×

Кнут и пряник Филатовых

Прославленной цирковой династии Филатовых, гастроли которых начались в Кемеровском цирке, юргинские охотоведы подарили молодую медведицу. Трехмесячная Машка убежала от браконьеров, которые убили ее мать и какое-то время держали детеныша в неволе. Народная артистка России Татьяна Филатова с удовольствием приняла в свою труппу новую «артистку».

'КнутПрославленной цирковой династии Филатовых, гастроли которых начались в Кемеровском цирке, юргинские охотоведы подарили молодую медведицу. Трехмесячная Машка убежала от браконьеров, которые убили ее мать и какое-то время держали детеныша в неволе. Народная артистка России Татьяна Филатова с удовольствием приняла в свою труппу новую «артистку».

После премьерного показа в Кемерове новой программы Татьяна Валентиновна рассказала корреспонденту «МК в Кузбассе» о том, как живет сегодня традиционный русский цирк, представителем которого является династия Филатовых. Сейчас в манеж работать с медведями выходит уже пятое поколение этой семьи.

Традиционный цирк

— Пять поколений в цирке. За это время ни у кого из Филатовых не возникало желания попробовать себя на «гражданке», где-то за пределами манежа?

— Да вроде нет. Началось все с прадеда. Тогда были балаганы, рынки, ярмарки. Потом дед. Он имел свой первый зооцирк. В семье деда родился 13-й ребенок – это был мой отец Валентин Филатов. А недавно на арену вышел мой Сын Александр. Все поколения Филатовых, начиная с прадеда, работали в цирке. Правда, единственное условие для меня и моей сестры отец все-таки поставил: мы должны были получить высшее образование. Лично я стала педагогом по образованию, но всю жизнь работаю в цирке.

Наша программа — классический цирк. Традиционный. В том числе и для династии Филатовых. Поэтому лично мне название «Лимбо», под которым идет программа, не очень нравится. Потому мы собираемся, видимо, вернуть нашу фамилию в ее название.

— В России работает много различных цирковых проектов, много известных династий, много новых имен. Вы чувствуете конкуренцию внутри «цеха»?

— Сегодня существует много направлений в развитии современного циркового искусства. Мы, например, делаем традиционные представления. Но существует и множество других программ, в которых отдается предпочтение развитию в сторону, если так можно сказать, циркового шоу. В этом, с одной стороны, есть определенная конкуренция. Зритель сам выбирает, что ему больше нравится. Действительно сложные номера, например, в дрессуре. Либо внешняя яркость происходящего на арене. С другой, лично мне ближе именно цирк в прямом понимании этого слова. Знаете, было очень приятно, когда после премьеры в Кемерове ко мне подошел мужчина и рассказал, что ходит на каждую программу из-за ребенка – чтобы он мог увидеть выступления цирковых артистов. Но в этот раз не только ребенок, но и его отец получил удовольствие от того, что увидел на манеже. Так что, несмотря на новые веяния времени, традиционный цирк остается востребованным.
Хотя это не значит, что мы не меняем нашу программу. Постоянно что-то новое вводим в нее.

— А бывают случаи так называемой «недобросовестной конкуренции»?

— Наш цирк достаточно популярен. Зритель знает, что Филатовы – это всегда стоящая программа, которую интересно смотреть. Идут на «медвежий цирк Филатовых». А потому неудивительно, что некоторые не совсем добросовестные цирковые артисты используют словосочетание «медвежий цирк» для раскрутки собственных программ. Мне лично приходилось видеть в разных городах объявления с рекламой «медвежьего цирка». На эту тему даже состоялся недавно разговор в Росцирке. Надеюсь, что выводы будут сделаны.

Особо опасны

— Во время представления едва ли зрители могут почувствовать сложность трюков. Кажется, что звери работают сами по себе, не очень-то обращая внимание на дрессировщика. А на самом деле?

— Разумеется, это не так. Казалось бы, даже довольно простой трюк, когда медведь едет на велосипеде, — требует большой подготовки. На него может уйти 2-3 года. Медведь должен научиться балансировать. Часто приходится сталкиваться с тем, что животное ни в какую не хочет садиться на велосипед. Приходится сахаром или сгущенкой заманивать.

