×

«Короче, Вася, блин»: как кемеровских бизнесменов учат продавать

Как продать акваланг для кошки, правильно «топить» конкурентов и писать по-русски – это и многое другое в рамках мастер-классов Alfa Business Week известный маркетолог Роман Тарасенко рассказал кемеровским бизнесменам. Корреспонденты Сибдепо побывали на мероприятии и послушали, как компании учат влюблять в себя клиентов с помощью нестандартных маркетинговых шагов.

Пиши проще

В здании областного театра детей и молодёжи собралось около сотни кемеровчан – представителей малого и среднего бизнеса, чтобы унести с мастер-класса Романа Тарасенко «Нестандарт. Делаем маркетинг по-другому» новые полезные знания. Роман Тарасенко – довольно известный в России маркетолог, соучредитель и гендиректор Krostu.com, соучредитель Clientomania.com.

Кемеровчане, пришедшие на мастер-класс, вначале были очень серьёзны и немногословны, вопросы задавали только по делу, а ко всему новому относились настороженно. Скованность прошла, как только Роман Тарасенко стал разбирать типичные ошибки маркетологов. Оказалось, что почти каждый из тех, кто сидит в зале, нет-нет, да допускает досадные промахи в ведении продаж.

Оказалось, что самая частая ошибка маркетологов – это «заумные» тексты в описаниях товара. Нормальный человек сложный текст просто не заметит. Как признались сразу несколько слушателей мастер-класса, у них действительно постоянно возникают сложности с копирайтом и правильной подачей информации для клиентов. И это нормально, считает Роман Тарасенко, ведь большинство его слушателей – это типичные «технари» и финансисты, которые учатся новому – говорить о себе много, легко и просто.

Тарасенко посоветовал забыть о штампах. Просто выбросить их. И писать о своей фирме так, как рассказывали бы о ней старинному приятелю. Например, если добавлять в начало каждого текста «Короче, Вася, блин» — то рассказ становится намного ярче.

Через несколько минут «тренировок» выяснилось, что кемеровская фирма, которая делает и продаёт котлы не «производит котельное оборудование высокого качества», а просто «делает крутые котлы, которые надо топить всего раз в неделю». А другая компания, продающая плитку, не «готова преложить клиенту широкий ассортимент высококачественной продукции», а предлагает много видов плитки, делает дизайн и даже скоро купит специальные очки 3D-реальности.

А ещё известный маркетолог рассказал кемеровчанам, как правильно и коварно «топить» конкурентов при общении с клиентами. Объяснил, в чём настоящая сила женщин и почему с дамами нужно считаться в первую очередь. Даже если продаешь надувные лодки. Почему мужик в носках и сланцах чаще всего и есть тот самый желанный реальный покупатель. Что нельзя гоняться за «звёздами» для рекламы и продавать товар в неподходящих для этого местах. А акваланг для котов можно превратить в самый желанный товар: главное – объяснить людям, что без акваланга их забота о домашних питомцах за любовь не считается, и правильно спланировать рекламную кампанию.

И, наконец, Роман Тарасенко рассказал слушателям, что любой бизнесмен может разделить свою работу на три вектора и «упираться» во что-то одно, значительно повышая количество продаж: или уникальную и выгодную цену, или незаменимый сервис, или сумасшедшего качества товар.

«Очень понравилась система «Короче, Вася, блин» — это же универсальный подход для широкой аудитории. Обязательно будем применять. Понравилось, что Роман Тарасенко – сам бизнесмен, понимает, как работают механизмы. По итогам мы решили пересмотреть свою маркетинговую стратегию. Очень понравилось разграничение маркетинга на продукцию, бизнес-процессы и цену. И если раньше мы делали упор на продукт, то сейчас нам нужно будет уделить больше внимания бизнес-процессам», — поделился впечатлениями представитель компании «Блеск» Никита Верендякин.

Клубная «тусовка»

На самом деле, этот мастер-класс – далеко не уникальное мероприятие. Альфа-Банк, который не только кредитует бизнес, но и выступает партнёром для своих клиентов, регулярно занимается организацией различных обучающих мероприятий в рамках проекта Alfa Business Week. У Альфа-Банка даже есть собственный Клуб Клиентов, участники которого получают различные скидки и подарки от партнеров банка, и заводят полезные знакомства в рамках клуба.

Как рассказал один из гостей мероприятия, руководитель кузбасского медицинского центра «Медлайн» Эдуард Булатов, различные клубы и «тусовки» для бизнесменов давно являются стандартными и привычными в европейском мире бизнеса. На таких встречах люди могут укреплять горизонтальные связи, находить себе собеседников, друзей и партнёров. Порой бизнес-встречи в Европе больше напоминают встречи одноклассников – все смеются, шутят, разбиваются на группы по интересам. А по итогу – заключают серьёзные и взимовыгодные соглашения и договора. В России такой подход, по мнению Эдуарда Булатова, только начинает развиваться.

