Острые ощущения Олега Митяева

Концерт Олега Митяева – это всегда событие. Известный российский автор-исполнитель, человек, по сути, представляющий сегодня все бардовское движение России, член Союза писателей, недавно получивший звание народного артиста, Олег Григорьевич всегда интересен своему зрителю и слушателю.

'ОстрыеКонцерт Олега Митяева – это всегда событие. Известный российский автор-исполнитель, человек, по сути, представляющий сегодня все бардовское движение России, член Союза писателей, недавно получивший звание народного артиста, Олег Григорьевич всегда интересен своему зрителю и слушателю.

Так произошло и на этот раз. Олег Митяев выступил на минувшей неделе перед кемеровчанами. Сценическую компанию ему составила известная российская певица Марта, которая представила на суд кемеровской публики свои лучшие песни. А накануне концерта Олег Митяев рассказал читателям «МК в Кузбассе» о том, запоет ли Юрий Лужков, а также что российский бард не сказал Дмитрию Медведеву.

Олимпиада и барды

— Олег Григорьевич, в современном российском обществе трудно точно разделить: где попса, где рок, где бардовская песня. Скажите, а сумели ли барды, на ваш взгляд, сохранить свое лицо?

— Если говорить в целом, разумеется, то что было вчера, сегодня этого нет. И это нормально. Завтра будет еще что-то новое. Но я уверен, что так или иначе интерес к бардовскому движению есть и останется. Подтверждением тому могут служить многочисленные фестивали, проходящие под эгидой бардовского движения. Это и Грушинский фестиваль, и Ильменский, и «Звездное небо» в Уфе, и «Распахнутые небеса» на озере Селигер, и многие другие.
Кстати, еще один фестиваль – в Сочи – уже второй раз проводит благотворительный фонд Олега Митяева. Там, конечно, не без проблем, но тем не менее что-то получается. Надеюсь, что в будущем будет лучше.

'Острые— Кому принадлежит идея создания благотворительного фонда и для чего он все-таки создан?

— Идея… Не знаю, ну создали и создали. А для чего? Так это понятно: чтобы различные проекты продвигать. В том числе направленные на развитие бардовской песни.
Хотя, если честно, то я к работе фонда имею очень отдаленное отношение. Народ там делом занимается, а я все больше творчеством стараюсь. Ну вот с тем же сочинским фестивалем. Кстати, раньше на подобные мероприятия мы сами старались деньги искать. У спонсоров. А тут нам сказали, мол, Сочи, Олимпиада культурная самая, так что государство денег даст. Ладно, хорошо раз так. А потом неожиданно бюджет в три раза сократили. Так ведь все равно провели!

«Оживший» на фестивале

— Вернемся к бардовскому движению: какая-то динамика в развитии или хотя бы в сохранении традиций сегодня есть?

— Да есть, наверное. Правда, проблем тоже хватает. Например, последнее время пытаемся решить очень важную, как мне кажется. Нам нужен собственный… ну не дворец, так хотя бы дом бардовской песни. Чтобы было где собраться, выступить и так далее. А то ведь Центр авторской песни выселили из помещения, где он находился – мэрия московская забрала. Сегодня практически всё по квартирам хранится: рукописи Александра Галича, гитара Юрия Визбора и так далее. Разве это дело!

'ОстрыеКроме того, надо создавать какую-то общественную организацию исполнителей авторской песни, чтобы общаться с той же властью, с людьми. Отстаивать свои интересы. Раньше была АРБА – Ассоциация российских бардов, но как-то особой активностью она не отличалась. А значит, надо создавать новую. Когда мне Дмитрий Медведев вручал звание народного артиста России, я хотел ему сказать об этой проблеме, но потом передумал: времени было слишком мало. Решил: еще успею.

Опять же фестивали. Никакой популяризации без них, без привлечения молодых людей, свежих творческих сил – невозможно. Меня, кстати, как-то очень позабавила ситуация. На одном из фестивалей в местной газете были опубликованы слова мальчика, приехавшего на бардовское мероприятие. Так вот он сказал, что ему все очень понравилось, было интересно, но больше всего его удивило, что на фестиваль приехал Олег Митяев, потому что мальчик был твердо уверен, что я… давно умер.

— Олег Григорьевич, у вас есть песни, посвященные конкретным городам. Причем про Кемерово сразу несколько. Чем вы руководствуетесь, когда решаете написать очередную такую песню?

