Медведь-гигант и «колесо смерти»

Яша весит 580 килограммов. Это самый крупный медведь в российском цирке. При росте почти 2,5 метра он выглядит немного неуклюжим, но – четко выполняет команды дрессировщицы Надежды Такшантовой на арене кемеровского цирка.

'Медведь-гигантЯша весит 580 килограммов. Это самый крупный медведь в российском цирке. При росте почти 2,5 метра он выглядит немного неуклюжим, но – четко выполняет команды дрессировщицы Надежды Такшантовой на арене кемеровского цирка.

«Яше 21 года, — рассказывает Надежда Такшантова. – В принципе, это возраст расцвета для медведя, ведь эти животные в среднем живут лет сорок». Но огромный медведь — не единственная изюминка известной российской цирковой программы жокеев-наездников, которую вот уже много лет возглавляет Наталья Серж, ставшая продолжательницей известной цирковой династии, ведущей начало еще с 19 века. Наталья Серж и Надежда Такшантова рассказали читателям «МК в Кузбассе» о том, почему оборудование для смертельно опасного номера было заказано именно в Кемерове и почему одного из медведей в программе назвали Тугриком.

Сложный заказ выполнили в Кемерове

— Наталья, чем, с точки зрения профессионалов, примечательна ваша программа?

Жокеи-наездники, а по сути, акробаты на лошадях – это вообще уникальный проект. По крайней мере, в российском цирке второго такого нет. Сам номер ставился много лет, а для того чтобы в нем работать, артисты цирка начинают тренироваться задолго. Вообще, с раннего детства. Просто взрослому человеку, даже имеющему хорошую физическую подготовку, научиться делать то, что делают наши жокеи практически невозможно. Слишком сложные трюки.

'Медведь-гигантЕсли же говорить в целом о программе, то у нас кроме жокеев-наездников, есть еще один уникальный номер, который отваживаются делать единицы артистов цирка. Его называют по-разному, но одно из названий, которое в полной мере отражает суть и реальную опасность номера, – это «Колесо смерти». Описывать его отдельно особого смысла нет. Приходите в цирк и увидите своими глазами.

Говоря об этом номере, стоит отметить, что мы по всей стране долго не могли найти предприятие, которое взялось сделать оборудование для «Колеса смерти». Никто не брался за наш заказ. Дело в том, что колеса делаются под конкретных артистов, под их рост. Все очень точно рассчитывается, а исполнение оборудования должно быть безупречным. И вот, наконец, мы смогли найти предприятие, которое взялось и вполне успешно изготовило все оборудование. Причем заказ наш был реализован… в Кемерове.

Тугрик и Фома

— Надежда, ваши медведи работают на арене без каких-то ограждений. Насколько это опасно и бывали ли случаи, чтобы животные выходили из-под контроля?

— За много лет такого, к счастью, ни разу не было. Мишки меня слушаются. Тут ведь очень важно, как ты с животными работаешь. Не секрет, что многие дрессировщики, скажем так, жестко работают, применяют физическую силу. Заставляют животных, чтобы они исполняли какие-то конкретные трюки. Я предпочитаю все-таки лаской, хорошим отношением. И мне кажется, что животные это чувствуют, а потому каких-то особо экстраординарных ситуаций на арене не случалось.

Это — с одной стороны. С другой – конечно, я провожу определенный отбор животных, с кем планирую работать. Среди критериев, влияющих на мой выбор, – характер конкретного медведя. От многих, например, приходилось отказываться. И все потому, что слишком агрессивными были. Кстати, характер проявляется у медведя сразу – еще когда он маленький медвежонок.

'Медведь-гигантТот же Яша, например. При всех его впечатляющих размерах он очень спокойный, флегматичный даже. И работать с ним приятно. Но зверь – это всегда зверь. Об этом не стоит забывать: ни мне, ни зрителям. Почему я об этом говорю? Вот только один пример. Часть моей программы начинается с того, что на пустую арену выбегает медведь, взбирается на бортик и бежит по кругу. Представляете, медведь наедине со зрительным залом. При этом арена абсолютно пуста, и у зрителя создается впечатление, что за животным никто не следит. На самом деле, конечно, это не так. И я «подглядываю» из-за занавеса, и в зале стоит ассистент, который в случае какой-то нештатной ситуации готов тут же вмешаться. Но ощущение, что медведь остался один на один со зрителями, дает залу определенный выброс адреналина.

И вот в такой ситуации случаются совершенно, казалось бы, невозможные с точки зрения здравого смысла вещи. Например, какая-нибудь мамаша выталкивает своего ребеночка навстречу огромному хищному животному со словами: «Иди, погладь мишку». Тут же, разумеется, приходится вмешиваться, чтобы не дай Бог ничего не произошло. При этом остается только удивляться безответственности таких мамаш.

— Вы набираете своих животных на стороне или это продукт «внутренней селекции»?

Считается, что медведи в условиях цирка не размножаются. Потому в основном приходится животных покупать. Однако у меня было два случая, причем от одной пары медведей, когда самка беременела и успешно рожала. Второй раз даже двух медвежат сразу.
Первая история с родами случилась в Монголии, во время гастролей. Дело в том, что у нас собственного ветеринара нет – подобные специалисты должны быть в цирках, где мы выступаем. А тут как назло роды начались у медведицы. Кое-как, но все обошлось благополучно. А медвежонка, который родился в Монголии, назвала Тугрик – если кто не знает, так называются монгольские деньги.

А поскольку рождение медвежонка в цирке – штука чрезвычайно редкая, то и знаний у меня особых о том, как те же медвежата растут, не было. А малыш родился слепым, как котенок — с закрытыми глазками. Ну, думаю, недели две пройдет, он глаза и откроет. Положенный, как я думала, срок прошел, но никаких подвижек нет. Я так тогда расстроилась. Думала: надо же, медведь родился и – слепой. Потом только мне объяснили специалисты, что медвежата открывают глаза через 1,5 месяца после рождения.
А вторые медвежьи роды принесли сразу пару малышей. С одним из них – Фомой – я потом долго работала разные номера.

Мечта сбывается…

— Наталья, а почему ваша программа, где одним из ключевых номеров является выступление жокеев-наездников, называется «Кремлевская ёлка»?

'Медведь-гигантТут все просто. Сейчас начинаются новогодние утренники, и мы вносим традиционно определенные изменения в программу с учетом реалий декабря. Первая часть представления – это новогодняя сказка. Это во-первых. Потому и «ёлка». А во-вторых, нашу программу мы действительно показывали в Кремлевском дворце, так что название «кремлевская» в этой ситуации вполне обоснованно. Кроме того, наверное, каждый из нас — тех, кто постарше, — когда-то мечтал о том, чтобы попасть на настоящую кремлевскую елку. Так что теперь любой кемеровчанин, в частности и житель Кузбасса в целом, может реализовать свою мечту.

Приятно, что уже во время нашего премьерного выступления в Кемерове зал был полон. Зрители очень хорошо реагировали на наши выступления. Ну и учитывая, что наша программа пришлась под Новый год, здорово, что дети особенно тепло принимают и сказку, и наших клоунов. Уверена, что больше двух часов циркового представления для зрителей пролетели быстро.

Комментарии

Рекомендуем