Новый год – новое ОСАГО

Вся автомобильная Россия замерла в ожидании того, чем же порадует или огорчит нас 2012 год в связи с изменениями в прохождении технического осмотра автомобилей. Несмотря на то, что основные нормативные документы уже приняты, до сих пор остается масса вопросов, на которые пока нет однозначных ответов.

Вся автомобильная Россия замерла в ожидании того, чем же порадует или огорчит нас 2012 год в связи с изменениями в прохождении технического осмотра автомобилей. Несмотря на то, что основные нормативные документы уже приняты, до сих пор остается масса вопросов, на которые пока нет однозначных ответов.

И тем не менее самое главное, что волнует владельцев личных транспортных средств, – это процедура техосмотра и его привязка к наличию полиса ОСАГО. Повторюсь для тех, кто уже знает, и сообщу тем, кто прочитает впервые: теперь талон техосмотра и полис ОСАГО по степени важности в хронологическом смысле поменяются местами. Если прежде для прохождения государственного технического осмотра необходимо было приобрести страховой полис, то теперь наоборот – сначала техосмотр, потом полис.

Операторов заставят быть внимательными?

Более того, уходит в небытие само понятие государственный техосмотр. С нового года эта функция отдается на откуп частным страховым компаниям, а точнее компаниям-операторам, которым страховщики доверят производить такие действия.

Казалось бы, для компаний, претендующих на получение права проведения технического осмотра автомобилей, такая функция обещает золотые горы. Только представьте: огромное количество автомобилей, а точнее их владельцев ринутся проходить техосмотр и понесут деньги – в счет оплаты этой услуги. Казалось бы, для автосервисов это золотое дно — автомобилей с каждым годом становится все больше. Но ситуация со «сладким куском пирога» может в итоге оказаться немного более сложной.

Вспомните, когда ОСАГО в России только начиналось, абсолютное большинство страховых компаний ринулись на рынок автомобильной обязаловки. И все по той же причине – мысль о том, что тебе не надо бегать по клиентам и убеждать их купить страховой полис, очень грела душу страховщиков. Однако уже через год-два страховщики стали понимать, что ОСАГО – это высоко рисковый вид страхования и его рентабельность с каждым годом все ниже. Во-первых, потому, что автомобилей попадает в аварии все больше; во-вторых, с учетом действия дисконтов реальная цена полисов становятся ниже, а страховые выплаты при этом растут.

С техосмотрами может получиться примерно такая же ситуация. Даже если предположить, что слова первых руководителей страны – истина в последней инстанции и цена техосмотра будет в среднем 1,5 тысячи рублей, то на этом история не закончится. По крайней мере для компаний-операторов.

А все дело в том, что операторы будут отвечать перед страховыми компаниями при возникновении ДТП – правда, в некоторых случаях. Так, в обновленном законе об ОСАГО сказано, что «Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору технического осмотра, выдавшему оригинал талона технического осмотра, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена в момент проведения этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту».

То есть, говоря проще, если сотрудник оператора «прохлопал» или сознательно не увидел какую-либо неисправность в транспортном средстве, – ответственность за это ложится на его компанию. Разумеется, в размере того ущерба, который был выплачен владельцу пострадавшего автомобиля.

А теперь соотнесите доходы и расходы. Например, стоимость техосмотра – 1,5 тысячи рублей, страховая выплата по факту ДТП – 100 тысяч рублей. В случае если оператор позволит себе не замечать неисправности – бизнес долго не продлится.

Техталон: плюс 6 месяцев

Стоит отметить, что обновленное «ОСАГО плюс техосмотр» дает страховщикам гораздо больше преимуществ по сравнению с прежним положением вещей. Не случайно некоторые эксперты называют нововведение плодом действий лоббистов страхового рынка. Но это, как говорится, домыслы.

Так, кроме операторов на «регрессную иглу» могут попасть и водители такси и прочего транспорта, который должен проходить процедуру техосмотра один раз в 6 месяцев. И вот почему.

Согласно статье 14 закона об ОСАГО, в которой оговаривается право регрессного требования страховщика, сказано следующее: «Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если… на момент наступления страхового случая истек срок действия талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов».

То есть в случае отсутствия у автомобилей (полугодового. – Прим. автора) талона технического осмотра их водители (даже при наличии годового полиса ОСАГО. – Прим. автора) будут из собственного кармана оплачивать ремонт и лечение пострадавших в ДТП. Точнее, сначала страховая компания виновника оплатит ремонт и лечение, но затем она предъявит регрессное требование к водителю, вовремя не прошедшему технический осмотр. Так что новый закон поневоле заставит водителей быть либо дисциплинированными, либо чрезмерно расточительными – по ситуации.

И еще очень важное нововведение, касающееся всех автовладельцев. Согласно требованиям закона об ОСАГО предусмотрено «Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования».

Вот как это может выглядеть в реальности. Если вы хотите заключить договор ОСАГО на год, то необходим талон технического осмотра, который действует еще 6 месяцев и 1 день. Если талон заканчивает свое действие раньше, то для получения нового страхового полиса вам придется вновь пройти технический осмотр.

Так что пока у водителей вопросов более чем достаточно…

Комментарии

Рекомендуем