Кузбасский супервуз:
зачем региону опорный университет
1 февраля 2018 года в Кузбассе завершилось объединение КемГУ и КемТИППа, которого ждали и даже немного побаивались. Однако страшного ничего не произошло. Напротив, теперь в области, наравне с другими регионами Сибири, появился и уже во всю мощь работает свой вуз с особым статусом «опорный». Сибдепо выслушал мнения представителей университета и выяснил, почему формула «лингвистика плюс кефир» оказалась единственно верной для будущего высшего образования Кузбасса.

В феврале 2016-го в Кемеровской области объявили о старте, не побоимся этого слова, грандиозного проекта по созданию опорного вуза. Уже тогда регион захлестула волна разговоров и обсуждений, во главе которых стояли «что», «как» и «почему». Спустя почти ровно два года КемГУ и КемТИПП стали единым целым, и уже летом 2018-го их выпускники получат новые супервузовские дипломы. Сибдепо поговорил с представителями вуза и выяснил, что нового даст опорный университет студентам, преподавателям и непосредственно Кузбассу.
Студенты: новый уровень образования и творчества
Большинство изменений, которые претерпел опорный Кемеровский госуниверситет, было сделано именно для студентов. Ведь они, пожалуй, и есть тот основной фундамент, на котором крепко «стоит» и работает вуз.

Если говорить языком преподавателя, то студенческая жизнь включает несколько основных составляющих: образовательную, научную, творческую и спортивную. Причём развитие последней в вузе рассматривают как одну из мегазадач, стоящих перед универом.

Что касается первой и последней, то теперь КемГУ – супервуз, который учит огромному числу специальностей. В вузе продолжают создавать и улучшать условия для занятий научной деятельностью. При этом участие в грантовских проектах позволяет студентам путешествовать и заниматься прикладной наукой не только в России, но и за рубежом.
Left
Right
Учёба и наука – это, безусловно, важно, но студенчества без творчества, активных и постоянно фонтанирующих идеями ребят не существует. Поэтому в вузе этому вопросу предпочитают уделять особое внимание. Речь идёт не только о ставших традиционными фестивалях «Первый снег» и «Студвесна», но и (внимание, по ссылке красочные фото! – прим. Сибдепо) даже конкурсах красоты. Например, победительницей недавно прошедшего «Секрета Совершенства 2018» стала первокурсница Полина Тимошина, которая ещё недавно училась в тысячах километров от Кемерова – в одном из казанских университетов.
«Проучившись полгода, поняла, что скучаю по дому и родным. Решила бросить учёбу и вернуться. По прошествии времени могу сказать, что своим выбором довольна. MacBook air 13, который я выиграла в конкурсе, будет достойной заменой моему старенькому ноутбуку», – сказала Полина Тимошина.

Полина Тимошина
По словам студента второго курса юридического института КемГУ Юрия Малярчука, всё в университете работает так, чтобы продуктивно совмещать учёбу, спорт, творчество и общественную деятельность.

«Я уже давно принимаю участие в жизни университета, являюсь членом студенческого самоуправления. Могу сказать, что после реорганизации КемГУ и КемТИППа в нашем студенческом активе стало ещё больше творческих ребят со свежими идеями, готовых действовать. Думаю, что нас ждут много крутых мероприятий и проектов. Радостно видеть, что наш университет преображается на глазах», – считает Юрий Малярчук.

Даже после окончания вуза его выпускники остаются, как говорится, на связи. Всё для этого делает и сам универ. Взять тот же проект «Поколение К». С его помощью бывшие студенты КемГУ могут проводить мастер-классы или открытые лекции, рассказывать, как добились успехов, после того, как покинули стены альма-матер. Одно из последних таких событий открытая лекция заместителя Министра юстиции Российской Федерации Дениса Новака.
«Всё, что сейчас молодёжь любит и чем интересуется, мы стараемся развивать. Кроме того, мы планируем создать Аллею народных артистов КемГУ. Сейчас собираем воспоминания выпускников. Неважно, кем они стали: известными артистами, учителями или даже заняли высокие посты в министерствах. Всё равно они вспоминают студенческие творческие годы, как самое лучшее в своей жизни. Это здорово», – прокомментировал директор концертного зала КемГУ Игорь Мизгирёв.

