«Конг: Остров черепа» — монстр против шаблонов

На большой экран вновь (в десятый раз за последние 84 года) выскочил громила Кинг Конг. Не так уж много наберётся монстров, которых с таким упорством снова и снова возвращали на экраны. Дракула, Франкенштейн, Годзилла – вот те немногие, кто возвращался в кино чаще гигантской гориллы. Режиссёр Джордан Вот-Робертс надеялся снова увлечь зрителя сказкой, которая уже столько раз завершалась одинаково. И ведь увлёк! Давайте разбираться, как это у него получилось.

Нельзя не задаться вопросом: зачем режиссёр Вот-Робертс опять оживил гориллу, которую убили уже столько раз? Все ведь знают: предыдущие «Кинг Конги» были похожи, как родные братья, если не считать спецэффектов и безумных японских картин. А значит, новая версия должна быть на голову выше, чтобы добиться успеха. И, как минимум, не должна повторять опостылевшую историю про красавицу и влюблённое чудовище. В общем, экскурс в историю неизбежен. Мы решили детально сравнить «Конг: Остров черепа» с его предшественниками, чтобы понять, кто круче. И ещё: в фильме Вот-Робертса приставка «Кинг» не прозвучала ни разу, так что и мы в дальнейшем будем именовать чудо-гориллу просто Конгом.

«Наше время наверняка запомнится модой на попытки придать серьезности легкомысленным подростковым комиксам или бесхитростным историям прошлого века о дурацких монстрах. Мы же как современники засвидетельствуем: иногда эти попытки самым неожиданным образом выходят удачными, когда драйв бесстыдного голливудского развлекалова благополучно укладывается в рамки простого, но вменяемого сценария, а у автора хватает чувства вкуса и меры».

Российская газета

Конг

Предыдущие версии Конга отличались лишь внешне: марионетки 1933 года (ростом 45 и 60 см), роботы кукольника Карло Ломбарди (от 1,5 до 13 метров, самый большой так и не заработал и был снят лишь в одной короткой сцене), и, наконец, «настоящая» горилла, созданная графистами в 2005 году. Но в характере и манерах монстра никаких изменений не происходило долгие десятилетия: злобный зверь впервые увидел белую девушку и влюбился без памяти. Только поэтому указанная девушка и выжила, в отличие от темнокожих девственниц, приносимых в жертву Конгу. Сам же монстр неизбежно погибает, защищая свою возлюбленную. В японской ветке приключений Конга всё ещё проще — огромную гориллу натравливают на другого монстра и смотрят, кто кого. Никакими чувствами японцы монстров не наделяли.

Новый Конг выгодно отличается от предшественников. Это уже точно не горилла, а неизвестный науке примат, куда более близкий к человеку. У него не такие длинные руки и ходит он прямо. В эволюционном же плане он шагнул куда дальше – применяет простейшие орудия и вообще неплохо соображает. За счёт этого и дерётся эффектнее, чем в 2005 году. Да, теперь он стал ещё больше, чем раньше.

Такой «умный» зверь был очень нужен режиссёру, ведь у нового Конга есть смысл существования, куда более высокий, чем бродить по джунглям, регулярно съедать девушку, предоставленную дикарями, а потом вдруг влюбиться. Он теперь не просто диковинный зверь, а персонаж, определяющий события и направляющий их в определённое русло. И людей убивает не просто так, а за дело. Есть у Конга и своя трагедия, куда более глубокая, чем у влюблённых горилл из прошлого. Так что и сочувствуешь ему сильнее. Субъективное мнение редакции Сибдепо – Конг образца 2017 года намного превосходит своих предшественников, вместе взятых.

«Даже обидно, что между лапочкой Мейсон и Конгом не разыгралась амурная драма с похищениями и танцами на ладошке. Есть парочка близких по духу сцен, да и те сняты исключительно в качестве реверанса оригиналу. Что, впрочем, ничуть не умаляет их офигительности».

KG-Portal

Конг и женщины

Все режиссёры-«конговцы», включая японских, старались, чтобы рядом с монстром оказывалась девушка посимпатичнее – чтобы за неё было страшнее. Самой же красавице полагалось лишь истошно кричать и беспомощно откидывать голову, сидя в титанической руке. А в конце рыдать на груди у «хорошего парня». Так вели себя Фэй Рэй в каноничной версии 1933 года; Хелен Мак из «Сына Конга» (тоже 1933 год); Джессика Лэнг в «Кинг Конге» 1976 года и Наоми Уоттс 12 лет назад. Джессике Лэнг пришлось тяжелее всех – похотливый примат впервые продемонстрировал миру грудь будущей обладательницы двух «Оскаров».

Исключение составила Линда Хэмилтон, которая, оказывается, играла не только Сару Коннор. В фильме «Кинг Конг жив» (1986 год) она играла доктора, изобретателя, зоозащитницу и просто хорошего человека. Как могла, старалась спасти Конга, но с известным результатом. Правда, тогда выжили Леди-Конг (и такая была) с детёнышем. Впрочем, картина оказалась не самой удачной и с треском провалилась в американском прокате. Да и для Линды Хэмилтон это была не лучшая роль.

В фильме «Конг: Остров черепа» «та самая девушка» — тоже не бесполезная хрупкая красотка, от которой одни проблемы. Бри Ларсон играет девушку — военного фотографа, проведшую несколько лет в горящем Вьетнаме, храбрую, сильную и с собственным мнением. Многое умеет и знает, при виде Конга не визжит и вообще полезный персонаж. Но при этом внимание на себя не перетягивает и объектом вожделения Конга не становится. Этим и хороша – она не альфа и омега картины, а лишь один из ключевых персонажей. В фильме «Конг: Остров черепа» хватает вещей поинтереснее женских прелестей и сомнительной романтики. Так что и в этом аспекте Вот-Робертс сработал удачливее предшественников.

«Большую часть удовольствия получаешь от чистого безумия повседневной жизни Конга — еще до того, как на остров высаживаются люди. Конг — лишь один участник очень динамичной экосистемы».

The Telegraph

Остров Конга и его обитатели

До того, как подлые человеки всаживали в Конга сотни пуль/снарядов, он обычно успевал помахаться с другими чудовищами. В 1933-м он последовательно завалил тираннозавра, плезиозавра и гигантского птеродактиля. А ещё швырял людей в пропасть на поживу гигантским паукам и крабам, но этот момент сразу после премьеры вырезали, потому что «жесть» — люди натурально падали в обмороки.

В 1976-м бюджета не хватило, поэтому создатели фильма ограничились гигантской змеюкой, на примере которой мы узнали, как выглядит реализация угрозы «пасть порву!». Японцы, как уже говорилось, сталкивали его с Годзиллой, а в 2005 году режиссёр «Кинг Конга» вернул в кадр злобных динозавров, пауков, сколопендр и прочую доисторическую мерзость. И это был отличный ход – все любят динозавров. Они помогали сделать Остров черепа таинственным, полным загадок и чудес. Именно через зверинец этот остров раскрывался перед зрителем. И именно поэтому «Кинг Конги» 1933 и 2005 годов были приняты зрителями намного теплее, чем фильмы 70-х – 80-х.

А что же «Конг: Остров черепа»? Поняв, что динозавров не переплюнуть, сценаристы фильма спрятали остров за «вечной» грозовой тучей. Это однозначно самый красивый из Островов черепа, с невероятными пейзажами и — внезапно! — северным сиянием. Для полноты картины его населили тварями, от которых у биологов глаза полезли бы на лоб. Гигантские буйволы с ветвистыми рогами, кракены, пауки, у которых ноги выше любых деревьев и кровожадные летучие твари. Причём все они лишь фон. Гвоздь программы – некие «черепозавры», сошедшие прямиком с картин Иеронима Босха. Эти твари чудовищны, они страшнее, чем всё, что когда-либо встречалось в фильмах о Конге. Но, на наш взгляд, слишком уж фантастичны. Две лапы, хвост и пасть – ну не родит природа такое. Как будто речь идёт о демонах, а не о живых существах. Перебор, на наш взгляд, – они придают фильму совершенно ненужный мистический оттенок. Но зато неплохо вписываются в сюжет.

«У Вота-Робертса получились сцены насилия (пусть и с рейтингом PG-13), но за них пришлось заплатить непроработанностью героев: «суровый выживальщик», «корпоративный псих» и «фотограф-блондинка». Солдатов жрут, давят и сжигают с животной жестокостью, словно бесчисленных NPC в ролике из видеоигры».

We Got This Covered

Сюжет

От предыдущих фильмов о Конге Джордан Вот-Робертс оставил только гигантского примата. Всё остальное нещадно вычеркнул, а взамен подарил ожившую книгу из «Библиотеки приключений». Дикари здесь не кровожадные варвары, а молчаливый и таинственный народ. Герои не поделены на «хороших» и «плохих» — они лишь действуют сообразно ситуации. Впрочем, по героям вопросы всё же есть. Персонаж следопыта Конрада (Том Хиддлстон) не раскрыт, старый лётчик-«робинзон» Марлоу (Джон Си Райли) – слишком комичен для такого мрачного и брутального фильма, как «Конг: Остров Черепа». Не всегда понятны мотивы полковника Паккарда (Сэмюэл Л. Джексон) и учёного Ранды (Джон Гудман).

Но, по большому счёту, впечатления от фильма это не портит. Возможно режиссёр так и хотел – чтобы главными героями картины стали Конг и Остров черепа, а не глупые люди, которые явились сюда непонятно зачем. В фильме есть и вполне прозрачный политический намёк – едва закончив во Вьетнаме, американские вертолётчики всё с тем же тактом вламываются в другие джунгли, погромче врубив рок-н-ролл.

Это первый фильм о Конге, который заставляет задуматься, причём с самого начала, когда геологи начинают взрывать на острове свои сейсмические бомбы. О том, какая бесцеремонная скотина – человек, о том, как не стоит доверять первому впечатлению и, конечно, об отваге, мужестве и героизме. Такие красивые фильмы в жанре «классического приключения» не выходили на большой экран уже давно. Каждые 7-10 минут вам гарантирована потрясающая по красоте сцена. В общем, «Конг: Остров черепа» достоин вашего внимания. И лучше всего в кинотеатре – фильм того стоит.

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube.com/Официальные трейлеры
Фото: Kinopoisk.ru, google.images

Комментарии

Рекомендуем