Пост про фильм The Post: рецензия на фильм

The Post в российском кинопрокате озаглавлен как «Секретное досье». У этого фильма не было вирусной рекламы, как у «О чем говорят мужчины. Продолжение», да и потенциальная аудитория картины – люди возрастной категории 30+. Маловероятно, что он будет интересен широкой аудитории (типично американская тема торжества демократии, отсутствие спецэффектов и постельных сцен), однако фильм стоит того, чтобы его увидеть.

«Самая переоцененная актриса» (по словам Трампа) Мэрил Стрип, стареющий, но не теряющий при этом своего мужского обаяния Том Хэнкс. Режиссура Стивена Спилберга. Три фамилии, дающие 100% гарантию успеху фильма еще до его выхода. Две номинации на Оскар-2018: «Лучший фильм» и «Лучшая актриса» (подведение итогов уже скоро, 4 марта). И совершенно не голливудский сюжет: ровный, плавный рассказ, завязанный на одной из больных точек американской истории – Вьетнамской войне. Эта тема, по большому счету, одна из популярных в американской истории и кинематографе.«Форест Гамп», «Охотник на оленей», «Цельнометаллическая оболочка» – да мало ли фильмов, так или иначе осуждающих те события?

Сюжет

Вашингтон, США. 1971 год. Издание The Times начинает публикацию документов Пентагона о военном и дипломатическом присутствии Америки в Юго-Восточной Азии со Второй мировой войны до 1968 года. Фактически, это  7 000 страниц, 47 томов секретной истории войны во Вьетнаме. После того, как генеральный прокурор Джон Митчелл обвинил издание в нарушении Закона о шпионаже, судья выдает постановление о прекращении  публикаций.

Казалось бы, на этом больная тема для американского правительства может быть закрыта. Однако к публикации документов присоединяется  Washighton Post. А еще через три недели суд вынес решение в пользу The Times и The Post, что позволило им продолжить освещать эту тему на своих страницах.

Замечу, история вполне  реальная.

О чем этот фильм?

Собственно, чем фильм закончится, было ясно еще в самом начале. Однако здесь важен сам процесс раскручивания сюжета, тот сторителлинг, за созданием которого стоят действительно мастера своего дела. Российскому массовому зрителю Спилберг  известен серией фильмов про Индиану Джонса, картиной «Челюсти», «Список Шиндлера». Его имя ассоциируется с человеком, создающим зрелищное и кассовое кино. Но «Секретное досье» выпадает из этого ряда совершенно.

Неторопливый, даже затянутый в начале фильм, постепенно набирает обороты к середине, и потом несется на огромной скорости, чуть замедляясь к концу. Зритель, привыкший к быстрой завязке сюжета, может просто заскучать на первых 20 минутах. Но тот, кто поторопится уйти, безусловно, не узнает, что самое интересное еще начнется – но чуть позже.

В «Секретном досье» нет постельных сцен (и секса нет, что непривычно для голливудского шаблона), нет темы любви, нет даже поцелуя между главными героями. В фильме вообще нет каких-то особенных спецэффектов, которые можно долго и с упоением смотреть. Ну, кроме печатного станка, работа которого снята так, что просто завораживает. Особенно конвейерная лента, бегущая с газетами вверх в самом конце фильма.

Зато в «Досье» есть непрестанно дымящие сигаретами журналисты, неповторимый, но уже порядком подзабытый стук печатных машинок, треск редакционных телефонов. И есть Америка 70-х: хиппи, уличные телефонные автоматы, президент Никсон и начало Уотергейтского скандала.

-Ты сейчас над чем-то важным работаешь?

-Нет, мистер Бредли…Конечно, нас тут все важное, это же Washighton Post.

-Вот 40 долларов, поедешь в Times. Не говори им, кто ты, но выясни, где находится журналист Шэн. Выясни, над чем работает Нил Шэн.

-А это законно?

-А чем мы, по-твоему, тут занимаемся?

