Дух Хозяина Томи
в экомузее «Тюльберский городок»
На этот раз экспедиция «Мистического Кузбасса» проверяла легенду о некоем призраке, периодически появляющемся в одном и том же месте – экомузее-заповеднике под открытым небом «Тюльберский городок». Здесь когда-то проводились ритуалы (в том числе и кровавые) в честь тюркских духов. И, по утверждениям очевидцев, они не прошли бесследно – нечто призрачное до сих пор не может обрести покой.

Состав экспедиции уже привычный: встречи с неизведанным вместе с корреспондентом Сибдепо искали вице-мисс Сибдепо Дарья Кучерявая, а также Александр Баранов – руководитель отдела маркетинга Тойота Центр Кемерово, партнёр рубрики «Мистический Кузбасс»
Легенда
Сердце экомузея «Тюльберский городок» – средневековое ритуальное городище, реальное место, где тюльберы (они же – тюльбердинские татары) приносили жертвы, лили кровь, сжигали умерших и призывали духов. Кочевники здесь не жили, но регулярно приезжали, чтобы провести ритуалы. Студенты КемГУ разных лет рассказывали о непонятном явлении, которое им доводилось видеть здесь по ночам.

«Мы с подругой пришли сюда ночью, на спор. Луна была почти полная, было довольно светло. Постояли над обрывом, посмотрели на воду и хотели уходить. И вдруг недалеко от чума шамана увидели что-то белое, полупрозрачное. Как сгусток тумана, только никакого намёка на туман над рекой не было. Это «что-то» висело на одном месте и постоянно меняло форму, иногда становилось похожим на человека. Мы от страха ни бежать, ни кричать не могли. А потом оно просто исчезло», – делится пережитым в юности страхом Полина Глушкова, ныне известный в России музеевед и кандидат наук.
Сотрудники музея, как действующие, так и работавшие ранее, утверждают что тоже видели это «что-то», причём неоднократно. С лёгкой руки первого директора «Городка» Валерия Кимеева, сущность прозвали «Хозяином Томи». Не менее восьми человек, бывавших здесь в разные годы, рассказывают, что видели, как эта сущность левитирует над музеем.

«Все рассказывают одно и то же: над реконструированным жертвенником образуется некая субстанция, что-то вроде сгустка тумана. Это «облако» отдалённо похоже на старого человека. И оно медленно плывёт в сторону жилой части «городка» через лес. Всегда в одну сторону, невзирая на направление ветра», – передаёт суть всех рассказов о «Хозяине» директор музея Максим Голубев.

Сам он, впрочем, ни разу эту «субстанцию» никогда не видел.

Но по ночам здесь действительно жутко. Особенно, если знаешь, что жертвенник, чум шамана и все остальные постройки – почти настоящие. Другими словами, стоят на тех же местах, где располагались тысячу лет назад. Место, где на протяжении десятилетий взывали к духам – это вам не шутки. Кто знает, сколько мёртвых тюльберских тел здесь ритуально сожгли? И какие жертвы, кроме баранов, тут приносились?

Археология ведь тоже не всесильна, может быть, мы чего-то не знаем об этих тюльберах? А баранов, кстати, и сейчас иногда режут – во время национальных тюльберских праздников. То есть, кровь продолжает литься… Тот же Максим Голубев, ставший директором «Городка» совсем недавно, хоть и не видел «Хозяина», но уже успел испытать сильные мистические ощущения.
«В сентябре мы с сотрудницей сжигали осенний мусор на поляне между башней и лесом. Пока собрали весь сухостой с городища и подожгли, стало уже темно. Слышим – по лесу кто-то бежит в нашу сторону. Не идёт, а именно ломится, аж ветки трещат. Я направил в сторону шума фонарь и шаги стали удаляться. И так несколько раз: отвернёмся – оно бежит в нашу сторону, посветим фонарём – убегает обратно. Нам стало очень жутко. Залили костёр и поскорее уехали», рассказывает руководитель «Тюльберского городка».
Дорога
От Кемерова до деревни Старочервово вы доберётесь на машине по вполне приличной трассе. Даже если не торопиться, дорога займёт минут 40, не больше. А вот дальше начинаются 10 километров грунтовой дороги, проложенной через лес и поля. Их преодоление отнимет от получаса до бесконечности, в зависимости от состояния дороги и проходимости автомобиля.