— Да, про ваш город я действительно сделал несколько песен. Дело в том, что не сразу остался доволен результатом. У меня в Кемерове живет несколько хороших друзей. Так что бываю я в столице Кузбасса довольно часто. Например, недавно даже посетил угольный разрез. А еще довелось побывать на Танае. Очень понравилось. Кстати, насколько я знаю, сейчас решается вопрос о том, чтобы здесь создать еще один фестиваль бардовской песни. И это вполне логично. Место хорошее, природа красивая, инфраструктура там есть приличная. Так что для фестиваля будет удобно. Лично я считаю, что чем фестивалей больше, тем в конце концов лучше для всех: для общества, для государства, для творчества.

Вот вы про города и песни спросили, а я сейчас вспомнил. Как-то в Вологде мне вопрос пришел: почему я не написал песню про этот город? Я тогда ответил, что для песни нужны острые ощущения. Чтобы чем-то город запомнился, поразил, что ли. Приезжаю через какое-то время с очередным концертом в Вологду, и мне посреди концерта приходит записка: «Олег, вы говорили, что для песни вам нужны острые ощущения. Так вот – я согласна». Это, конечно, была шутка, но она мне запомнилась.

Без Пушкина…

'Острые— Сегодня вы перестали быть только автором и исполнителем. Вы участвуете в работе фестивалей в качестве почетного гостя, вы занимаетесь благотворительностью, а какие еще вещи интересуют Олега Митяева?

— Да много чего. Кстати, про благотворительность. Помимо фестивалей мой фонд занимается еще одним проектом. На мой взгляд, очень интересным. В Уфе идет создание Митяевского лицея. Детишки этого образовательного учреждения смогут после уроков заниматься творчеством, в том числе и писать собственные стихи и музыку. Эту работу курирует мой фонд, а я лично буду иногда приезжать в Уфу и проводить мастер-классы с учениками лицея.
Еще из интересов? Ну вот, например, накануне очередного дня рождения Александра Сергеевича Пушкина мы – я и команда моих единомышленников — решили сделать специальный проект. Взять стихи классика, написать для них музыку, снять видеоклип. А между песнями пригласили читать стихи Пушкина двух актеров, в том числе Вениамина Смехова.

Все получилось. Написать музыку для проекта согласился Давид Тухманов. Клип сняли за 100 тысяч евро(!), Смехов прочитал стихи. Деньги дали спонсоры. Причем мне пришлось немного слукавить: говорил, что я записываю свой новый альбом. Под Пушкина никто давать не хотел ни копейки.

Но! Когда я стал обращаться к руководству федеральных телеканалов с просьбой о прокате, никто не согласился транслировать наш видеоклип. Даже за деньги. Потом мне объяснили, что время неудачное: все ждут Евровидение, а я тут с Пушкиным лезу. Даже «Культура» не показала. Такая вот история.
Из свежих моих проектов хочу отметить, что сейчас идет работа над диском, где другие музыканты исполняют мои песни. Будут там и Андрей Макаревич, и «Ума Турман», Валерия и даже Иосиф Кобзон. Причем Иосиф Давыдович должен исполнить песню вместе с Юрием Лужковым. Не знаю теперь, получится или нет?..

Справка «МК»:
Олег Григорьевич Митяев родился 19 февраля 1956 года в городе Челябинске. В 1971 году Олег Митяев поступил и в 1975-м закончил Челябинский монтажный техникум и получил специальность техника-электрика. В 1981 году окончил с отличием Челябинский институт физкультуры: специальность — тренер по плаванию. Работал преподавателем в институте, завклубом в пансионате, а также монтажником, художником, дворником и в ансамбле торгового центра города Челябинска.
В 1985 году Олег Митяев был приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. В 1986-м поступил и в 1991-м году закончил ГИТИС им. Луначарского (ныне Российская Академия театрального искусства).
Олег Митяев снялся в нескольких фильмах: д/ф «Два часа с бардами» (Мосфильм), х/ф «Игра с неизвестным» (киностудия им А. Довженко), х/ф «Сафари номер шесть» и «Убийца» (Свердловская киностудия).
Песни на свои стихи Митяев пишет с 1979 года. В 1987 году Митяев знакомится с Константином Тарасовым, и они начинают выступать вместе. С ним же, как аранжировщиком и вторым гитаристом, записаны три пластинки Митяева и три компакт-диска. В последние годы Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым уже записано 3 альбома.

Комментарии

Рекомендуем