Надёжность в динамике: как энергетики из Кузбасса обошли «гигантов» в рейтинге Минэнерго

Минэнерго презентовало всероссийский рейтинг электросетевых компаний по уровню энергетической эффективности. В топ-3 престижного списка вошла «Кузбасская энергосетевая компания». Сибдепо разобрался, как энергетики из Кемеровской области обошли столичных «гигантов» и о чём могут рассказать итоги рейтинга потребителю.

В начале октября в Москве прошёл международный форум «Российская энергетическая неделя». Мероприятие весьма представительное — более 9,5 тысяч экспертов. Ключевой темой международного форума в этом году стала «Устойчивая энергетика для меняющегося мира». О значимости этого мероприятия не только для России говорит тот факт, что пленарную сессию форума открыл президент Российской Федерации Владимир Путин. Участники форума обсудили вопросы глобального энергорынка, новые разработки в области энергоэффективности и энергосбережения, достижения и проблемы отечественного топливно-энергетического комплекса. Именно в рамках деловой программы форума Минэнерго представил рейтинг электросетевых компаний по уровню энергетической эффективности.

О рейтинге

Энергетическая эффективность, которую оценивали в рейтинге, это не просто красивая фраза, которую произносят, чтобы показать отличную работу компании. За ней скрывается не только слаженная работа предприятий, специалистов и руководителей, но и, пожалуй, самое главное, – итоговое качество электроэнергии, которую получаем мы с вами – потребители.

Всего за топовые места в списке от Минэнерго боролись 184 российские компании. Для определения лидеров эксперты министерства оценивали действия компаний по снижению потерь в сетях, применение современных технологий и оптимизацию развития собственной инфраструктуры. В общем, как и положено, подход к составлению рейтинга был самым серьёзным, и анализировалась практически вся основная деятельность предприятия по многим функциональным составляющим с разработкой коэффициентов и их весовым значениям.

В итоговом интегральном рейтинге Минэнерго включило в топ-3 ООО «Кузбасская энергосетевая компания» («КЭнК»). Расположившись на третьей позиции, компания из Сибирского региона уверенно обошла энергетиков из Москвы, Санкт-Петербурга и других «центральных» субъектов страны. А это означает, что в Кузбассе, для кого-то такой далёкой и очень холодной, жители снабжаются электроэнергией ничуть не хуже, чем в столице страны, а даже лучше. Главный инженер «КЭнКа» Виктор Шигин рассказал Сибдепо, как энергетики ООО «КЭнК» вышли на такой высокий уровень.

Комплексный подход

Оценка энергоэффективности деятельности сетевых компаний производилась по 17 позициям. При этом одним из основных критериев, по которым в Минэнерго составили рейтинг, стало сокращение потерь при передаче электроэнергии. Оценивалась динамика снижения потерь и достигнутый результат. Для любой электросетевой компании максимальное уменьшение этого показателя и приведение его к нормативному значению означает, что электрическая сеть находится в хорошем техническом состоянии, режимы работы сети оптимальны, что, в свою очередь, приводит к надёжному качественному электроснабжению потребителей электрической энергии. По индексу снижения потерь «Кузбасская энергосетевая компания» уверенно заняла первое место. По фактически достигнутому уровню потерь компания также находится в лидирующей группе. Фактические потери электрической энергии в сетях «Кузбасской энергосетевой компании» за 2017 год составили 8,1% – это один из самых лучших показателей среди предприятий электросетевого комплекса.

«Часть электрической энергии, как и любого другого вида энергоресурсов, в процессе транспортировки теряется. Эти потери обусловлены двумя составляющими: физической и нефизической», – пояснил Виктор Шигин.

С первой составляющей отлично знакомы те, кто знает физику. «Протекая» по проводам, часть электроэнергии, например, уходит на обеспечение передаваемой мощности. Что касается второй, то она более непредсказуема и зависит исключительно от человеческого фактора – сюда относят целый «букет» действий, начиная от неправильного умышленного/неумышленного снятия показаний счётчиков и заканчивая «набросами» на провода – обычным воровством электроэнергии.

