Возможно, это не лучший фильм по Стивену Кингу (хотя он впечатляюще близок к этому), но это, вероятно, самая кинговская адаптация из всех.
Сюжет
В отличие от «Тёмной башни», после выхода «Оно» ни у кого не повернулся язык заявить, что «атмосфера какая-то не кинговская». Поклонники книги (возможно, самой страшной из всех, написанных мастером ужасов), сразу узнают тот самый Дерри в штате Мэн, городок, в котором врагу не пожелаешь поселиться. Особенно врагу с детьми.
Дерри – это городок с пасторальными пейзажами, не менявшимися со времён эпохи «государства благоденствия». Довольно симпатичные улочки и даже пустыри и заброшенные карьеры в окрестностях несут в себе некое очарование. Но, странным образом, приятные пейзажи делают происходящее ещё страшнее – прекрасная совместная работа режиссёра и главного оператора. В том, что это место насквозь пропитано злом, сомневаться не приходится.
Нельзя сказать, что в картине Мускетти зашкаливает уровень насилия и льётся вёдрами кровь. Моменты с неожиданными выскакиваниями из темноты присутствуют, но в строго ограниченном количестве. При этом фильм действительно страшный. Не важно, читали вы книгу или знакомитесь с «Оно» впервые. Невероятное, даже тошнотворное напряжение наваливается с первых же секунд. Чем более милой и трогательной выглядит стартовая сцена, в которой Билл Денбро мастерит для младшего братишки кораблик, тем тошнее становится от ощущения близкой беды. И дальше всё страшнее и страшнее. А мирные моменты, которые, по идее, должны дать нам передышку, только усиливают гнетущую атмосферу. Как ни странно, но режиссёр ухитрился выделить минуты и для комичных моментов, в основном связанных с реакцией мальчишек, находящихся на грани подросткового возраста, на девушку (которые, как известно, взрослеют раньше). Впрочем, этот позитив очень быстро заслоняется чередой событий, происходящих в городке Дерри.
Мало кто из режиссёров так бережно относился к книгам Кинга, как Мускетти. До поры он ведёт повествование чётко по книжным рельсам, мастерски, в кратких эпизодах, обыгрывая моменты, которым маэстро посвящал пару страниц. Есть специальные комплименты для поклонников писателя. Например, надпись на раме велосипеда Билла и его клич «Вперёд, Сильвер!» мало что скажут непосвящённым. Но уж читатели-то сразу вспомнят историю про юного Денбро и его уникальный велик, не вошедшую в фильм. Впрочем, в определённым момент, ближе к финалу, режиссёр просто вынужден менять первоисточник. А что ещё прикажете делать? Если у маэстро сметливые ребятишки в целях борьбы со злом занимались групповым сексом и проводили шаманский обряд с накуриванием в яме-шалаше? Вы не подумайте дурного, герои Кинга – не малолетние извращенцы, всё делалось в целях усиления духовного единства и ментальной мощи. Хотя… На наш взгляд, великий мастер тут хватил лишку. Да ещё какую-то заумь с Великой черепахой приплёл… В общем, Мускетти был вынужден придумывать собственную развязку. И она получилась хороша, поверьте. Если бы у самого Стиви было так же, книгу бы это не испортило. Тем более, что эта развязка, как и остальной фильм, прекрасно отыграна замечательными юными актёрами.
Это скорее фильм о совершеннолетии, чем ужастик, но он является одним из лучших. Адаптации Стивена Кинга — сложная задача.
Герои
Скорее всего, зрители, знакомые с книгой, совсем иначе представляли себе внешность главных героев. Но, тем не менее, это именно они – те самые семь детей, узнавших, какая тварь обитает в коллекторах под Дерри. И здесь стоит поаплодировать всем, кто занимался подборкой актёров. Характеры членов «клуба неудачников» переданы идеально. А это в нашем случае было наиважнейшей составляющей для успеха всей картины. Ведь ужас фильма «Оно», как и оригинальной книги, не сводится к страшной опасности, грозящей детям – героям повествования. В атмосферу страха и безнадёги погружает, в первую очередь, сама жизнь этих детей. Заика Билл со своим интроспективным заиканием и чувством вины; Беверли, живущая с папашей-педофилом; Эдди, превращённый в куклу-пациента своей полоумной мамашей. Про темнокожего Майка, живущего в расистском штате Мэн и говорить не приходится. А ведь имеется ещё и компания совершенно отмороженных гопников с лидером-шизофреником. Они гораздо старше, намного здоровее «неудачников» и целенаправленно охотятся именно за ними. За Беном – потому что жирный, за Стэном – потому что еврей, за темнокожим Майком – ну, понятно. Изначально понятно, что все герои регулярно страдают от кулаков местной гоп-компании. Как вам такие стартовые позиции? И не забываем, что всё это – лишь мелочи жизни, по сравнению с тварью, по имени Оно.
Далеко не каждый опытный актёр успешно сыграл бы такие сложные роли. Но ребята, подобранные Мускетти, справились блестяще, от Ричи – практически комического персонажа, до Билла и Беверли – «главных среди главных», получивших больше всего экранного времени. Отчаяние и надежда, страх и облегчение, детское горе, которое ничем не измерить, гнев, первая влюблённость – герои «Оно» обрушивают на зрителя весь спектр эмоций, делая эффект погружения максимально полным.
Не меньшей похвалы заслуживают и те самые гопники, во главе с отбитым на всю голову Генри. Практически идентичный образ компании отморозков присутствует во многих произведениях Кинга. Но ещё ни в одном фильме они не были такими, извините, ублюдками. Даже в «Кэрри» или «Кристине».
Мрачное, ужасающее и красивое зрелище. Режиссер Андрес Мускетти держит уровень насилия на шокирующем уровне, прерывая мирными сценами с юмором.
Оно
Несмотря на множество отступлений, не забываем, что главная сюжетная линия картины – это охота Оно на детей. Злодей, а точнее – зло, не подвело. Актёр Билл Скарсгард сыграл, пожалуй, самого страшного клоуна Пеннивайза, какого нам доводилось видеть. Вроде бы ничего особенного – кровожадная тварь в цирковом гриме, питающаяся не столько людьми, сколько их страхом – сколько мы их таких видели? Но как же жутко получилось! Неторопливый диалог с Джорджи в начале фильма заставляет просто кривиться от ужаса пред тем, что сейчас будет. Каждое появление – серьёзное испытание для психики, в любом образе. Нам, например, самым страшным показалось перевоплощение оно в женщину с картины в кабинете отца Стэна. Но и не вспомнить сцену с просмотром слайдов в гараже тоже нельзя. Помните такую в трейлере? О, здесь её покажут до конца. Отставьте попкорн в сторону, чтобы не рассыпать. Если бы Киноакадемия вручала «Оскара» за самую страшную роль, мы бы поставили сотню долларов на Скарсгарда. Ручаемся, когда будет сниматься вторая часть (а она уже пранонсирована), нового актёра на эту роль искать не станут.
«Оно» — это прекрасный представитель своего жанра. По-настоящему цельный и добротный фильм, без режиссёрских ляпов, с прекрасной актёрской игрой. В равной степени понравится как любителям книги, так и зрителям, доселе не имевшим понятия, что это за «Оно». Но лишь при одном условии – если вам нравятся фильмы ужасов. Тем, для кого этот жанр слишком тяжёл, лучше поберечь нервы. Поверьте, это действительно страшно.
Почему фильм оскорбляет чувства клоунов, читайте в материале онлайн-журнала «Сибдепо».