Для тех, кто спит и видит, чтобы побыстрее научиться или узнать что-то новое, тоже созданы отличные условия. Например, совсем недавно КемГУ запустил собственную Академию беспилотной авиации и робототехники. Из её курсантов делают настоящих профи по обращению с дронами.



По словам студентов, вуз в последнее время сильно изменился и внешне. Это касается в том числе нового современного лого, аудиторий, фойе первого корпуса. Кстати, есть мнение, что те, кто не был в универе 10 лет, попав внутрь сейчас, могут просто не узнать его.

«Нам нужна и интересна позиция людей, которые окончили КемГУ. При этом мы «за» критику, если она конструктивна. С теми, кто критикует и одновременно предлагает новые идеи и подходы, интересно работать. Именно в таком взаимодействии рождаются интересные проекты. Один из них – серия интервью с учёными КемГУ. Исследователи открыто рассуждают о развитии опорного вуза, плюсах и минусах «скрещивания», как говорят журналисты, кефира и лингвистики. Чтобы расти и развиваться, нам нужна обратная связь», – добавила руководитель отдела информации и связей с общественностью вуза Вероника Дзвоник.
Преподаватели: чего не хватало классическому «доопорному» университету
С того момента, как Кемеровский государственный университет получил статус опорного, жизнь преподавателей также изменилась. Учёные восприняли нововведения по-разному, однако большинство считает, что вузу стоять на месте, не двигаясь, в современных условиях просто запрещено. По мнению кандидата исторических наук, доцента, руководителя проектного офиса по трансформации КемГУ в Университетский центр инновационного и социального развития региона Константина Юматова, опорным в Кузбассе изначально мог стать только КемГУ.
«Было такое пагубное заблуждение, что опорным вузом в индустриальном регионе может быть только вуз, который занимается исключительно промышленными темами. С моей точки зрения, для развития экономики региона нужно, в первую очередь, менять не экономическую инфраструктуру, а сознание людей, ментальность и, в этом ключе, систему образования. То, что вуз с таким широким профилем, как КемГУ, стал опорным, это абсолютно логично», – сказал Константин Юматов.
Исследователь отметил, что в социальных сетях и СМИ отдельные пользователи озвучивают стереотип о «скрещивании кефира и лингвистики» (объединении КемГУ и КемТИППа). Данная модель, по мнению руководства КемГУ, является единственно верной на сегодняшний день.
«Сегодня невозможно работать, например, в общественном питании и не учитывать интересы и пожелания клиентов. Последнее, условно, можно уже отнести к вопросам маркетинга. В этом смысле важно, чтобы, прежде всего, поменялось представление преподавателей. Студенты же, придя в универ, будут воспринимать эти правила игры», – добавил Константин Юматов.

Константин Юматов
Кандидат филологичеких наук, доцент кафедры стилистики и риторики опорного вуза Кузбасса Станислав Оленёв считает, что происходящие в КемГУ обновления позволяют преподавателям использовать научные знания на практике. Причём есть неплохой выбор: хочешь – в России, а хочешь – за границей. Это следствие международного сотрудничества с иностранными образовательными учреждениями.

«Мне нравится, что университет обновляется и меняется. Главное, появляются возможности прикладного использования научных знаний. Это то, чего отчасти не хватало классическому университету. Наша кафедра стилистики и риторики, преподающая во всех институтах речеведческие дисциплины, получает возможности, например, разработки онлайн-курсов по русскому языку, проведения специальных отдельно оплачиваемых тренинговых занятий для заинтересованных лиц извне», – пояснил Станислав Оленёв.
В целом, по словам преподавателя, вся современная наука междисциплинарна. Объединение гуманитарных и точных наук, например, можно назвать мировым трендом. На выходе общество получает новые полезные для себя знания. В свою очередь, объединение КемГУ и КемТИППа как двух научных центров соответствует этим реалиям.