«Когда мы начинали свою работу, в 2000-х годах, общие потери в электрических сетях составляли почти 30%. Тогда доля именно нефизических потерь была высокой. В итоге, мы проводили в общем-то традиционные мероприятия – устанавливали счётчики, обеспечивали высокий процент снятия показаний, выявляли «набросы». Очень серьёзно подошли к мотивации контролёров – за каждый составленный акт они получали солидную премию», – рассказал собеседник издания.

Наряду с удачной кампанией против «умельцев-электроников» энергетики планомерно проводили техническое перевооружение сетей. Чтобы уменьшить потери в линиях – меняли столбы, провода. Большое внимание компания уделяет работе с трансформаторами – это не только замена на новые трансформаторы, но и ремонт старых. Так сложилось, что компании достался очень старый парк трансформаторов со сроком эксплуатации более 30 лет. Понятно, что потери электроэнергии в этих трансформаторах значительно превышают показатели, заложенные заводами-производителями. Быстро заменить все старые трансформаторы невозможно, поэтому было принято решение организовать современную ремонтную базу компании, которая и была создана на базе Прокопьевского филиала компании. Ну и, само собой, на предприятиях «КЭнКа» взяли за правило модернизировать оборудование, менять старое на новое, более энергоэффективное, производство которого освоили в компании. С этой задачей успешно справляется специально созданный для этих целей Кемеровский филиал компании.

Надёжность электроснабжения кузбассовцев

Высокое место в рейтинге, которое заняла «Кузбасская энергосетевая компания», – это не только повышение престижа компании и всего региона в энергетической отрасли страны. Главное здесь – это жители Кузбасса, которые эту электроэнергию получают.

«Рейтинг показывает, что качество обслуживания сетей находится на высоком уровне, а также характеризует состояние сетей. Ведь если сеть плохая, там будут большие потери. Когда же сеть хорошая, то потерь будет меньше. Это значит, что потребители получают бесперебойное электроснабжение, более качественную электроэнергию, которая соответствует стандартам», – отметил Виктор Шигин.

Проще говоря, в сетях практически сводятся на нет перерывы в электроснабжении, перепады напряжения. За это самая обычная домашняя техника, от чайника до компьютера, «скажет» владельцу спасибо, продолжив долго и верно служить ему.

По словам Виктора Шигина, рейтинг даёт возможность проанализировать свою работу, увидеть её эффективность. Более того, это вот всё можно сравнить с другими компаниями, чтобы в дальнейшем как-то, возможно, корректировать своё развитие, ставить для себя новые задачи.

«Отмечу, что в 2000-х все компании стартовали примерно с одинаковыми потерями. За этот период, получается, мы «убежали» вперёд быстрее всех. Ведь теперь у нас самая высокая по стране динамика в снижении потерь. Всего в Кузбассе насчитывается 37 территориальных сетевых организаций, и возможности для развития есть у всех. Мы пользуемся этим шансом и не стоим на месте. Рейтинг показывает, что мы движемся в правильном направлении», – добавил Виктор Шигин.

Получив высокое место в рейтинге Минэнерго, энергетики ООО «КЭнК» не собираются останавливаться на достигнутом. Им предстоит решить ещё ряд задач, повысить другие показатели своей работы. Однако основная цель остаётся той же – обеспечение потребителей надёжным электроснабжением. Это значит, судя по опыту работы компании, кузбассовцы, и, кстати, туристы, отдыхающие в Шерегеше, на популярном горнолыжном курорте региона, будут продолжать жить в уюте и комфорте, получая качественную электрическую энергию.

Текст: Тимофей Шикер.
Фото: pxhere.com, ООО "Кузбасская энергосетевая компания".

Комментарии

Рекомендуем