Главная героиня

Однако это история не о становлении журналистики. На первый план выходит история женщины — Кэй Грэм (Мэрил Стрип), владелицы газеты  Washighton Post. После смерти мужа ей пришлось взять издание в свои руки и, не имея к тому особенного желания и способностей, заниматься издательской деятельностью. Лейтмотивом в фильме идет речь о том, что из маленького семейного бизнеса Washighton Post должна стать нечто большим, вещающим на всю страну. Но для этого нужны средства, которых у Грэм – увы – нет. Все, что в силах издания  – печатать свадебные фотографии дочери президента Никсона.

Кэй связывают личные дружеские взаимоотношения с Робертом Макнамарой (актер Брюс Гринвуд ), по заданию которого и был написан отчет для Пентагона, попавший в руки газетчиков. Могут ли журналисты дружить с политиками? Что выше: личностные отношения или истина? Слушать голос разума или полагаться на интуицию? Публиковать или нет секретные документы о Вьетнамской войне? Ведь только сумасшедший может накануне продаж акций своего предприятия отчаяться на открытую конфронтацию с правительством.

Героиня Мэрил Стрип – именно Женщина. Она обаятельна, красива, не напориста и не упряма.  По крайней мере, она было такой до того времени, пока не настал час сделать свой выбор.

— Ты меня прости, Боб, я знаю, на тебя сейчас столько всего свалилось. Но мне сложно понять: зачем и как ты мог сделать это, как ты мог нам врать?

-Тут все просто: на нас газеты повесили ярлык лжецов, в то время, как мы пытаемся во всем разобраться.

-Нет, вы продолжаете лгать. Зачем? Мой сын дома, в безопасности, слава Богу. Но ты видел, как он уходил на войну (во Вьетнаме), ты знал, что мы там не можем победить годы, многие годы. И ты допустил, чтобы наши друзья отправились туда?

В героине Мэрил Стрип нет ничего общего с предыдущим образом большого начальника, который она сыграла в «Дьявол носит Прада» или «Железная леди». Это мягкий, но очень волевой человек, который, несмотря на мнения влиятельного окружения, поступает так, как считает нужным. Не даром же она заявляет окружающим: «Я приняла решение, а теперь иду спать».

Феминизм

Еще одна тема, связанная с главной героиней – тема феминизма. К началу 70-х еще было принято, чтобы женщины уходили из-за стола, когда мужчины говорят о политике (и это продемонстрировано в картине). Мужчины негласно имели больше прав, чем женщины при приеме на работу и в прочих сферах. Да и сама Мэрил Стрип в интервью The Times вспоминала про те годы:

«Я училась в аспирантуре, когда мне впервые разрешили получить кредитную карту без подписи мужчины — члена семьи».

Поэтому волевое решение Кей Грэм публиковать документы, несмотря на логичные и обоснованные доводы мужчин — партнеров по бизнесу, выглядит такой точкой перехода от общества с гендерными стереотипами к обществу равноправия. Где женщина сама ведет бизнес и самостоятельно принимает решения о том, как ей поступить в той или иной ситуации. Сейчас это выглядит более чем странно, однако режиссер Спилберг подошел к освещению 70-х вполне достоверно.

Из минусов фильма – явный непрофессионализм журналистов Washighton Post в момент, когда им неизвестная девушка с улицы приносит коробку с отчетом, который они до этого безуспешно разыскивали. Бегло оглядев бумаги, редактор Бредли решает, что это именно те самые документы Пентагона.

«А как же верификация документов?» — завопил мой внутренний голос в этот момент. А вдруг это провокация со стороны конкурентов из The Times? Ну разве можно вот так доверчиво?

По большому счету, это фильм именно американский и для американцев.  Не зря же фестивальный тур презентации «Секретного досье» прошел в Нью-Йорке и трех крупных европейских столицах. К сожалению, России в этом списке не было.

Но в целом, фильм, как  хорошее выдержанное вино, оставляет после себя приятное послевкусие. Он логичен, мотивация поступков героев ясна. Несмотря на то, что интеллектуальное кино – не очень популярный сегодня жанр, после просмотра кинокартины  сожалеть о потраченных деньгах и времени точно не придется.

 

Текст: Роза Ройзман

Ваша оценка фильма:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд
Загрузка...
Видео: youtube
Фото: Google Images.

Комментарии

Рекомендуем