«Кузнечики» со скакалкой…

В Кемеровском цирке новый сезон открылся выступлением программы «Европа». Однако наступившая осень стала знаковой не только этим событием. Цирк в областном центре принял зрителей впервые после почти 4-месячного перерыва.

В Кемеровском цирке новый сезон открылся выступлением программы «Европа». Однако наступившая осень стала знаковой не только этим событием. Цирк в областном центре принял зрителей впервые после почти 4-месячного перерыва.

'«Кузнечики»За это время в почти сорокалетнем здании был проведен большой перечень мероприятий, главная цель которых – приведение цирка в соответствие с современными противопожарными требованиями. По словам директора кемеровского цирка Ирины Николаевой, на сегодняшний день эта работа практически закончена и получено разрешение от контролирующих органов о начале эксплуатации.

'«Кузнечики»Уникальные бобры

Зрители, впервые посетившие цирк после ремонта, разумеется, заметили значительные изменения в его интерьере. Это коснулось и того, что относится к противопожарной безопасности, и, собственно, к самому цирковому искусству. К последнему в полной мере можно отнести новый ковер: теперь он светло-серого цвета, а не привычного красного, который много лет покрывал манеж. «Такой цвет сейчас наиболее распространен в цирках, — говорит Ирина Николаева. – Дело в том, что именно серый позволяет добиться наибольшего эффекта с точки зрения создания световых шоу, а также позволяет сделать костюмы артистов более яркими и эффектными».
Внешняя сторона выступления цирковых артистов, яркие костюмы, не менее яркий свет, громкая музыка – все это очень важно. Но не менее важно и мастерство людей, выходящих в манеж. В конце концов именно это манит и детей, и взрослых в цирк.
В этом смысле программа «Европа», которая в таком составе приехала в Кузбасс впервые, представляет зрителям достаточно возможностей, чтобы увидеть действительно интересные, яркие и запоминающиеся номера.
«Формально руководителем программы в Росцирке назначили меня, — рассказывает дрессировщик Владимир Добряков. – Но на самом деле это не совсем так. Наша программа собрана из различных номеров, в каждом из которых есть свои руководители. То есть артисты собраны из разных программ. Но, на мой взгляд, это даже интереснее».
И действительно, смена номеров происходит моментально. И вот вместо воздушных гимнастов на манеж выбегают дрессированные собаки. Кстати, в «Европе» есть несколько абсолютно уникальных номеров. Например, ни в одном другом цирке зрители не смогут увидеть дрессированных… бобров.
Дело в том, что эти животные практически не поддаются дрессировке. Попытки дрессуры таких грызунов предпринимались в небольших частных зверинцах, однако добиться от них чего-то вразумительного чаще всего не удавалось. В «Европе» же бобры работают, не только слушаясь дрессировщика, но и при этом вполне успешно веселят ребятишек, поскольку выступают вместе с клоуном.

'«Кузнечики»Нырок под живот лошади

Кстати, номер Владимира Добрякова тоже во многом уникален. Дрессировщику удалось объединить на манеже животных, которые в естественной среде являются заклятыми врагами. Это кабаны, рысь и медведи. И потому тем более интересно посмотреть, как эти животные дружно работают в цирковом манеже.
Говоря о редких номерах, не стоит забывать, что даже привычные для цирка лошади тоже могут работать по-разному. Точнее, цирковые наездников. В номере Виолетты Серж артисты показывают такие трюки, что у зрителей просто дух захватывает. Например, на скачущую по манежу лошадь вскакивает наездник, вставая ногами в седло. Все это делается без помощи рук. И вот в таком крайне неустойчивом положении артист проезжает круг или два, а затем так же легко спрыгивает на ковер. Несмотря на кажущуюся легкость исполнения, нетрудно понять, насколько номер опасен.
Или трюк, во время которого артист «ныряет» под живот лошади или лежит спиной на седле, удерживаясь только за счет балансирования своего тела. Все это, разумеется, без какой-либо страховки и поддержки руками.
Для того чтобы понять, насколько эффектны подобные трюки, – надо увидеть их собственными глазами. Скажу лишь одно: глаза от страха закрывали не только дети.
К разряду эффектных номеров в полной мере стоит отнести и шоу, которое представил на суд кемеровских зрителей Борис Ким. Один только номер на ходулях (их еще называют «кузнечики». — Прим. автора) чего стоит. На манеже работают восемь артистов, которые с помощью пружинистых «кузнечиков» подпрыгивают на несколько метров в воздух, крутят сальто вперед и назад, работают с огромной скакалкой, пролетают над головами своих партнеров по номеру и много чего еще. Остается только удивляться филигранности работы артистов, которым огромного циркового манежа вовсе не много – например, сама конструкция человек плюс «кузнечик» занимает в высоту более двух метров.
«Сейчас мы работаем над тем, чтобы выстроить определенный сюжет, — рассказал корреспонденту «МК в Кузбассе» Борис Ким. – Именно сюжет должен связать все трюки, которые мы показываем в номере».

'«Кузнечики»Про артистов и прокатчиков

Стоит отметить, что «Европа» — одна из тех программ, что можно считать в полной мере государственными. То есть ее показывает не прокатчик, а сам цирк. Считается, что частный прокатчик, вкладывающий деньги в раскрутку программы, делает ее более яркой и интересной. Кроме того, есть мнение, что именно прокатчики могут пригласить к себе известных цирковых артистов с их номерами. Однако это далеко не всегда так.
«У меня был опыт работы с прокатчиками, — рассказывает Владимир Добряков. – В том числе опыт негативный, когда они меня на самом деле «прокатывали». То есть приходилось работать бесплатно. Но это, разумеется, выяснялось позднее. Так что сказать, что с прокатчиками работать однозначно лучше, – я не могу».
При этом для артистов работа с прокатчиками, как бы там ни было – это еще и шанс заработать, поскольку заявленные гонорары в «частных» программах (которые тем не менее входят в состав Росцирка и просто временно отданы в пользование конкретному прокатчику. – Прим. автора) выше, чем в государственных. Если, конечно, они будут выплачены.
«В принципе я сам рассматривал возможность «катать» какую-нибудь программу, — продолжает Владимир Добряков. – Но это очень трудно сделать. И в первую очередь потому, что нужно достаточно много денег. Только на то, чтобы получить право взять программу в Росцирке, надо заплатить в качестве аванса 500 тысяч рублей. Плюс провести хорошую рекламную кампанию. Еще минимум миллиона полтора. Короче, 2-3 миллиона нужно. А где их взять…»
Кроме того, по словам Добрякова, чтобы программу послали не в Кострому или Иваново, где собрать кассу практически нереально, тоже стоит отдельных усилий. И не только.
'«Кузнечики»«Вот и получается, что часто проще сидеть на государственной зарплате, — подытоживает Владимир Добряков. – Хотя ситуация, возможно, и поменяется. Но главное не то, где ты работаешь – в госпрограмме или с прокатчиком, а как – это гораздо важнее. Могу сказать уверенно, что артисты программы «Европа» стараются сделать так, чтобы зритель остался доволен увиденным представлением».
'«Кузнечики»

Комментарии

Nerotanus
2013-08-11 04:13:18
А ремонт зрительного зала- кто делать будет? Противно в таких условиях находиться!

Рекомендуем