×

Мошенники маскируются под банки: что делать, чтобы остаться при деньгах

Кузбасс  накрыла очередная волна мошенничества. За последние две недели десятки людей получили звонки и сообщения от якобы банков, с просьбой подтвердить переводы средств со своих счетов. А после общения с «банковскими сотрудниками» внезапно обнаружили, что деньги с их карт действительно списаны. Разбираем загадочное явление и его природу.

Какие приходят сообщения

Типичный случай попытки обмана недавно описал один из участников группы «В ритме Кемерово» соцсети «ВКонтакте».

В комментариях к этому же посту тут же отписались другие кемеровчане, которые тоже чуть было не стали жертвами мошенников. Выяснилось, что преступники рассылают абонентам фактически идентичный текст с разных номеров, начинающихся на 8-800- .При этом «география» преступлений оказалась широкой и захватывает не только Кемеровскую область. На некоторые номера уже есть отзывы в интернете с описаниями попыток обмана от жителей других регионов страны.

Как общаются мошенники

Корреспондент Сибдепо прозвонил по всем указанным в разных сообщениях от кузбассовцев номерам, чтобы пообщаться с мошенниками под видом их потенциального клиента. Не получилось. Номера 8-800-505-72-78, 8-800-511-29-25, 8-800-511-20-27, 8-800-511-97-41 оказались отключены. Ещё один указанный в сообщениях о мошенничествах номер, 8-800-511-28-25, пока ещё работает, но после прослушивания весёлой мелодии автоответчик сообщает, что «в данный момент сотрудник занят, и ответить не может», сколько бы мы ни дозванивались.

Однако родственник одной из пострадавших рассказал Сибдепо, как именно мошенникам удалось обмануть его пенсионерку-маму, владелицу карты «Халва» от «Совкомбанка».

«Ей позвонили, представились сотрудниками банка. Сказали, что ей необходимо проверить корректную работу карты и сменить пин-код в целях безопасности. При получении смс она продиктовала сотруднику банка код, который ей прислали в сообщениях, у неё списали денежные средства и деньги ушли безвозвратно», — рассказал кемеровчанин.

Теперь бедная женщина не знает, что ей делать с внезапно образовавшимся долгом в 50 000 рублей и у кого просить помощи. А началось всё тоже с «невинной» смс о 12 000.

Что говорит полиция

По данным областного управления МВД, первые заявления от пострадавших от рук мошенников кузбассовцев начали поступать в полицию в прошлую пятницу – всего за один день поступило целых шесть заявлений. Как сообщили Сибдепо в пресс-службе ведомства, не прошло и недели, а количество пострадавших уже возросло до 20 человек, сумма ущерба – до 700 000 рублей.

Неизвестно, все ли кузбассовцы, у которых сняли деньги, заявили в полицию, но во всех 20 эпизодах мошенничеств преступники действуют по одной и той же схеме: от лица сотрудников банка и во имя сохранения безопасности выманивают у людей секретные данные о картах и списывают средства.

Инструкция от банков

Как и во многих других случаях, преступники делают ставку на недостаток информации у своих жертв и на то, что люди будут застигнуты врасплох. В данном случае – на то, что владелец карты испугается блокировки . При этом с осени этого года банки действительно имеют право блокировать карту, если вдруг заметили подозрительную активность при движении средств. Вот как это происходит.

«При подозрительной транзакции банк может приостановить действие карты. Если вдруг действие карты будет приостановлено, то владельцу необходимо будет перезвонить на горячую линию банка. Специалисты проверят, в чём причина и разблокируют карту, чтобы можно было продолжить операцию. Владельцев оповещают звонком, или смс с номера 900 или, при использовании онлайн-банка, в личном кабинете всплывает сообщение о приостановке операции», — рассказал сотрудник «Сбербанка».

Получается, мошенники при совершении преступлений максимально «маскируются» под действия сотрудников банков. Правда, вместо реальных номеров «горячих линий» дают свои, где с жертвами общаются уже специально обученные люди.

Мы позвонили на горячие линии «Сбербанка» и «Совкомбанка» (по эпизоду с картой «Халва»). И там и там сотрудники пожаловались на вал обращений по поводу мошенничеств.

«Это не банк списывает деньги с «Халвы», а мошенники, сейчас много обращений. Чаще всего они наугад набирают номер карты, пытаются совершить какие-то покупки, владельцу приходит код подтверждения, и, потом они как-то вычисляют номер телефона владельца, связываются с ним, узнают код подтверждения и списывают деньги», — рассказали в «Совкомбанке».

Сотрудница «Сбербанка» тоже пожаловалась на  большое количество жалоб от клиентов по поводу мошенничеств, и посоветовала помнить несколько простых правил.

  • Если поступает звонок или сообщение о списании денежных средств или приостановке действия карты, нужно записать номер, но не звонить по нему. Потом в интернете найти настоящий номер «горячей линии» банка или посмотреть его на своей карте, позвонить в банк и уточнить, принадлежит им тот номер или нет;
  • Если пришёл код подтверждения, звонит кто-либо и просит назвать этот код, его ни в коем случае нельзя сообщать, в том числе сотруднику банка.
  • Ни один сотрудник банка (любого), ни под каким предлогом не имеет права требовать от клиента назвать код подтверждения из смс, пин-код, срок действия карты и CRV-код (три цифры в белом поле на оборотной стороне). Если кто-то просит предоставить эти данные – это мошенничество.

Текст: Екатерина Бухтиярова.
Фото: pixabay.com, vk.com
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp