×

Кольцевые гонки в Кузбассе: взгляд изнутри

18 и 19 июля “Кузбасский автодром” стал местом проведения второго этапа открытого чемпионата Сибири по шоссейно-кольцевым мотогонкам Stock Open и Jr Motocup, кольцевого чемпионата на автомобилях класса GT4 и IV этапа любительской гоночной серии Time Attack. Корреспонденты Сибдепо отправились в Топки, чтобы вдохнуть запах жжёной резины, оглохнуть от рёва моторов и насладиться звуками выхлопа.

На первую в Кемерове гоночную шоссейно-кольцевую серию на минувших выходных съехались рейсеры со всей Сибири – Иркутска, Новосибирска, Красноярска, Барнаула, Томска, Абакана и Железногорска. Столько внимания автодрому, который расположен под городом Топки, гонщики уделили неслучайно – ведь это были дебютные для трассы соревнования на самом настоящем кольцевом треке “Кузбасский автодром”. Строили трассу не один год, и вот, наконец, любители и профессионалы скоростей смогли её оценить.

Трек отвечает всем стандартам проведения заездов. Табло, мониторы, питлейн, боксы, автоматическая телеметрия, квалифицированные судьи и их помощники – пилотам остаётся только выкатить свои заряженные автомобили или байки на трассу, прогреть резину и оглушить трибуны (а заодно и все Топки) гоночными рёвом и визгом.

“Трасса “Кузбасский автодром” строилась несколько лет, и до сих пор ещё не все участки достроены, трек будет расширяться. Ближайшая гоночная трасса подобного уровня находится в Красноярске. Есть ещё в Новосибирске, но там он, в основном, больше для дрифта используется”, — рассказала Анна Ефимова, один из организаторов гоночного уикэнда. “Мотоциклисты в эти два дня катались в двух категориях – Stock open и Jr Motocup. В «джуниорский» класс рейсеры попадают не по возрасту, а по мощности мотоциклов. В основном, это любители и новички мотоспорта, хотя есть и достаточно опытные гонщики».

Столько заездов уложить в два дня было достаточно сложно, организаторы признались, что очень устали. Обычно авто и мото стартуют в разные дни, а в этот уикэнд за один день начиналось сразу несколько разных гонок.

В первый день прошли квалификации Stock Open (мотоциклы двух классов: «600», с рабочим объёмом до 650 см3, и «1000» с объёмом от 700 до 1300 см3) и Jr MotoCup, а также практики GT4 и IV этап любительской гоночной серии Time Attack.

Time Attack — это автогонки в пяти классах: «Первый» (атмосферные двигатели до 1,6 л), «Атмосферный» (атмосферники не более 3 л и турбо не более 1,7 л), «Турбосток» (турбодвигатели со стандартными нагнетателями), «Mono GT» (моноприводные авто с любыми доработками и объёмами двигателей), «Турбо ПРО» (полноприводные авто с любыми турбинами и доработками). GT4 – кольцевой чемпионат, который проводится в двух классах, в зависимости от рабочего объёма двигателя – 1,6 л и 2,4 л.

“Это мой второй выезд на трассу, я вообще никогда раньше не участвовал в соревнованиях, тем более в кольцевых гонках, — рассказал байкер Дмитрий Блем из Новосибирска. – Я езжу на мотоцикле Suzuki GSX-R 750, чистый сток, ничего с ним не делал. Можно сказать, купил экипировку и поехал на гонки. Сегодня моими соперниками на кольце будут не остальные гонщики, а я сам. Цель – принять участие в соревнованиях, доехать до финиша, не упасть и получить удовольствие. Ну а другие ребята, конечно, будут лупаситься на трассе до победного”. По итогам общего зачёта Jr Motocup Дмитрий занял 7 место.

Организаторы для большей эффектности гонок решили не разделять классы на GT4, запустив на один трек автомобили с разными объёмами двигателей. К слову, зрелищности было хоть отбавляй – одновременный старт на первом же повороте выбросил за пределы трассы пилота Honda Civic Type-R FN2 Михаила Бондаренко и “запылил” трек настолько, что среди поднявшегося облака зрители не сразу поняли, что вообще там случилось.

“Меня не столкнули, контакта не было. Видимо, резина не успела разогреться на прогревочном круге, вот и вынесло. Тесно же было, не вошёл в поворот, ещё и заглох. Пока заводился, меня уже успел обогнать safety-car. Неужели, думаю, я вот так сразу на полкруга отстал? Но ничего, потом нагнал», — рассказал Михаил. К слову, кругов через десять Civic Бондаренко уже обходил других участников. Финишировал он по таймингу пятым, а после начисления штрафов другим гонщиками и вовсе попал на четвёртое место в общем зачёте на 2,4 л.

Автомобили GT4 все как один доработаны пилотами и его командой. Из них полностью вынимается салон и шумоизоляция, вваривается каркас безопасности, меняются стёкла и панели, в общем, выбрасывается всё, что делает машину тяжёлой. Дорабатываются двигатели, КПП, тормозная система и трансмиссия, устанавливаются спортивные сидения и рули. В салон устанавливают приборы, спортивные сидения с шеститочечными ремнями и специальной поильной системой, а также продвинутую систему автоматического пожаротушения. Стоимость автомобиля взлетает до небес, делая его дороже как минимум в 2-3 раза.