Кроме того, я бы хотела отметить, что медведь – это одно из самых опасных животных. Дело в том, что медведь может никак не обозначать свое настроение, желание напасть. В отличие от тех же львов или тигров. Кошки – они ведь сначала готовятся к прыжку, к нападению. А медведь – совсем другое дело. Сейчас он спокойно сидит, а уже через мгновение может кинуться на дрессировщика. Здесь ничего предсказать невозможно.

Бывает, что конкретному медведю не нравится конкретный человек. Тут уж ничего не поделаешь – приходится менять либо того, либо другого.
Даже в тот момент, когда даешь животному кусок сахара в качестве награды за исполненный трюк, и то всегда существует опасность. У нас в цирке был случай, когда один из артистов во время представления лишился мизинца. Медведь его просто откусил. Но что самое удивительное, человек отработал программу до конца, а только потом обратился к врачу.

«Зеленые» наступают…

'Кнут— В чем специфика выступлений в России и за границей?

— Выступления за пределами страны раньше были достаточно частыми. Например, в Японии мы работали 6 лет подряд. Там зритель очень хорошо принимает и русский цирк, и именно медведей. Сейчас и финансово сложнее стало. Да и «зеленые» в той же Европе стали серьезной преградой для нас. Дело в том, что для выступления во многих странах Старого света дрессировщику необходимо выходить в манеж без стека (палки. – Ред.). Кроме того, животные должны работать без намордников, а содержаться в специальных больших клетках. Короче, проблем хватает. Порой совершенно неразрешимых. При этом требования «зеленых» носят обязательный характер. То есть без соблюдения «зеленых» норм нам выступать не разрешат. Так что не исключено, что заграничные гастроли цирку Филатовых скоро будут «заказаны».

— А все-таки, приходится применять физическую силу к медведям во время подготовки очередного номера?

— Разумеется, иначе нельзя. Во-первых, животное должно четко понимать, кто хозяин, как говорится. Оно должно подчиняться требованиям человека. Во-вторых, медведь, будучи чрезвычайно опасным хищником, должен чувствовать, что если он нападет на человека, – получит отпор. Хотя одной только силой в дрессуре нельзя обойтись. Ведь тот же сахар или сгущенка – это вознаграждение. И животные это отлично понимают. Вот и получается, что действуем методом «кнута и пряника».

Кстати, а природную агрессию медведей тоже можно использовать в цирке. Например, номер «бокс», когда на «ринг» выходят мишки в боксерских перчатках и «дерутся» под голос легендарного спортивного обозревателя Николая Озерова. В нем работают только достаточно агрессивные животные, которые и в жизни не прочь подраться.
Хотя бывает и наоборот. Особенно у медвежат. Они могут «воевать», играя друг с другом. Проявлять тем самым звериные инстинкты. А когда их выводишь на арену – не хотят ни в какую!

Справка «МК»
Валентин Филатов – сын потомственных цирковых артистов – начал выступать на манеже с шести лет. Премьера всемирно известного аттракциона «Медвежий цирк», созданного В.И. Филатовым, состоялась 6 ноября 1949 года на Московском манеже. С тех пор аттракцион с триумфальным успехом гастролировал во многих городах нашей страны и за рубежом. Аттракцион уникален – ничего похожего не было и нет за всю историю советского и зарубежного цирка. В 1975 году в Московском цирке на Цветном бульваре состоялась премьера программы «Цирк зверей».
Валентин Филатов – народный артист СССР, лауреат многих всесоюзных и международных конкурсов, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, всего год не дожил до своего шестидесятилетия. Но остались его неповторимый аттракцион «Медвежий цирк» и созданная им программа «Цирк зверей». Остались его ученики, дети и внуки, в чьем творчестве продолжаются лучшие традиции дрессуры российского цирка.
Татьяна и Александр Филатовы, а теперь и их сын, выступают с легендарным аттракционом «Медвежий цирк» и номером «Дрессура индийского слона».

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp