Даже если бы «Рейд 2» отличался полной сценарной ахинеей, он все равно бы смотрелся на ура. Такого удовольствия и радостного изумления от рукопашного экшена, которого здесь много, очень много, крайне много, не получал со времён «Онг-Бака». И дело даже не в том, что фильмы с единоборствами выходят в прокат нечасто. Схватки в «Рейде 2» — это искусство высочайшей пробы, и не только боевое. Даже без прочитывания в сети информации о том, каким образом и как долго готовились актеры к съемкам, видно, сколько труда вложено в каждую сцену. Но возвращаюсь к сценарной части фильма. Так вот, сценарий «Рейда 2» очень далек от простой отписки. Да, он незамудренный, но и прямым как палка его не назовешь, и гигантских дыр в нем нет. Клановые войны гангстеров в кино всегда таят в себе заговоры и хитросплетения. И режиссер Гарет Эванс сделал такой боевик, который не смотришь только ради схваток, с нетерпением ожидая очередной потасовки, стараясь скрывать зевки в «сюжетной» части. Тут есть и драма, и, главное, персонажи, за которыми интересно наблюдать, которым даже можно посопереживать. Именно тут еще раз стоит отметить, что «Рейд 2» — кино мужское.
Кроме огромной ватаги статистов, призванных щедро получать люлей и умирать в кадре, здесь есть личности, боссы и второстепенные боссы, если использовать игровую терминологию. И когда некоторые из личностей сходятся в поединках, напряжение возрастает в разы. Подопечные Бежо, эта смертоносная и безжалостная троица, каждый со своим необычным оружием, бомж-киллер Пракосо, главари мафии и, конечно, основной персонаж Рама, знакомый зрителю по первому «Рейду». Кстати, если не видели, то обязательно нужно перед походом на вторую часть посмотреть этот фильм про захват здания. Ведь действие продолжения начинается аккурат через два часа после событий первой части. Нельзя сказать, что совсем уж ничего понятно не будет, но, как говорится, для полной ясности.
А Гарет Эванс вообще молодец. Мало того, что режиссер оказался грамотный (кстати, его сегмент в альманахе ужасов «ЗЛО 2» — один из лучших), так еще Эванс и сценарист, и, что поразительно, монтажер, как кажется невооруженным взглядом, – первоклассный. К тому же у Гарета как режиссера есть стиль. Да, методы съемки с замедлениями во многих местах и различные визуальные приемы не новы, но они использованы с умом. Чувствуется, что постановщик показывает нам именно то и именно в таком виде, в каком было задумано изначально. Здесь нет кича, здесь нет картинки ради картинки, просто режиссер именно так видит придуманный им мир. Тоже касается брутальности и кровавости. Жестоких сцен здесь немало, в этом плане зрителя не жалеют. Но это опять же не кровища ради кровищи, не ради сиюминутного шока: воздействие происходит на более глубоком уровне.
Стоило ли делать фильм хронометражом два с половиной часа? Нужно было ли его сокращать? Вопросы, конечно, бесполезные — это дело автора, к которому, как выясняется, претензий мало. Но усталость от просмотра появилась. Примерно в начале последней трети фильма. Но финальная разборка исполнена так мастерски, что об усталости вмиг забываешь. С удовольствием согласился бы на вариант, если бы Эванс сделал вторую часть на три часа, разделил на два фильма и пустил их в прокат с разницей в две-три недели. Тем более, что в Интернете официально появляются такие убойные сцены гангстерских разборок, не вошедшие в окончательный вариант картины.