сейчас же, избалованный зритель подвергает резкой критике происходящее на экране, если это выходит за рамки его знаний той или иной темы. При этом учтите, “избалованный” – это не отрицательная характеристика. Кинематограф сам сделал зрителя таким. В случае с “Превосходством” ситуация непростая для самого фильма. Ведь основные сюжетные манипуляции происходят с интернетом и программированием, а эти темы ох как знакомы большинству зрителей. Каждый эксперт, можно сказать. Каждый знает, как работает вирус, как работает искусственный интеллект, что там вообще происходит внутри компьютера и во всемирной сети. Под потоком критики невозможности происходящего магия истории разрушается, и “Превосходство” теряет свою привлекательность. Но если попробовать воспринять творение Пфистера и сценариста Джека Пэглена с чистого листа…

Прежде всего, перед зрителем оказывается хорошая история. История о людях. Людях конкретных и людях вообще. Она развивается, обрастает мясом, раскрывает характеры, не уходит в сторону, делает неожиданный поворот. В итоге она оказывается историей настоящей любви. И последние сцены переворачивают всё с ног на голову, оставляя зрителя в раздумьях, где же здесь правые, а где виноватые, где настоящие злодеи, а где благородные герои. Бесящая по началу своей упёртостью героиня Реббеки Холл, с течением сюжета вызывает сочувствие, а в финале — уважение. Пол Бетани смотрится убедительно и в роли выдающегося ученого, и хорошего друга, и неуверенного террориста, и главного рассказчика. Морган Фримен в кой-то веки не является персонажем, который приходит и всё объясняет, а чуть ли не в первых рядах встаёт с оружием в руках. Джонни Депп… Депп в “Превосходстве” не раскрывает всего многообразия своего актёрского таланта, но легко ли играть искусственный интеллект?

Удивительное дело, смотреть фильм скучно, а после просмотра он постепенно раскрывается, благодаря возникающим мыслям. Ждать от фильма Пфистера разудалого блокбастера, однозначно, не стоит, хотя есть здесь пара масштабных и драйвовых сцен. Такой подход только испортит всё впечатление. Лента, повторюсь, прежде всего, о людях. К тому же картина изумительно снята. Операторское мастерство режиссёра даёт о себе знать. Наверное, жаль, что к концу года о фильме мало кто вспомнит.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp