×

Поймать байкера: как работает мотополиция

В составе первого в Кузбассе мотопатруля — два байка с надписями «Полиция» и «ДПС». «Мотокопы» ловят двухколёсных гонщиков и удивляют ещё не привыкших к таким погоням горожан. О том, как проходит типичный рейд мотополицейского, узнали корреспонденты Сибдепо Денис Борд и Максим Киселёв.

Сразу стоит сказать, что мотопатруль предназначен не только для поимки гонщиков на байках. На самом деле, это полноценные патрули ДПС, которые реагируют и на четырёхколёсных нарушителей, и на пренебрегающих ПДД пешеходов. Мотополицейский может первым добраться к месту аварии, несмотря на пробки и с лёгкостью срезая путь через дворы и узкие улочки, где машина не пройдёт. Однако негласно мотопатруль всё же занимается байкерами, а ДПС на машинах — всеми остальными.

Первый в России отряд дорожной полиции на мотоциклах появился в Москве несколько лет назад, вслед за столицей байки для нужд ГИБДД стали закупать и регионы. Летом 2014 года два таких мотоцикла появились и в Кузбассе. Оба KTM 1190 австрийского производства вместе с доработками и фирменной экипировкой обошлись в 2 млн рублей.

KTM 1190 Adventure — это мощные современные мотоциклы с адаптивной подвеской, которую автоматически настраивает бортовой компьютер. 1,2-литровый двигатель выдаёт 150 л.с. и отличное ускорение. От серийных собратьев полицейский KTM отличается наличием цветографической схемы, красно-синих «мигалок», трёх металлических кофров для спецснаряжения, сирены и полицейской рации.

Управляют мотобайками сотрудники ГИБДД, которые прошли спецподготовку в одной из автошкол Кемерова. Курсы экстремального вождения инспекторам преподавали опытные спортсмены.

Мы отправились в рейд вместе с пилотом специального батальона, лейтенантом полиции Алексеем Астаховым. У инспектора за плечами большой опыт управления мотоциклами, поэтому когда появилась возможность стать мотополицейским, Алексей согласился без раздумий.

«В моей юности, конечно, такой техники не было – ездили на отечественных «Уралах», «Днепрах» да «ИЖах», — рассказал полицейский. – Этот мотоцикл совсем другой – намного мощнее, лучше управляется. Как правило, догнать нарушителя на нём не составляет труда. Впрочем, они не особо-то и рвутся убегать».

Те, кто знает эту модель мотоцикла, сразу понимают, что пытаться гоняться с ним бесполезно. А тех, кто в мототехнике слаб, пугает внешность патрульного транспорта: с включенной сиреной и проблесковыми маячками, особенно в тёмное время суток, мощный полицейский мотоцикл приобретает поистине грозный вид.

“Единственный недостаток мотоцикла, который могу назвать – это лишние кофры по бокам, — говорит Алексей. — Они обычно пустуют, так как всё вмещается в кофр за спиной. Боковые ящики мешают в потоке машин, потому что мотоцикл с ними стал заметно шире. Между рядами порой сложнее проехать. В остальном — отличный байк, особенно нравится адаптивная подвеска, которая сама “понимает”, по какой дороге ты едешь – по асфальту или гравийке”.

Утром мы выехали на пустынные дороги Суховского и Металлплощадки, где, как показывает практика, ГИБДД, в это время катаются потенциальные нарушители на мопедах, мотоциклах и “квадриках”. Как правило, мотополицейские работают в связке друг с другом и патрульным автомобилем ДПС. Двумя мотоциклами можно заблокировать нарушителя на дороге, если он вздумал пуститься наутёк. За один такой рейд можно привлечь к ответственности десяток нарушителей на двух колёсах.

“У кого c документами вcё в порядке, не пытаются скрыться, — сказал Алексей. — В основном от нас стараются уехать нарушители ПДД, у которых прав на его управление нет или ТС не зарегистрировано”.

Поблизости от мотополиции всегда находится патрульный автомобиль. Это тоже удобно — полицейский на байке ездит по улицам, видит нарушителя, догоняет, останавливает и сопровождает к автомобилю ДПС. Там уже инспекторы составляют протокол или отвозят нарушителя в отделение, а мотополицейский время не тратит, продолжая патрулировать дороги, словно охотник, приводя «домой» новых недобропорядочных байкеров.

“Какого-то среднего числа пойманных нарушителей в день назвать нельзя, потому что всегда бывает по-разному, — рассказывает старший инспектор ОПБДД капитан полиции Евгений Наумкин. — От погоды тоже зависит: вот сегодня, например, мелкий дождик идёт, вряд ли кто-то сильно захочет гонять по мокрой дороге. А в другой день можем работать без остановки».

Штраф за управление мотоциклом без соответствующего водительского удостоверения сейчас серьёзный: от 5 до 15 тысяч рублей. Причём он справедлив и для водителей мопедов, которым с недавних пор положено иметь права категории «М». Мопед, квадроцикл или мотоцикл без документов или регистрации в таком случае отправляется на специальную охраняемую стоянку

Первым мотополицейскому попался мотороллер Honda под управлением водителя в строительном комбинезоне. Он ехал по дороге частного сектора без шлема и с выключенными фарами. Признаться, никто из присутствующих такого трёхколёсного мопеда не видел никогда, однако водитель утверждал, что это заводская модель и «никакая не самоделка». Водительского удостоверения при нём не было, документов на ТС тоже. По словам рабочего, мотороллер принадлежал хозяину стройки, на которой он работал. После того как удалось установить личность мужчины, выяснилось, что прав у него быть и не могло — гражданин оказался «лишенцем». В итоге мотороллер вернули работодателю, а водителю без прав пришлось отправиться в райотдел полиции.

Следующего нарушителя Алексей заметил в поле. Резко свернув с дороги, с включенными «мигалками» он направился к стоящему в траве квадроциклу и двум подросткам рядом с ним. Ребята невозмутимо выгружали из прицепа мешки с землёй и высыпали их содержимое на землю. Парни оказались наёмными работниками — они рыли погреб в частном доме, а землю вывозили в поле. Никаких документов на квадроцикл и прав при них не было, однако через некоторое время приехал владелец квадроцикла и привёз необходимые бумаги. Оказалось, что квадрик принадлежит ему, а молодые люди с позволения хозяина лишь использовали его для работ. Впрочем, порядок с документами на технику не освободил их от ответственности: управляя квадроциклом с прицепом и без водительского удостоверения, ребята рисковали собственными и чужими жизнями и здоровьем.

Не прошло и десяти минут, как на дороге показались очередные нарушители – двое молодых ребят ехали на малолитражном мотоцикле Virago без шлемов. Выяснилось, что ни у одного из них нет водительского удостоверения. Итого, за один рейд в будний дождливый день мотополицейскому удалось задержать троих нарушителей.

Случаев задержания подростков на мопедах без документов действительно много, но не реже мотополицейским приходится крутить гашетку и работать в режиме «перехватчик». По вечерам до самой поздней осени городские проспекты наполняются безрассудными байкерами на спортивных мотоциклах, которые нередко провоцируют ДТП, превышают скорость и разрезают ночь рёвом двигателей. Совсем недавно горожане жаловались, что на таких ночных романтиков просто нет управы. Но на хвост байкерам регулярно садятся «призрачные гонщики» — мотополиция на австрийских KTM, от которой за всё время удалось уйти всего всего двум нарушителям.

Текст: Денис Борд..
Фото: Максим Киселёв.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp