Почему бастуют дальнобойщики

Дальнобойщики по всей стране устраивают акции протеста против «Платона» — системы сбора платежей за проезд большегрузов по федеральным трассам. 4 декабря протестующие перекрыли часть МКАД. Российские дальнобойщики решили стоять, пока правительство не отменит плату за проезд по российским трассам. Сибдепо разбирался, почему бастуют дальнобойщики.

После 15 ноября для многих транспортных компаний настали чёрные времена. С этого дня владельцы большегрузов (грузоподъемностью свыше 12 тонн) обязаны платить 1,53 рубля за километр пути по федеральным трассам. При этом с 1 марта 2016 года плата составит 3,06 рубля за километр. Деньги должны пойти в дорожный фонд как компенсация за разрушение трасс. «Дань» собирает компания «РТ-Инвест транспортные системы» с помощью системы «Платон».

«Платон» не работает?

В редакцию Сибдепо обратился кемеровчанин Владимир Д., бывший дальнобойщик, а ныне индивидуальный предприниматель, занимающийся грузоперевозками. По его словам, тест-драйв «Платона» обернулся полным хаосом — в первые дни невозможно было войти в личный кабинет на сайте системы, оформить маршрутную карту, а, следовательно, и заплатить за проезд. Владимир не участвовал в забастовках, однако солидарен с теми дальнобойщиками, кто выстраивает многокилометровые колонны на российских трассах. Одна из главных проблем, по его мнению, — несовершенство системы «Платон».

«Чтобы избежать социального и транспортного коллапса, необходимо приостановить работу системы. Как у операторов транспортной компании, так и у водителей фур нет понимания, как она работает», — рассказал индивидуальный предприниматель.

Росавтодор же считает, что перевозчики не будут регистрироваться в системе, пока она не заработает в реальном режиме.

«Прежде чем система «Платон» была введена в эксплуатацию, она была полностью протестирована, о чём есть соответствующие акты. Что касается тестового режима для пользователей, здесь правительство проявило гибкость и снизило тарифы на время вхождения пользователей в систему»,— заявил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт на круглом столе 26 ноября.

Сейчас всё работает стабильно – так в компании «РТ-Инвест транспортные системы» (оператор «Платона») ответили на запрос Сибдепо.

«Система работает в штатном режиме, существенных технических сбоев не зафиксировано», — сообщил Сибдепо Денис Крылов, руководитель Сибирского филиала «РТ-Инвест транспортные системы».

Проблемы с оплатой

Грузоперевозчик Владимир Д. рассказал, что зачастую водители-дальнобойщики узнают свой маршрут уже в дороге. И непонятно, как в таком случае оформлять маршрутную карту. Он добавил, что путь машины может измениться, например, если трасса перекрыта из-за погодных условий, или если фура попала в аварию и необходимо сделать крюк до сервиса, а это иногда десятки, если не сотни километров.

В «Платоне» на это отвечают, что карту можно оформить онлайн в личном кабинете, например, с мобильного устройства. Владимир Д. же говорит, что в России очень много мест, где нет интернета. На что в «Платоне» советуют устанавливать на машины бортовые устройства, которым интернет не нужен.

Поясним, что бортовое устройство определяет маршрут фуры через спутниковую связь и автоматически списывает с личного счета владельца машины соразмерную сумму.

«Если такой прибор изобрели, первое, что необходимо сделать — произвести его сертификацию. Проверить, правильно ли он снимает километраж, чтобы не было расхождения с тем, что есть по факту. Ведь даже с простой GPS-навигацией проявляется неточность. Так, при 12–15 тысячах километров пути разница выходит в 200-300 километров», — считает грузоперевозчик Владимир Д.

_MG_9829

Мнение Владимира поддерживают многие водители-дальнобойщики, в то же время на сайте Роставтодора сообщается, что «бортовое устройство прошло сертификацию как средство измерения и надлежащим образом проверено. Сервисное обслуживание осуществляется оператором системы на безвозмездной основе в период действия гарантийного срока, установленного производителем в 3 года».

Однако на этом проблемы с бортовыми устройствами не заканчиваются: по сообщению СМИ, водители в Тюмени и Челябинске так и не получили приборы. Как обстоят дела в Сибири, мы спросили в сибирском филиале «Платона».

«Количество выданных бортовых устройств на сегодняшний день полностью соответствует принятым заявкам от владельцев транспортных средств. В текущее время процесс выдачи бортовых устройств представителям грузоперевозчиков, обратившимся за получением их к оператору системы, осуществляется в рабочем режиме», — прокомментировал ситуацию Денис Крылов, руководитель Сибирского филиала «РТ-Инвест транспортные системы».

Денис Крылов ответил, что жалоб на некорректное списание денег со счетов в Сибирском обособленном подразделении ООО «РТИТС» пока не зафиксировано. Однако в случае возникновения проблем некорректного зачисления платы по бортовым устройствам и маршрутным картам, сотрудники компании обещают всё исправить в течение трёх дней. Кроме того, пользователи системы с отрицательным балансом лицевого счета из-за ошибок в расчёте пробега не будут получать штрафы.

Большие штрафы

По мнению Владимира Д., беда нового закона не только в неработающем «Платоне», но и в больших штрафах, которые грозят дальнобойщикам за несоблюдение нового закона.

«Несколько таких штрафов — и фуру будут забирать», — огорчается предприниматель.

Поясним, что за неоплату проезда или за отклонение от оформленного маршрута водителю изначально планировалось выписывать штраф в размере 5 тысяч рублей, человеку, ответственному за движение машины — 40 тысяч рублей, а юридическому лицу, владеющему транспортом, — 450 тысяч рублей.

На фоне массовых протестов по всей стране правительство среагировало быстро. Уже 25 ноября стало известно, что эти штрафы будут снижены и при повторном нарушении не превысят 10 тысяч рублей.

«Правительством было принято решение на совещании у вице-премьера Дворковича, что размер штрафа за первое нарушение — 5 тыс. руб., за повторное — 10 тыс. руб. Так как средний пробег автомобиля примерно 500 км, то есть при ставке 1,53 руб. максимальная оплата может возникнуть порядка 750 руб. Таким образом, уплачивая 5 и 10 тыс. руб. штрафа, перевозчик понесет большие издержки, чем при соблюдении закона», — цитирует «Коммерсант» слова заместителя руководителя Росавтодора Дмитрия Прончатова. Тогда же стало известно, что штрафовать будут не водителей, а собственников машин.

Тем временем, 2 декабря в Госдуму внесен законопроект о моратории на дорожный сбор с большегрузов до 1 января 2017 года. Его авторы считают, что решение о введении сбора было не проработано, оно может разорить транспортников, а также значительно повысить цены на перевозимые грузы.

«Администрировать государственный дорожный сбор почему-то поручено частной фирме «Платон», которая по своему статусу не имеет права выполнять государственные функции», — пишут авторы законопроекта. – Кроме того, это третье налогообложение на одно и то же транспортное средство».  

Ущерб дорогам

На дорожных сборах, штрафах и трудностях оплаты проблемы дальнобойщиков не заканчиваются. Предприниматель Владимир Д. недоумевает, почему Росавтодор считает, что наибольший ущерб дорогам наносят большегрузные машины.

«По расчетам Росавтодора, вред, наносимый одной фурой, равняется 40 тысячам легковых автомобилей. Это не совсем так. Нужно понимать, что два легковых автомобиля с шипованными шинами и хорошими «наездниками» могут принести больший ущерб дорожному полотну, чем одна фура», — пояснил Сибдепо владелец транспортной компании.

По его мнению, такие расчеты были бы справедливы, если бы на всех федеральных трассах дороги соответствовали нормативам. Владимир рассказал, что на некоторых отрезках трассы вообще нет асфальта. Но у Федерального дорожного агентства свое мнение на этот счёт.

«Ущерб от проезда одного «12-тонника» эквивалентен ущербу, наносимому проездом 40-50 тыс. легковых автомобилей. С точки зрения собственника легкового автомобиля, несправедливо, что он, не причиняя дорожному полотну сверхнормативного вреда, платит одинаковый с автомобилем массой выше 12 тонн акциз (на топливо, — прим. ред). К этому можно добавить тот факт, что 56% причиняемого федеральным трассам вреда наносят 5% машин массой свыше 12 тонн, а не оставшиеся 95% транспортных средств», — сообщается на сайте Росавтодора.

_MG_9834

Но, пожалуй, самую большую озадаченность у Владимира, других владельцев транспортных компаний и дальнобойщиков вызывают подсчёты — сколько денег соберет «Платон» для трасс? По предварительным данным, в фонд должно поступить от 40 до 60 млрд рублей за год. Такая сумма выйдет, если в «Платоне» зарегистрируются 2 млн машин и в год будут проезжать по 8 500 километров при ставке 3,73 руб/км.

«В месяц фура проезжает от 10 до 12 тысяч километров, — объяснил Владимир Д., — А в год машина может проехать около 100 тысяч километров. И в результате мы можем получить совершенно другую сумму».

Фура с годовым пробегом в 8 500 километров будет приносить одни убытки, утверждает бизнесмен. По его словам, большинство тягачей приобретается либо в кредит, либо в лизинг, поэтому их используют практически круглосуточно.

Если посчитать, что в системе зарегистрируются 2 млн автомобилей, годовой пробег одной машины составляет 100 тысяч километров, а ставка — 3,73 руб/км, на выходе получается кругленькая сумма в 746 млрд рублей.

«Во-первых, эта сумма в несколько раз превышает заявленную Росавтодором, а во-вторых, где гарантия, что эти деньги действительно пойдут на строительство и ремонт трасс?», — констатирует Владимир Д.

Мнения дальнобойщиков

«Для начала нужно порядок навести на дорогах, а уже потом вводить систему оплаты. И чтобы отдать какие-то деньги за проезд по трассе, их сначала нужно откуда-то взять. А у нас получается, что мы начинаем занимать перед рейсом деньги», — рассказал Сибдепо Владимир, водитель из Новосибирской области. — «Я помимо того, что кормлю семью, выплачиваю ещё ипотеку и кредиты. А если сейчас в полную силу введут поборы, то неплатежеспособных станет очень много, будут забирать машины».

«Мне кажется, такая ситуация продержится до первого судебного разбирательства. Система неотработанная, штрафы слишком большие, непонятно, кто и как будет следить за машинами, а имеющийся механизм постоянно дает сбои», — поделился мнением дальнобойщик Сергей из Брянской области.

«Во-первых, это повышение цен на продукты, а во-вторых, деньги, мне кажется, пойдут не туда, куда надо. Мы же платим не государству, а частному лицу. При этом ездить будем по тем же самым дорогам, и ничего не изменится. Может, есть какой-то другой способ изменить ситуацию, например, повысить ежегодные налоги. Но никак не вводить платные дороги. И если большие компании могут оплачивать, то мои знакомые частники сейчас стоят, боятся штрафов, так как оплатить не в состоянии. Ведь большинство расчетов ведется после доставки, а расчеты еще и задерживают», —сообщил Альберт из Челябинской области.

«Все равно этот километр вложат в стоимость перевозки. А в магазине все подорожает на 20-30%. Те расчеты, которые говорят, что пакет молока подорожает на 2 копейки при доставке от завода до магазина, неправильные. В окончательную сумму нужно вкладывать средства на доставку молока до завода, на доставку кормов коровам. А крупные транспортные фирмы ничего не потеряют. При этом те же йогурты идут к нам с Москвы, а между нами 3,5 тысячи километров. Вот и считайте, сколько в результате они будут стоить», — рассказал водитель Алексей из Брянской области.

_MG_9823

Все дальнобойщики сомневаются, что взимаемые сборы поступят в фонд ремонта дорог, а не осядут в карманах коррупционеров. Кроме того, у транспортников складывается мнение, что новая система может выжить небольших перевозчиков с рынка. Это повлечет повышение тарифов на услуги транспортников и сокращение персонала в сфере обслуживания большегрузных машин. А в итоге это может сказаться на повышении цен абсолютно на всё.

Текст: Иван Шестак.

Фото: Юлия Дроздова/Сибдепо.

Комментарии

Рекомендуем