«Конечно, адаптация никогда не бывает лёгкой. Если ты живёшь по давно разработанному алгоритму жизни, и тут изве приходят какие-то изменения, и говорят, что нужно делать вот это, то немного меняется способ работы, научной деятельности. Это не всегда легко. Адаптация сложна. Однако норма для современного общества – жизнь в режиме новых вызовов. Мир постоянно развивается, меняется, и мы должны соответствовать ему», – считает Станислав Оленёв.

Что даст супервуз Кузбассу
До объединения КемГУ и КемТИППа в Кемеровской области каждый вуз просто выполнял свои задачи – готовил выпускников, имеющих определённый багаж знаний, характерный для той или иной специальности. С «приходом» опорного университета кузбасское высшее образование вышло на новый уровень. В регионе появился супервуз с совершенно новыми целями и задачами.

«У нас блестящий результат по созданию опорного вуза. Работала вся команда. Мы получили положительный результат, особый статус университета, и перестали быть образовательной провинцией. Считаю, что в современных условиях успешным может быть только многопрофильный вуз – чем больше и разнообразнее направления, тем привлекательнее образовательная организация», – сказал ректор Кемеровского государственного университета Александр Просеков.

По его словам, опорный вуз стремиться подготовить таких выпускников, которые будут полезны региону. И речь идёт не только о настоящем. В университете уже анализируют, какие специалисты будут нужны Кузбассу через те же 10 или 15 лет.
«70% населения Кузбасса проживает в моногородах. В основном, работают в одной отрасли. Поэтому области нужен малый и средний бизнес. Одна из основных задач супервуза – подготовка выпускника, имеющего не только определённый набор навыков. Он должен быть в какой-то степени бизнесменом, который сможет организовать малый и средний бизнес – альтернативу крупному бизнесу. Выпускник должен не обслуживать текущую занятость, а самостоятельно создавать рабочие места», – считает Александр Просеков.
Перед КемГУ стоит ещё одна задача: стать брендовым университетом, который «удержит» кузбасских абитуриентов, а также привлечёт выпускников школ из других регионов России. Что это даст Кузбассу? Прежде всего, уменьшится отток молодёжи из региона. У абитуриентов уже сейчас возникает вопрос: «Зачем уезжать, если можно получить качественное высшее образование недалеко от дома и оставаться рядом с близкими?».

«В стране наблюдается сжатие рынка высшего образования. Приём студентов в вузы Кузбасса сократился на 26%. Молодые люди стремятся попасть в брендовые университеты, жить в большом городе. Хороший университет находится там, где хороший город. По нашим прогнозам, через опорный вуз в ближайшие годы пройдёт 12% населения в возрасте от 18 до 22 лет. КемГУ должен стать центром эффективной социализации», – отметил ректор.
В любом случае, создание опорного вуза в Кузбассе – это закономерное событие, которое соответствует не только российским, но и мировым трендам. Не стоит и забывать, что инициатором укрупнения высших образовательных учреждений по всей стране выступило Министерство образования и науки РФ. При этом в Кузбассе инициатором выбора стратегии укрупнения стали сами вузы, несмотря на то, что во второй волне конкурса опорных университетов это было необязательным условием.

В свою очередь, ведомство поддерживает вузы с особым статусом – дополнительным финансированием, одобрением развития тех направлений исследований, которые нужны регионам. Самым, пожалуй, большим плюсом опорного КемГУ для абитуриентов и их родителей является то, что Минобрнауки в вузах с особым статусом пытается не только переломить ситуацию снижения числа бюджетных мест, но и увеличить их количество по тем направлениям, которые нужны региональной экономике.
Справка:
Общее число обучающихся в КемГУ – 22 803 человек
В университете подготовка осуществляется по следующим уровням образования: среднее профессиональное образование, уровни высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшего образования.
среднее профессиональное образование – 15 специальностей;

по программам бакалавриата – 47 направлений подготовки;

специалитет – 6 специальностей;

по программам магистратуры – 32 направления подготовки;

по программам подготовки научно-педагогических кадров – программы аспирантуры – 19 направлений подготовки.
Текст: Тимофей Шикер.
Фото: Никита Анульев.
[email protected]
© 2018