Летом вдоль дороги выставляют указатели для посетителей экомузея. В зависимости от времени года, эту дорогу можно охарактеризовать, как «непростую» в сухую погоду, «отвратительную» в дождливые дни и «практически непроходимую» с ноября по март. Мы отправились туда в середине сентября, а значит, нужна была не просто машина, а вездеход. У партнёров из "Тойота Центр Кемерово" такая, понятное дело, нашлась.

Могучий пикап Hilux – машина охотников, рыболовов и первопроходцев. Этот автомобиль на бездорожье чувствует себя даже лучше, чем на нормальной трассе, так что опасность застрять нам в любом случае не грозила.
Несмотря на то, что размерами Hilux практически не уступает Prado, на котором мы ездили искать призраков в Верхотомку, в его салоне уже не так просторно. Львиную долю пространства создатели отвели для грузовой платформы. Нам-то она была без надобности – охотиться или рыбачить мы не собирались. А вот охотники или промысловики наверняка бы оценил: просторный кузов готов вместить практически любой трофей либо многодневный улов. А усиленная конструкция кузова гарантирует, что всё добытое будет доставлено в сохранности.
Александр заверил, что машина способна преодолеть горный перевал, даже если в кузове разместить внушительного кабана – подвеска и жёсткая рамная конструкция дают ей массу возможностей. Ну, а дорожный просвет можно оценить и без помощи специалиста.

Впрочем, интерьер салона Hilux вовсе не «суровый сибирский». Мультиинформационный дисплей, система навигации, современная мультимедийная система Toyota touch 2, прекрасная звукоизоляция – в «Тойоте» явно не согласны с убеждением, что в дальних путешествиях обязательно нужно терпеть и превозмогать. Да и салон кажется тесноватым разве что по сравнению с Prado – съёмочная группа из пяти человек (плюс аппаратура) никаких особенных неудобств не испытывала. За исключением, разве что, отсутствия сильных впечатлений – с достопримечательностями в Кемеровском районе напряжёнка.
Достопримечательности
Дорогу Кемерово-Старочервово большинство наших читателей прекрасно знают. «Кольцо» в Журавлях, Елыкаево и повороты на небольшие деревни. Эта трасса может привести к местам, где приятно отдыхать с палаткой, насобирать ягод или грибов. По ней везут детей в летние лагеря отдыха и обратно. Но настоящих достопримечательностей здесь нет. Единственное место, где мы советуем побывать – замечательная смотровая площадка над Томью.

На 40-м километре, перед железной звездой-указателем, поверните направо. Когда кончится асфальтовая дорога, пройдите около 200 метров пешком, и вам откроется великолепная панорама. Вид просто потрясающий, особенно летом или ранней осенью в солнечную погоду. Но надолго здесь, как правило, не задерживаются – несколько минут любуются видом, фотографируются и едут дальше. А те, кто всё же задерживаются, оставляют после себя бутылки и пивные банки, здорово портящие впечатление.
Left
Right
В деревне Старочервово искателям впечатлений делать решительно нечего. Здесь есть пара домов, чей возраст перевалил за сотню лет, а один из них даже срублен из толстенной лиственницы. Но в них и сегодня живут люди, так что осматривать памятники местечковой архитектуры вам никто не даст. Обязательные атрибуты российской деревни – храм и «святой» источник – прилагаются, но вряд ли кого-то всерьёз заинтересуют.

Главная же достопримечательность в округе – сам экомузей под открытым небом «Тюльберский городок». Экомузей – это четыре деревянных башни, «Казачья караульная изба» и ритуальное городище давно исчезнувшего народа тюльберов. В избе, а также в одной из башен выставлены этнографические и археологические экспозиции. На башни можно забраться, с них открывается неплохой вид на поля (а с башни Александра Невского – на реку), но по сравнению со смотровой площадкой, описанной выше – не особенно впечатляет. Самое интересное место здесь – ритуальное городище.

Оборонительный редан с валом и рвом, чум шамана, ритуальные плавильные печи, культовый жертвенник – всё это выглядит живописно и таинственно. Городище – самое настоящее, его не придумали на пустом месте. В конце 90-х здесь проводились раскопки под руководством этнографа Валерия Кимеева и археолога Юрия Ширина. Они нашли обрядово-ритуальное поселение с неплохим набором артефактов и установили, что оно сгорело ещё в средневековье. Раскопки велись рядом с территорией старой, полузаброшенной турбазы, которая позже превратилась в научную базу КемГУ.
Не станем обманывать: экскурсия по «Городку» не будет долгой – не больше 40 минут даже в сопровождении экскурсовода. Сейчас музей переживает не лучшие времена: за последние несколько лет он потерял большую часть территории, жилых и хозяйственных построек. Теперь здесь уже нет возможности остановиться на ночь. Впрочем, эта грустная история – тема для отдельной статьи.
Полночь на городище
На этот раз мы точно знали, где и что нужно караулить. Территория городища – поляна размером с баскетбольную площадку и жертвенник прекрасно виден с любого её конца. Оставалось лишь караулить.
Как, собственно, и ожидалось. В конкурсе самых невезучих охотников за призраками мы могли бы претендовать, как минимум, на пьедестал. Но, надо отметить, ночью на ритуальном городище страшновато даже без явления «Хозяина Томи». Сама атмосфера располагает: темнота, тревожный шум ветра в ветвях, отсутствие людей поблизости и особенно баранья шкура над жертвенником. Плюс осознание того, что мы находимся в месте, где приносились жертвы, и знание всех современных легенд. В общем, если пожелаете повторить, то будет, как минимум, не скучно. Только не забудьте спросить разрешения у руководства музея.
Просим вас обратить особое внимание на Дашу. Точнее, на её наряд. Вот до чего доводят попытки угодить недовольным читателям. Тот самый случай, когда классика «не зашла». Точнее, с самим нарядом всё в порядке. Но вот прибыв на природу, нам пришлось внести коррективы в её наряд: в такой обуви по лесу не походишь, а сентябрьские ночи в наших краях довольно холодные. Что получилось, вы видите сами. Но Даша старалась, цените!
Итоги
Мистическая версия
К местам, где совершались ритуальные убийства (далеко не факт, что только животных), нельзя относиться легкомысленно. И тот факт, что от активности духа/духов никто не пострадал (в отличие от студентов КемГУ в Усть-Анзасе), ничего не опровергает. Просто здесь кемеровские историки отнеслись к ритуальному месту с должным почтением. Не просто раскопали, но восстановили, значит чтят память. И даже жертвы, пусть и изредка, приносили. В конце 90-х – начале 2000-х телеутский «князь» Владимир Челухоев несколько раз лично убивал баранов над реконструированным жертвенником во время театрализованных праздников. Основательно истрёпанная шкура одного из них там сейчас и висит.

Не будем забывать, что «Хозяина» видели разные люди с интервалами в год и больше. А описывали совершенно одинаково. Нет, места силы (а в других такие городища и не строили) никогда не умирают. Возможно, экспедиции «Мистического Кузбасса» следовало проявить настойчивость и подежурить на протяжении нескольких ночей.
Реалистичная версия
Определяющим, на наш взгляд, является тот факт, что среди людей, «видевших» этого «духа», преобладали студенты. А о том, как практиканты-историки коротают летние вечера во время археологических экспедиций, наслышаны многие. Огненная вода в тандеме со страшными историями профессора Кимеева позволят не только увидеть духа, но и в отдельных случаях вести с ним конструктивный диалог. Что они могли увидеть? Да сгусток тумана: к городку прилегает сырой, прохладный и глубокий овраг с поэтичным народным названием Дунькина щель.

Видели в разные годы? Мы вас умоляем – снежного человека «встречают» уже больше 200 лет по всей планете. Легенде достаточно однажды прозвучать, и очевидцы потянутся вереницей. При этом мы не называем таких очевидцев лгунами – зачастую воображение подгоняет реальность под легенду, и люди действительно верят в то, что видели нечто потустороннее.

Что касается таинственного «чудища», бегавшего по кустам и пугавшего молодого директора «Городка», тут мы грешим на лося или медведя. Редко-редко, но их видели в этих местах, в том числе и возле музея. В общем, легенда о «Хозяине Томи» такая же хлипкая и обветшалая, как и сам музей вместе с научной базой КемГУ. Если бы музейно-развлекательный потенциал этого, безусловно прекрасного места, был реализован, то и сказку можно было бы довести до ума. Но чего не случилось, того не случилось. Возможно, мы вообще последние, кто вспомнил эту байку – о том, как древний дух охраняет забытое городище давно исчезнувшего народа.
If a building becomes architecture, then it is art
Текст: Аркадий Кимеев
Фото: Никита Анульев/Сибдепо
Видео: Александр Чаринцев
Монтаж: Анастасия Прокудина
Партнёр рубрики: "Тойота Центр Кемерово".
© 2018