“Пилоты на стартовой решётке первой гонки выстраиваются в прямой зависимости от результатов квалификации, во второй гонке — в обратной зависимости от результатов первой. Например, лучший пилот по таймингу и очкам первой гонки в финальном заезде стартанёт последним, а самые слабые гонщики встанут в начало. Из-за этого прямо на старте начинается самое интересное: быстрые пилоты пытаются протиснуться между остальными, стараясь ни в кого не врезаться – за контакт автомобилей начисляются штрафы. Зрелищность в такие моменты зашкаливает, эта динамика может сохраняться и полкруга, и целый круг”, — объяснила правила заезда GT4 Анна Ефимова.

Оба дня соревнований прошли без происшествий и трагедий. Лишь один мотогонщик не справился с управлением и вылетел на повороте, получив перелом ключицы – ему оказали помощь и увезли в больницу. Однако без форс-мажоров не обошлось – по приезду в Кемерово команда пилота Михаила Бондаренко обнаружила, что на Civic закончились тормозные колодки. С невероятным везением пилот их всё же раздобыл, но для этого команде пришлось срочно ехать в Новосибирск, чтобы в Толмачёво забрать запчасти, присланные самолётом из Москвы.

Лада Калина

У другого красноярского гонщика Григория Бекишева на квалификации взорвался мотор его Lada Kalina. По словам Александра Харитонова, одного из членов «оранжевой» команды Григория, им пришлось так же в срочном порядке ехать домой за мотором. На удачу, у гонщиков был другой автомобиль Lada Kalina, правда, кроссовый – не такой мощный и весь в земле. «Кольцевую «Калину» погрузили в телегу и повезли в Красноярск. Там в это время друг приступил к снятию ДВС с кроссовой машины. Мы приехали и начали снимать развалившийся мотор с кольцевой машины, потом поставили кроссовый, заменили радиатор (старый порвало осколком блока ) и поехали на гоночки», — рассказал Харитонов.

“Конечно, моторы разные. Он почти стоковый, на обычном 8-клапанном двигателе 1,6 л заменили только распредвалы и дроссельную заслонку. Что касается машины в целом, то она не очень отличается от гражданской версии. Вварили каркас безопасности, избавились от всего салона, поставили «ковш», усилили коробку, установили спортивные тормоза и стойки и перекрасили с синего цвета в наш фирменный оранжевый», — поведал о своей машине пилот Григорий Бекишев.

«Участвую со своей командой в соревнованиях каждый год и круглый год, на кольце, в кроссе и ралли-кроссе. В Красноярске кольцевая трасса работает уже восемь лет, и могу сказать, что для первого раза в Кемерове всё организовано очень хорошо. Есть, конечно, некоторые недочёты, но с опытом проведения чемпионатов они исчезнут», — рассказал гонщик.

Несмотря на взрыв мотора, в общем зачёте GT4 Бекишев занял бронзовый пьедестал.

Одним из самых ярких пилотов GT4 стал Антон Яшин из Красноярска. Гонщик ездит на бордовой Lada Granta мощностью 140 л.с., к финишу он пришёл четвёртым в GT4 1,6 л. И ещё Антону всего 13 лет. Отец мальчика рассказал, что за сына не переживает, а скорее болеет. «Все правила безопасности он соблюдает, машина крепкая и защищает пилота. Конечно, это не самый дешёвый вид спорта, но мы очень гордимся сыном. Особенно, когда он оставляет позади матёрых спортсменов, которые ещё и старше Антона в 2-3 раза”.

“Я участвую в соревнованиях уже второй сезон, тренируюсь с 11 лет. В этот спорт меня привёл отец, хотя он с гонками никак не связан. Задача на сегодня была принять участие и набраться опыта, тренер считает, что я её выполнил. Проехал без нарушений, по предварительным результатам, было пятое место”, — рассказал Антон.

“Трасса интересная, скоростная, торможение на ней хорошее. По организации заметно, что эти соревнования на автодроме – первые, у нас там уже опыт есть, поэтому всё проходит более гладко, — поделился впечатлениями юный пилот. — Машину мне купили уже почти готовую, доработали мотор, поставили спортивную коробку и тормоза, конечно, каркас безопасности. Двигатель выдаёт 140 сил, что именно мы с ним делали, не скажу – это профессиональный секрет. Если посчитать все доработки, то получится, что в машину родители вложили почти 500 тысяч рублей”.

К кузбасским пилотам на треке в прошедший уикэнд удача не была особо благосклонна, в основном на пьедестал поднимались гонщики из Красноярска и Новосибирска. Кемеровчане заняли призовые места в Time Attack: в классе “Первый” Дмитрий Кондриков на Honda Civic EK9 взял второе место, в “Турбо стоке” также второе место занял Никита Деревцов на MMC Lancer Evo, в «Турбо PRO» прокопчанин Андрей Самбураков на MMC Lancer Evo завоевал второе место, а третье — Никита Деревцов на MMC Lancer Evo. Лишь в GT4 в классе «супер 1600» первое место по итогам двух гонок победу одержал Пётр Лобанов из Кемерова.

Партнёром прошедшего гоночного уикэнда стал информационно-деловой портал Сибдепо. Полный фотоотчёт о заездах смотрите на нашем сайте.

Текст: Денис Борд.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp