Билайн vs абоненты
Письмо с новогодним рисунком и интригующей надписью «Подарок – списание долга» пришло нашему читателю, который пожелал сохранить инкогнито. Его он вскрыл и обнаружил внутри несколько листов. Первый, с ярким рисунком какого-то первоклассника, содержал информацию, что наш читатель задолжал ПАО «ВымпелКом» чуть больше двух с половиной тысяч рублей.
«У Вас появилась возможность сделать доброе дело и встать в один ряд с людьми, которым это не безразлично»
А далее идёт информация, что «ВымпелКом» перепродал этот долг некому агентству под названием «Свеа экономи сайпрус лимитед» (авторский стиль сохранён). О последнем даже всемогущий гугл практически ничего не знает. Наверное, поэтому от их лица, а точнее «в качестве Агента нового Кредитора», письма отправляет ООО «РСВ». Тот же гугл выдал информацию, что это «Региональная служба взыскания». Говоря простым языком, коллекторы. И тем удивительнее, что они предлагали нашему читателю поучаствовать в благотворительности и оплатить не 2 500, а всего лишь 1 888. Скидка в честь Нового года!
«Остаток долга будет аннулирован новым Кредитором, а 1 000 000 рублей от всех собранных денежных средств в результате акции будет переведён на счёт благотворительного фонда «Русфонд», — говорится в письме.
На втором листе с логотипом неизвестной компании «SVEA» к адресату обращается сам директор компании. Его, кстати, рунет тоже не знает. Но со страницы письма о задолженности он призывает делать добро. Всё бы ничего, даже можно умилиться тому, какие хорошие люди работают в коллекторских агентствах, но вот наш читатель уверяет, что никогда не был должен «ВымпелКому» ни копейки.
«Я в первую очередь решил позвонить в «Билайн», уточнить, может быть, произошла какая-то ошибка. Да, у меня есть одна сим-карта этого мобильного оператора, но мне сказали в call-центре во время общения, что на ней нет никаких задолженностей. Но на мои данные оформлена ещё одна сим-карта, на которой как раз и образовалась задолженность почти три тысячи рублей», — рассказывает наш собеседник.
Специалист «Билайна» по имени Максим сообщил нашему читателю, что перед мобильным оператором долга уже нет. «Теперь вы должны другой компании», — сказал молодой человек. А аргумент, что другой сим-карты не было, он решил проигнорировать и сказал, что долг всё равно придётся оплатить.
«После такой «тёплой» беседы я решил сходить в салон «Билайн» и в глаза задать интересующие вопросы. Какие-то совершенно не приветливые, грубые менеджеры начали путаться в своих показаниях – сначала сказали, что номер может уйти в минус максимум на 50 рублей, а потом увидели моё письмо и долг 2500», — рассказывает кемеровчанин.
И тут началась актёрская игра, достойная как минимум номинации на «Оскар». Менеджеры включили «обратку» и начали объяснять нашему читателю, что, оказывается, существует тариф с постоплатой, который и был на проблемном номере. Запинаясь и заикаясь два менеджера так и не смогли толком объяснить, что из себя предстает этот тариф с постоплатой.
«Всё, что мне сказали: «это когда вы сначала пользуетесь, а потом платите». Дальше стали объяснять, что если даже я не пользуюсь сим-картой – платить всё равно придётся. Это так тариф устроен», — процитировал наш собеседник менеджеров кемеровского «Билайна».
«Даже если вы им не пользуетесь, это не значит, что вы за него не должны платить», — фраза, которая не даёт покоя. Ещё раз разберём: тариф предполагает постоплату, то есть, сначала пользуемся благами чёрно-жёлтых, а потом уже платим за это. Логично предположить, что если мы не пользовались этими благами, то и не платим. Но у «пчёлки», видимо, логика работает иначе, раз у нашего читателя накопился долг больше двух с половиной тысяч рублей.
«Вы должны, потому что не пришли и не расторгли договор на использование сим-карты. Это полностью ваша ответственность. Если номер полгода не активен – его блокируют автоматически, но заплатить всё равно придётся. Там оплата за тариф и плюс пеня за просрочку», — говорит сотрудник «Билайна».
Наш собеседник, что естественно, попросил документальное подтверждение долга. Но ему отказали. Даже договор удивительным образом два менеджера не сумели распечатать, сказав, что там ничего особенного нет, только паспортные данные и всё. А почитать про тариф предложили на сайте, отметив, что он уже два года как в архиве.
«А получить детализацию звонков с проблемного номера оказалось дороговато – 1 000 рублей за один месяц. При этом в офисе «Билайн» отметили, что номер уже принадлежит другому человеку. А заплатить всё равно придётся!», — так и завершилась долгожданная встреча «Билайна» и их абонента.
Но это не единичный случай. Мало того, что в Сети полно возмущённых пользователей, так в нашу редакцию обратился ещё один человек. Кемеровчанка рассказала, что купила чёрно-жёлтую сим-карту сыну и подключила безлимитный тариф. Но неожиданно для себя и для ребёнка деньги и «безлимит» быстро закончились. Со слов нашей собеседницы, за месяц она пополнила счёт не менее трёх раз по тысяче рублей.
«С этой проблемой мы обратились в офис «Билайн», где нам сказали, что на номере подключены дополнительные платные услуги. И их много. Я попросила всё отключить и вообще больше ничего не включать. Для страховки мы решили просто купить другую сим-карту, а про эту просто забыли, как все и делают», — рассказывает собеседница издания.
А дальше уже знакомая история: приходит письмо от ООО «РСВ», только долг ровно в два раза больше, чем у предыдущего нашего героя. Пять тысяч рублей коллекторы предлагали заплатить, прислав досудебную претензию. Но, как говорится, не на того нарвались. Хорошо подкованная в вопросах юриспруденции кемеровчанка под лупой рассмотрела на бумагах маленькое, но очень важное слово «образец». То есть, рассчитывали коллекторы на человека, который от страха поседеет и пойдёт отдавать свои кровные непонятно за что.
Что делать с коллекторами и такими письмами?
С этим письмом и проблемами наших читателей мы обратились к адвокату Данилу Волынскому. И, по его словам, никто никому ничего не должен, пока это не будет доказано. А наличие долга может быть доказано исключительно через суд. Первым делом нужно обратить своё внимание на коллекторское агентство, от имени которого письмо пришло.
«Если есть долг, то к нему должно быть какое-то обоснование. Как правило, этим основанием является решение суда. Само собой, если оно есть, то его нужно поднять и изучить: с кого взыскали, сколько, правомерно ли. Принимал ли сам так называемый должник участие в процессе, если нет, то надо обжаловать, отменять исполнительный лист», — говорит Данил Волынский.
Более того: то, что коллекторы пишут письма и предлагают с какой-то скидкой оплатить долг – чушь несусветная. Так же, как и их угрозы. Как говорит адвокат, подобное просто не нужно реагировать. Если оператор сотовой связи продал долг коллекторам и теперь те думают, что все им должны, то и пусть так и думают.
«Это письмо можно опустить в мусорную корзину и забыть»
«Они могут так думать хоть всю жизнь. Но это не значит, что им нужно что-то отдавать. Если нет судебного решения – это письмо можно опустить в мусорную корзину и забыть. Должен быть некий акт, который свидетельствует о долге, а пока это просто их мнение, что вы им должны. А если коллекторы начнут докучать, то в отношении них можно применить закон, обратившись в прокуратуру», — даёт рекомендации кемеровский адвокат.
А после не очень приятного, по определению, общения с коллекторами, нужно взяться за оператора сотовой связи. В нашем случае – «Билайн». Во-первых, не сам человек должен доказывать, что у него нет долга, а именно «пчёлка» должна доказать его наличие. А во-вторых, если у так называемого должника наберутся аргументы, что сим-карта и долг вообще к нему отношения не имеют, — это уже веский аргумент отправиться в прокуратуру.
Коллекторы vs Сибдепо
Мы изучили письмо, пообщались с юристом, нашли номер телефона «РСВ» и решили задать им интересующие вопросы. Усвоив уроки Данила Волынского, первым делом спросили: а есть ли судебное решение, по которому мы должны платить деньги? Этот вопрос Неля проигнорировала и начала рассказывать, насколько мы ничтожные люди, раз не хотим платить. «Я непонятно говорю, что ли? Вы что не можете просто заплатить?!», — высокомерно спрашивала нас суровая девушка-коллектор. Причём, мастерски стараясь уйти от ответа на вопросы, задавая свои.
«Обращайтесь в «Билайн», если считаете, что это не ваш номер, но долг в любом случае на вас. У нас идёт досудебное регулирование, все законно. У нас есть все документы, подтверждающие, что вы оформляли эту сим-карту, «Билайн» нам предоставил. Если вы не будете платить, то взыщем с вас судебным решением. У вас есть доказательства, что это чужая сим-карта?», — яро пыталась девушка увести тему разговора в другое русло.
«Але, я уже сказала»
Мы ещё раз задали вопрос, на основании чего происходит взыскание денежных средств. Этот ответ лучше услышать самим:
Но и на этот раз импульсивная Неля не ответила на вопрос. Зато сослалась на безоговорочный авторитет — Владимира Владимировича Путина лично, а заодно и на федеральный закон №230.
— В этом законе говорится, что вы просто так можете с меня деньги взыскивать?
— Просто так?
— У вас есть судебное решение?
— Але, я уже сказала, какое судебное решение? У нас досудебное разбирательство идёт. На адрес вашего проживания региональный представитель будет отправлен с целью сбора информации. Либо добровольно оплачиваете эту сумму либо принудительно. Я вам доходчиво объяснила?
— Нет, не доходчиво. Почему я должна платить?
— Еще и штрафы и пеня будет начислена. У вас письмо есть, все до свидания.
Конец.
Персональные данные vs «Билайн»
Впрочем, к коллекторам в данной ситуации претензий быть не должно, несмотря даже на своеобразную манеру общения. Им продали долг – они его отрабатывают.
А вот к кому вопросов много, так это к мобильному оператору, допускающему некие вольности в отношении федерального закона №152 «О персональных данных». Как нам объяснили в управлении Роскомнадзора по Кемеровской области, оператор по закону не имеет права передавать сведения о своих абонентах третьим лицам. Хотя имеются и исключения, прописанные в законодательстве РФ.
«В случае, если оператор связи поручает обработку персональных данных абонента-гражданина третьему лицу в целях заключения и (или) исполнения договора об оказании услуг связи в целях осуществления прав и законных интересов оператора связи или абонента-гражданина, согласие абонента-гражданина не требуется (ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»)», — говорится в ответе областного управления РКН на наш официальный запрос.
Но если абонент понимает, что на него не только «свесили» чьи-то долги, но и незаконно передали персональные данные – самое время обратиться в соответствующие органы.
«Билайн» vs трепетное отношение к репутации
Мы отправили официальный запрос в «Билайн». После долгого ожидания нам пришёл ответ длиной в семь с половиной строк. Впервые в нашей практике ответ оказался в разы меньше, чем запрос. Предлагаем наглядное сравнение. А о том, что ключевые вопросы были просто проигнорированы, нет нужды и говорить. А не предоставлять официальные документы, видимо «фишка» «чёрно-жёлтых».
Но даже такое отношение к своей репутации – полбеды. Из официального ответа от компании «Билайн» следует, что наш читатель активно использует ОБА номера, один из которых имеет задолженность в размере 1783,25 рублей за абонентскую плату с августа 2018г. То есть, коллекторское агентство нам говорит о долге за лето 2016 года, а жёлто-чёрные настаивают на августе 2018 года. Но мы ещё помним слова о том, что тариф, по которому якобы набежала задолженность, уже два года как не активен.
«Сейчас долг клиента передан в агентство. Оплату задолженности необходимо производить на расчетный счет ПАО «ВымпелКом» по номеру счета в офисе Билайн или в банке. Информация по номерам может быть предоставлена только клиенту по прямому обращению к оператору (Закон о связи)», — говорится в ответе компании.
И тут мы возвращаемся к тому моменту, как наш читатель пришёл в салон связи, где ему в оказании указанной услуги мягко отказали.
Попробуем подвести итог. Мы не знаем наверняка, был ли наш читатель владельцем злополучной «симки», или же лукавит. Фактически у нас есть слово против слова, «Билайн» против клиента. Но то, как стороны ведут себя в ходе конфликта, на наш взгляд, говорит о многом. Смотрите: клиент настаивает на том, что никогда не имел сим-карты, на которой повис долг. И готов это доказывать, запрашивая у компании информацию. А вот компания, в свою очередь, на открытость не настроена. Наоборот, её сотрудники прямо отказывают клиенту в его праве на получение информации. И даже договор отказываются показать. Договор! На котором, по идее, клиент должен увидеть свою собственную подпись! Ну и кто в этой ситуации выглядит «плохим парнем», а? Да тут даже коллекторы – пострадавшая сторона! Ещё и крайними окажутся, требуя с людей придуманные долги.
К нашему сожалению, «Билайн» решил обойтись банальной, бездушной и абсолютно не проясняющей ситуацию «отпиской». И прямо сейчас ситуация выглядит так, что любой клиент уважаемой компании в любой момент может стать должником. Почему? А чёрт его знает. Так надо. Решила всемогущая королева улья. Смирись и заплати. Впрочем, есть слабая надежа, что после публикации этой статьи руководство компании захочет изменить картину и дать более развёрнутый комментарий.
А нашего злополучного читателя, в свете вышеизложенного, можно упрекнуть только в неуместной мягкотелости. Заявление в полицию следовало подать сразу же после неудачного визита в офис «Билайн». С их помощью, глядишь и информация нашлась бы, и договор. А там, кто его знает, может быть и долг оказался бы недоразумением. Те, кто придумывает долги, рассчитывают как раз на таких, кто побоится или просто поленится доказать свою правоту.
Помните пословицу про спасение утопающих? Не бойтесь защищать себя!