Впрочем, руководителя кузбасского медцентра в этот раз на мероприятии привлекла не столько социальная составляющая, сколько возможность взять для себя что-то новое с мастер-класса. Романа Тарасенко он видел не на одной конференции, знает давно, а так как услуги своей медклиники Эдуард Булатов сейчас продвигает буквально через все каналы связи с клиентами, новые знания ему очень пригодятся.

«Что-то из того, что он даёт, в принципе неприменимо в медицинском бизнесе, а вот какие-то инструменты оказываются очень полезными. Кое-какие «фишки», которые мы применили, дают реальный приток клиентов», — рассказал Эдуард Булатов.

Вырываться из рутины

К концу мастер-класса аудитория «горела» — кто-то накидывал себе новую схему продаж, кто-то теснил «в кулуары» Романа Тарасенко для индивидуальной консультации, другие – бурно обсуждали примеры с мастер-класса.

И такая реакция стандартна практически для семинарах Alfa Business Week, рассказал основатель компании по продаже автозапчастей Константин Шалин. Сам он уже несколько лет является одним из постоянных членов Клуба Клиентов Альфа-Банка и ходит практически на все обучающие мероприятия для бизнесменов. И каждая такая встреча даёт его компании приток новых бизнес-идей.

«Что-то мы успевает сделать, что-то – нет. Сейчас мы готовим серьёзный выход на розничные продажи с помощью интернет-маркетинга и многие вещи, которые проговорил Роман сейчас, нам очень нужны. А вообще, каждый раз, когда я выхожу с семинара, я буквально полон идеями по перестройке бизнеса. и давно уже уяснил для себя – все почерпнутые знания и стратегии нужно как можно быстрее внедрять, до того, как опять попадаешь в текучку. А почувствовав, что жизнь стала чересчур стабильной – искать новые впечатления» — рассказал Константин Шалин.

У самого Романа Тарасенко намного более критический взгляд на итоги этой встречи – он по опыту знает, что даже самые крутые советы изменять жизни лишь небольшого процента присутствующих. Но даже десять слушателей всерьёз и надолго возьмутся за перестройку своего бизнеса – результат будет колоссальный.

«Мне страшно это говорить, но 92 % побывавших на мастер-классах никак не будут применять полученные знания, — рассказал Роман Тарасенко. — А вот оставшиеся 8 %, при должных усилиях, ждут серьёзные изменения. На самом деле в каждом городе, где я побывал, есть как минимум один человек, который последовательно и методично следует рекомендациям и получает дополнительную прибыль. Например, в Ростове-на-Дону недавно одна женщина буквально засыпала меня шоколадом (у неё «шоколадный» бизнес) за то, что помог вывести фирму на новый виток развития. Но, в большинство своём, люди не готовы что-то менять, так как дополнительная прибыль очень сильно меняет жизнь: нужно расширять штат, искать новых партнёров, налаживать новые каналы сбыта, подбирать новый офис, сотрудников, привыкать к новой нагрузке».

Тем не менее, по мнению Тарасенко, не всегда нужно следовать советам – ведь каждый мастер-класс, семинар, служебная командировка, да и любое мероприятие, где можно побщаться с «коллегами», становится для бизнесменов хорошей «встряской», выходом из зоны комфорта. И, в итоге – стимулом для дальнейшего развития.

«Я часто работаю с собственниками бизнеса и всегда задаю им вопрос: «Есть ли у вас в неделе день, когда вы можете подумать?». И люди удивляются! Обычно все настолько с головой погружены в рутину, хватают себе как можно больше дел, что времени поднять голову и подумать «А туда ли мы летим?» у них просто нет. Наоборот, почему-то считается, что у эффективного бизнесмена должно быть десять дел одновременно и график расписан по минутам. Но ведь человеческий мозг так не работает, он в таким режиме истощается», — поделился мнением Роман Тарасенко.

По словам известного маркетолога, руководителям компаний и владельцам бизнеса просто необходимо общение и выезды на деловые «тусовки» – просто чтобы разгрузить голову от ежедневных проблем и структурировать свою работу. А если во время такого отдыха ещё и умудряться получать какие-то новые знания, то такое времяпрепровождение окажется полезно вдвойне – потом всегда можно подумать, что с этой информацией сделать.

Текст: Екатерина Бухтиярова.
Фото: Сибдепо.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp