Последний раз в Кузбассе проезд в общественном транспорте дорожал в ноябре 2015 года. Тогда представители транспортных компаний требовали, чтобы стоимость билетов во всех видах городского транспорта сразу «взлетела» на 5-7 рублей. Однако после долгих разговоров и обсуждений сошлись на совершенно другой цифре – всего одном рубле.
С тех пор кузбассовцы и «катаются» по таким тарифам. Например, в Кемерове муниципальный транспорт возит горожан за 16 рублей (экспресс – 17 рублей), а маршрутные такси – за 18 рублей. И всё бы ничего, но вот только кемеровчане, а также, мы уверены, жители других городов региона, постоянно жалуются на общественный транспорт. А жаловаться есть на что: те же автобусы могут не только опаздывать и ломаться в дороге, но и вообще, бывает, не выходят на линию по несколько дней подряд. И чем дальше, тем ситуация становится всё более плачевной. Поэтому, когда речь заходит о повышении тарифов на пассажирские перевозки, многие считают, что это не приведёт ни к чему хорошему и всё останется на своих местах: денег будет уходить больше, однако все будут продолжать ездить на полуразваливающихся автобусах.
Транспортники признают проблемы, но говорят, что повышение платы за проезд реально может изменить ситуацию. На эту тему Сибдепо поговорил с руководителем «Кемеровской автоколонны №1237» Владимиром Юдиным. Глава предприятия, которое занимается как городскими, так и междугородними перевозками, рассказал, что от роста стоимости проезда получат выгоду не только транспортники – эта мера необходима и пассажирам.
Комфортные поездки
Сейчас в автоколонне №1237 находится 132 единицы транспорта. Невероятно, но 87% этой техники уже можно отправить в утиль. Почему сложилась такая ситуация? Да потому, что предприятию просто не хватает средств на постоянные закупки новых запчастей, считает Владимир Юдин.
«Вот сейчас мы готовы к зиме только на 50%. Надо, например, купить новые отопители в салоны автобусов. Ведь если даже одна печь не будет работать, то пассажиры, в том числе и дети, будут мёрзнуть, особенно, на межгороде. А денег нет, приходится как-то выкручиваться», – отметил Владимир Юдин.
Если же цены на проезд вырастут, говорит собеседник издания, то можно будет больше денег тратить на те же запчасти. В результате, по его словам, повысится надёжность транспорта, его комфортность и, как следствие безопасность. А значит, диспетчеры не будут ежедневно получать сотни гневных звонков от недовольных горожан, которые опоздали на работу, замёрзли или просто позвонили, чтобы сказать всё, что они думают о городском транспорте.
Слишком дорогое топливо
По словам Владимира Юдина, также одной из главных проблем для автотранспортных предприятий (АТП) является стоимость топлива. Только с начала 2018 года «дизель», на котором ездят автобусы, подорожал на 18%.
«С экономистом мы проанализировали: если сравнивать с ноябрём 2015 года, когда и были повышены тарифы, топливо «выросло» почти на 44%. Это, честно говоря, недопустимо», – сказал Владимир Юдин.
При этом рост цен на топливо даже не собирается останавливаться, а «покоряет» всё новые высоты. Если на прошлой неделе автоколонна купила тонну «дизеля» за 50 тысяч рублей, то уже на этой выложила за неё же 51 тысячу рублей. И это речь идёт только о летнем топливе, которое скоро, учитывая суровый климат Кузбасса, просто станет ненужным. После первых серьёзных морозов автобусы и маршрутки нужно будет «кормить» зимним дизельным топливом, иначе транспорт встанет колом. А здесь уже совсем другие расценки – 61 тысяча рублей за тонну.
«Сегодня я вынужден покупать топливо всего на 2,5 дня. То есть живу, можно сказать, одним днём. Хотя несколько лет назад топливо приобреталось на неделю – две. Сейчас пока даже не представляю, как закупить топливо на новогодние праздники – это же почти две недели», – отметил Владимир Юдин.
По мнению собеседника издания, повышение тарифов позволит сгладить ситуацию с оплатой топлива. В итоге, предприятие хоть как-то сможет «бороться» с дефицитом компании, который планомерно растёт и уже составляет 7 млн рублей. Также «освободившиеся» деньги можно будет направлять на другие, более насущные дела – например, на зарплату сотрудникам.
«Недорогие» водители
Сейчас в АТП водитель НефАЗа, автобуса большой вместимости, зарабатывает 23 тысячи рублей. За эти деньги он должен быть не только в хорошей форме как автомобилист, но и каждую неделю безопасно перевозить тысячи пассажиров. Не лучше ситуация с зарплатами у слесарей и кондукторов, на которых тоже лежит немалая ответственность.
«Я считаю, что водитель должен получать тысяч 40. А что есть сейчас – это недостойная зарплата для человека, который к тому же кормит свою семью. Люди держатся здесь и работают только потому, что мы не задерживаем зарплату», – говорит эксперт.
Низкие же зарплаты, в свою очередь, делают профессию водителя, мягко говоря, непопулярной. К теме оплаты труда можно смело прибавить негатив от пассажиров по поводу состояния автобусов. В том числе поэтому в АТП большая проблема с персоналом – сейчас там не хватает более 60 водителей.
Ситуация в других регионах Сибири
В ряде региональных столиц Сибирского федерального округа стоимость проезда выше, чем в Кемерове. Например, в 2017 году в Томске тариф на поездки в автобусах повысили до 18 рублей (до 16 рублей – в трамваях и троллейбусах). В Новосибирске он составляет 19 рублей (18 рублей – в трамваях и троллейбусах), а Омске и Красноярске – все 22 рубля. И то, местные перевозчики тоже не прочь повысить его ещё.
«Недавно представители нашей автоколонны посетили Омск. Да, там тоже у предприятий есть задолженность по налогам. Однако автопарк там лучше, на ремонте не стоят столько автобусов, сколько у нас», – добавил Владимир Юдин.
При этом в Красноярске, по его словам, действуют другие условия проезда для льготников. Они позволяют уменьшить издержки транспортников. А это значит, что компании, которые занимаются пассажирскими перевозками, получают больше денег. Эти средства, в свою очередь, можно направить на решение озвученных выше проблем.
В любом случае, проблема повышения стоимости проезда в Кузбассе назрела уже давно. Всё-таки с последних изменений по ней прошло почти три года, за которые подорожало многое, в том числе запчасти и топливо. Решение этого вопроса за властями региона, однако, наверное, здесь видится один выход: рост тарифов нужен, но лишь при том условии, что положительные изменения в работе общественного транспорта действительно наступят. Если будут реальные подвижки, которые увидит каждый кузбассовец, то протесты против роста цен за проезд исчезнут сами собой.